Ни для кого не секрет, что многие партии и их лидеры тратят колоссальные деньги на консультантов, экспертов и имиджмейкеров. Как правило, не в коня корм. Нет, нет — люди, призванные сделать облик политика более привлекательным, лучше или хуже, но отрабатывают затраченные на них средства. Но вот подавляющее большинство самоуверенных и самовлюбленных лидеров не используют наработки консультантов скрупулезно и системно. Первый пример неукоснительного комплексного соблюдения рекомендаций высокооплачиваемых консультантов явила только одна политическая сила — Партия регионов. Затраченные средства вернулись не только электоральными дивидендами. И после выборов рекомендации американских технологов и российских пиарщиков (кстати, не входящих в кремлевский пул) соблюдаются максимально. Рекомендациям имиджмейкеров строго следуют как лидеры, так и рядовые члены фракции. И речь касается не только одежды или тезисов на пресс-конференциях; способов подачи нужной информации в СМИ или необходимости доносить четкие сигналы до влиятельных посольств. Речь идет о практически неукоснительном соблюдении разработанных правил публичного позиционирования. Вы обратили внимание на то, что представители Партии регионов уже четвертый месяц практически не позволяют себе жестко высказываться в отношении президента? А на то, что съезд депутатов всех уровней Партия регионов проводила на украинском языке? Конечно же, вы помните, что Донецк не объявил себя, вопреки стараниям Витренко, территорией, свободной от НАТО.
И уж все отдали должное тому, насколько жестко и бескомпромиссно Партия Регионов может проводить работу над имиджевыми ошибками. Случай с исключением из фракции депутата Калашникова, принимавшего участие в нападении на группу журналистов телеканала СТБ — красноречивый пример такой способности.
Комплекс микро- и макрорекомендаций призван явить Украине и миру (в смысле западной его части) иное лицо Партии регионов. Все это должно заставить нас поверить в то, что Азаров не будет больше давить на оппонентов, используя рычаги налоговой. Кивалов, верша судьбы судей, будет руководствоваться исключительно их профессионализмом. Клюев в жизни не проявит интереса к теневым схемам в ТЭКе вообще и в НАКе в частности. Карпачова будет защищать права преимущественно бедных людей. А Джига станет тем человеком, который восполнит существующие белые пятна в деле Гонгадзе.
Одной из целей нового политического макияжа является создание комфортных публичных условий для президента Ющенко, союзнических отношений с которым все еще добивается Партия регионов. В принципе, Виктор Андреевич попал в ситуацию, которая кратко характеризуется словами: «Я сам обманываться рад…» Безусловно, президент вправе сам принимать любое решение, за которое он готов нести ответственность. Однако для Виктора Андреевича на этом, возможно последнем стратегическом перекрестке, важно принимать решение не с широко закрытыми, а с широко открытыми глазами. Во-первых, потому что оно в любом случае будет неоднозначным, но от этого не менее ответственным. А во-вторых, потому что его решение — это решение судьбы политической силы, которая его поддерживала. Ведь судьба президента и судьба «НУ» во многом взаимосвязаны.
Над вопросом «что делать» — бьется не только президент, но и сама «Наша Украина». На этот вопрос уверенного ответа нет практически ни у кого. По-прежнему перед блоком открыты опции всех трех вариантов, которые мы описывали на прошлой неделе: досрочные выборы, вхождение в коалицию и работа в оппозиции. Совершенно очевидно, что блок, разделенный не только по партийному признаку, но и делимый на группы влияния, по-разному определяющие свои цели, не в состоянии принять решение без президента.
Весьма странно выглядит тот факт, что президент Украины не то что за четыре месяца, прошедших после выборов, но и после создания идеологически враждебной коалиции не счел нужным встретиться с фракцией «Нашей Украины». По сути связь с президентом фракция держит через Романа Безсмертного, способного доносить до главы государства весь спектр мнений во фракции. Но только в том случае, если Виктор Андреевич пребывает в хорошем настроении. Если же он мечет громы и молнии, то «реле с ячейкой шалят» по полной программе. Стремление Ющенко максимально сузить круг общения и длительный поиск внятной резидентской позиции привели к тому, что с Партией регионов консультации проводят не только официально уполномоченная на это группа, состоящая из Безсмертного, Третьякова и Зварыча, но и другие группы, на это неуполномоченные.
В информационном поле блока существуют интерпретационные версии разговоров «любих друзів» с Азаровым и Кушнаревым, президента — с Тимошенко, президента — с Ахметовым, президента — с Януковичем и Еханурова — со всеми. Единого же «банка данных» ни в блоке, ни в секретариате президента нет. Вместо этого есть склад информационных обрывков, на основании которых президент будет принимать то или иное решение. Какое? Сегодня этого не знает никто.
Весьма велика вероятность того, что кандидатура Януковича таки будет внесена Виктором Ющенко в парламент. Всю эту неделю позиция президента металась между двумя крайностями: от «никогда в жизни» — до «внесу немедленно и дело с концом». Фракция же, жаждая определенности, приблизилась к той степени распыленности, когда лозунг «Спасайся кто может!» многим стал близок.
Вместе с тем, и в штабе «НУ», и в секретариате президента продолжают взвешивать варианты действий в ожидании ющенковского вердикта. Социологические опросы подтвердили интуитивное предположение обитателей президентского дворца: помаранчевый электорат деморализован, разочарован и, главное, апатичен. Более того, блиц-опросы социологов заверили чиновников секретариата в том, что эта негативная тенденция еще не достигла своего пика. Этот аргумент, а также ряд иных, включая доминирующую роль Тимошенко в попытке помаранчевого реванша посредством досрочных выборов, заставляет президента все более скептически относиться к такой развязке. Однако, по данным «ЗН», совокупность психологических просчетов, допущенных представителями Партии регионов — тон Азарова при обсуждении бюджетной резолюции; кадровая позиция Януковича; амикошонство Симоненко и намеки Рудьковского на импичмент — встревожила президента, заставив его догадываться о том, что не со всеми, кто мягко стелит, мягко спать. Очевидно, именно это послужило причиной озадачивания антикризисной группы (не путать с одноименной коалицией): предоставить перечень всех рисков, плюсов и минусов варианта разгона парламента. Эта задача, по данным «ЗН», была поставлена в четверг. Основными апологетами такого выхода из ситуации среди собеседников президента на сегодняшний день являются Юлия Тимошенко и Олег Рыбачук.
Теперь, что касается широкой коалиции и иных форм сотрудничества между созданной коалицией и президентом. Ряд экспертов и сторонников убеждают главу государства в том, что без присутствия его представителей в исполнительной власти уже в конце сентября — к моменту запланированного Партией регионов создания конституционного большинства в парламенте — президент де-факто потеряет всю власть. Конечно, рациональное зерно в этих словах есть. Для того, чтобы оставаться серьезным игроком, президенту явно недостаточно двух отведенных Конституцией членов Кабмина — министра иностранных дел и министра обороны. А конституционное большинство, о котором регионалы в кулуарах говорят, лишь как о вопросе времени, лишит его эффективного права вето на законы, принимаемые Радой. О Конституционном суде, формируемом под теперь уже легальным и чутким руководством г-на Кивалова, президенту тоже можно будет забыть. Поэтому Виктору Андреевичу необходим эффективный контакт с «Регионами», выраженный в заполнении своими кадрами десяти постов в исполнительной власти. (Кстати, рабочая группа уже трудится над тезисами, призванными объяснить широкой публике сотрудничество «Нашей Украины» с Януковичем. Разумеется, в основе пирамиды объяснений — объединение страны и соответствующая необходимость консенсуса.)
В ходе консультаций с Партией регионов, одной из групп переговорщиков была достигнута договоренность о том, что в числе кадровых пожертвований в пользу «Нашей Украины» будут первый вице-премьер с полномочиями, министр внутренних дел и глава Минюста. Кроме того, договорились о том, что два министра, чьи кандидатуры подает не премьер, а президент, не входят в квоту «десяти». Подтвердил ли эти наработки в ходе четверговой встречи с президентом Виктор Янукович — нам неизвестно. Известно лишь, что Виктор Федорович оказался не готов к предметному кадровому разговору. А также то, что он с большим скепсисом отнесся к идее отраслевого распаевания Кабмина. Если вы помните, посты в помаранчевой коалиции делили именно по этому принципу, когда ответственность за состояние в отрасли — ТЭКе, экономике, гуманитарной сфере — по всей вертикали несла одна из трех политических сил, входящих в коалицию. Условно говоря, если за Тимошенко закреплялся министр топлива и энергетики, то это означало, что НАК, НКРЭ и прочие тэковские образования — сфера ее кадровой и прочей ответственности. «Регионы» такого подхода не хотят. То есть хотят, но лишь для себя, не доверяя при этом «Нашей Украине» серьезные сферы в монопольное распоряжение.
Есть и другие моменты. При старой Конституции, как мы помним, президент выходил далеко за правовое поле, распоряжаясь судьбами министров. Формально их уволить можно было лишь по представлению премьера. Но, пользуясь тем, что старый Основной закон давал президенту право подписью под своим указом отправить в отставку премьера, глава государства беспрепятственно влиял на членов Кабмина. Теперь же судьба любого из министров зависит от спикера, способного в любой момент включить в повестку дня отчет перед залом того или иного члена Кабмина, а также от премьера, который (в нашем случае) контролирует парламентское большинство. И этого большинства, при любых раскладах и без голосов «Нашей Украины», будет достаточно для того, чтобы любого министра в любой момент отправить в отставку. Как вы думаете, сколько понадобится времени для того, чтобы «перевербовать» львиную долю потенциальных «нашеукраинских» министров? Особенно, если на эти посты будут назначены люди, давно и последовательно выступавшие за сотрудничество с Партией регионов…
Мне также доводилось слышать о том, что 12 президентско-нашеукраинских министров, введенных в исполнительную власть, будут способны, во-первых, защищать друг друга, во-вторых, влиять на ситуацию в стране. Усомниться в непогрешимости этих тезисов заставляют две вещи. Во-первых, дух серпентария, царящий в президентском блоке, не дает основания считать, что вошедшие в правительство Януковича министры будут действовать, памятуя притчу о прутиках и венике. Во-вторых, стиль правления Виктора Януковича коренным образом отличается от демократических кабминовских посиделок Тимошенко и ехануровского молчаливого игнорирования мнения правительства или отдельных его «фракций» и представителей. Тут будет все просто: «По батальонно! На одного линейного дистанцией! И — вперед!» Устоять перед подобным напором сможет далеко не каждый кадр.
Теперь немножко о том, в качестве кого «Наша Украина» может положить руку на руль исполнительной власти. Речь пойдет не об именах. Вряд ли президент в данной ситуации будет тотально руководствоваться принципом «Трех «П». Понимая весь масштабный арсенал средств регионалов, Виктор Андреевич будет стремиться в первую очередь назначать людей верных, а точнее преданных. Речь о формах сотрудничества. Их три.
Первая — это вхождение «Нашей Украины» в коалицию еще до голосования кандидатуры премьера Януковича. Это такой коллективный и окончательный «Прощай, Майдан!».
Вторая форма — присоединение «НУ» к коалиции уже после утверждения премьер-министра. Закон не требует в этом случае перевыдвижение главы Кабинета или переголосования его. Нашеукраинцы основным составом (не исключено, что после принятия первого или второго варианта решения несколько человек де-факто отколятся и примкнут к рядам Тимошенко) просто поставят подписи под коалиционным соглашением, после чего их представители войдут в исполнительную власть. Это эдакий вариант «непорочного зачатия» с реальной перспективой вышеописанных последствий.
Но кто-то умудрился изобрести и третий вариант: «Наша Украина», как и заявила, остается в парламентской оппозиции, а квота в правительстве дается непосредственно президенту, который заполняет вакансии либо беспартийными профессионалами-технократами, либо кадрами, приостановившими членство в партиях блока «Наша Украина». Кого в центре и на западе Украины собираются обмануть такой «немного беременной» формой работы с Януковичем, я так и не поняла. И тем не менее, такой вариант среди прочих тоже обсуждается.
В результате, независимо от избранной формы сотрудничества, вполне может сложиться ситуация, при которой «Наша Украина», войдя в исполнительную власть, потеряет электорат окончательно и разделит с остальными участниками коалиции ответственность за результат деятельности правительства, которые по субъективным и объективным причинам отнюдь не гарантированно будет позитивным. При этом президент потеряет как электоральную опору, так и остатки реальной власти.
Возможно, Виктор Андреевич рассчитывает на открытый либо, не исключено, закрытый протокол, в которых должен содержаться ответ Партии регионов на перечень условий, выдвинутых Виктором Ющенко. О существовании такого перечня известно достоверно. В нем содержатся и вопросы, касающиеся политического будущего нынешнего главы государства, и вопросы, принципиально важные для развития страны. Кое в чем этот перечень напоминает «Протокол расхождений», существовавший среди членов почившей в бозе помаранчевой коалиции. Но в какой степени на сегодняшний день достигнут консенсус между президентом и «Регионами» — судить сложно. Известно, что о первой группе вопросов разговор был с Ахметовым. Что касается вопросов державных, то он велся с более широким составом участников. И на определенном этапе вселил в президента оптимизм. Будет ли он закреплен «донецким словом» или донецкой подписью — непринципиально для результата, но для президента — важно.
Сказать, что в «Нашей Украине» есть критическая масса людей, испытывающих восторг от перспектив сотрудничества с нынешней коалицией, — значит заниматься самообманом. Там нет сторонников Януковича, но есть те, кто готов сотрудничать с сильным; там крайне мало любителей Тимошенко, но много тех, кто считает правильным решение о переходе «Нашей Украины» в оппозицию. Там не так много людей, которые съеживаются от стыда при вопросах маленького украинца «как же вы могли так все… профукать?», но немало тех, кто понимает, что даже имеющийся электорат необходимо сохранить. Ввиду отсутствия консенсуса фракция не может позволить себе пойти вразрез с решением президента. И, похоже, подавляющим большинством, примет любое решение Виктора Ющенко. Каким бы оно ни было.
Без президента перейти в оппозицию «Наша Украина» не может. Сторонники этого шага убеждены: если Ющенко по ряду неоднократно описанных причин примет решение сотрудничать с законно созданной коалицией и законно выдвинутыми ею премьером, а фракция останется в оппозиции, то через очень короткий период значительная часть нашеукраинцев де-факто присоединится к большинству. Меньшая, но радикальная, будет втянута в орбиты Тимошенко, а фракционный огрызочек «Нашей Украины» не сможет являть собой нечто полезное и привлекательное для электората.
Безусловно, если на секунду поверить в то, что лозунги, выдвигаемые «Нашей Украиной» во время президентских, да и парламентских выборов, искренне разделялись сторонниками Виктора Ющенко, то ни о каком сотрудничестве с «антикризисной» коалицией речи быть не может. Соответственно место «Нашей Украины» в оппозиции. Вместе с президентом. Именно такое решение диктуется во-первых, традициями цивилизованного мира — не смогли удержать власть, не оправдали надежд избирателей, не проявили таланта переговорщиков — в оппозицию. А следующие выборы рассудят, справились ли с задачами победители. Во-вторых, реальная перспектива превращения нашеукраинской квоты в правительстве в «женсовет при командире дивизии» не является выходом для президента. В-третьих, сохраненному и потенциальному электорату необходимо дать четкий сигнал хоть какой-то последовательности действий. Ведь склеивать страну — это не означает торговать принципами…
В «Нашей Украине» хорошо понимают, что оппозиция при неконтролируемой Кучмой власти Януковича опасна не только для капиталов и тактики карьерного роста… Там не верят Тимошенко. И в ее стремление к системной координации действий с «Нашей Украиной». Заявления же о совместных списках считают последствиями все еще не прошедшего шока. Там считают невозможным сохранить 150 депутатов, необходимых и для того, чтобы не дать правящей коалиции возможность преодолевать вето и менять Конституцию, так и для того, чтобы удерживать «Регионы» хоть в каких-то демократических рамках, не давая разрастись аппетитам до монарших. Там не верят многим своим же товарищам по блоку, считая, что рано или поздно регионалы найдут достаточно аргументов для создания за счет них и бютовцев конституционного большинства. И тот факт, что сегодня Андрей Клюев — ответственный за щепетильное направление — не форсирует переход депутатов от «НУ» и БЮТа в стан коалиции совсем не утешает тех, кто знает слабости своих партайгеноссе. В «Нашей Украине» не верят в то, что Виктор Ющенко пойдет на разгон парламента. И это самое главное. И поэтому, когда речь заходит об оппозиции, ищутся главным образом не варианты действий, а причины, объясняющие почему это невозможно.
По большому счету, в «НУ» никто не обольщается полученными комитетами и не считает занятые посты средством, позволяющим влиять на парламентские решения. Во-первых, потому что в ключевых комитетах, полученных оппозицией, расторопные регионалы создали свое большинство. А во-вторых, потому, что решение все равно принимает большинство в зале, и любая позиция комитета может быть проигнорирована.
На самом деле, если бы произошедшее послужило уроком для «Нашей Украины» и Блока Тимошенко, то у них бы не стоял вопрос «что делать?». Трезвая оценка перспективы досрочных выборов; консолидированная позиция в общении с президентом ив формировании его точки зрения; разработка и публичное утверждение совместных планов; создание аналитических групп для работы по основным направлениям развития экономики и противостоянию угрозам национальной безопасности; наработка соответствующих законопроектов. Работа на удержание критической численности во фракциях, чему мог бы способствовать фактор существования в стране не только политической, но и бизнесовой оппозиции. У кого-то есть сомнения по поводу того, что после вопремьерствования Януковича Тарута, Гайдук, Коломойский и целый ряд других бизнесменов, хоть одну ночь будут спать спокойно?
При переходе двух помаранчевых фракций в оппозицию электорат получает четкий сигнал и ориентир. Страна в целом — внятную систему политических отношений и оппозицию, способную достаточно эффективно отстаивать права и свободы. А цивилизованный мир понимает, что к чему.
И, тем не менее, на сегодняшний день вероятность такого варианта невелика. Намного выше допустимость того, что кандидатура Виктора Януковича таки будет внесена президентом на утверждение парламента, за что президент получит свою расширенную квоту в исполнительной власти. И произойдет это отнюдь не потому, что у Партии регионов не хватает голосов в зале либо кадров для заполнения вакансий. Произойдет это не потому, что многие в «Регионах» считают, что союз с коммунистами не украшает «рыночную» партию и не потому, что Ринат Ахметов начинает понимать, что Александр Мороз в политичисекой игре — это фигура такого же масштаба, как сам Ахметов в бизнесе. И наоборот, — что опыт Ахметова в политике таков же, как опыт Мороза в бизнесе…
Президент и «Наша Украина» нужны Партии регионов и ее первому лицу для «имиджу». Что получил Николай Азаров за то, что вышел на Майдан в помаранчевом шарфике? Как злорадствуют его некоторые однопартийцы — унизительную процедуру «избрания в спикеры». А вот Виктор Федорович получит в безраздельное пользование страну и возможность войти в цивилизованное сообщество как «гомо эректус». Но для этого ему нужно одеть не помаранчевый шарфик, а помаранчевую маску.