Поверить в то, что за полтора месяца Леонид Кучма превратился в ревностного борца за торжество светлых идеалов парламентаризма, непросто. Право слово, куда легче представить Григория Суркиса в оранжево-черной футболке болельщика донецкого «Шахтера». Или Виктора Ющенко, марширующего по Крещатику с транспарантом «Украина без Кучмы!». До сих пор не было в стране более последовательного и стойкого противника пропорциональной избирательной системы и перехода на парламентско-президентскую модель государственного устройства, чем Леонид Данилович.
Вспомним, что пять лет назад Кучма не стеснялся публично высказывать откровенное недовольство даже по поводу «смешанной» избирательной схемы, утвержденной в сентябре 1997-го Верховной Радой. По свидетельству информированных лиц, Леонид Данилович завизировал закон только после того, как его собственное окружение убедило ясновельможного патрона поддержать новшество. Если верить рассказам знатоков, придворные политтехнологи (тогда только-только входящие в моду) с цифрами в руках растолковали гаранту: при сохранении чистой «мажоритарки» весной 1998-го он рискует получить откровенно оппозиционный высший законодательный орган. Насколько скрупулезными были расчеты пропрезидентских математиков, судить сложно, но их аргументы возымели действие – лидер страны поставил свой автограф под революционным (по тем временам) законом. Руководствуясь, надо полагать, не столько стремлением углубить и расширить отечественную демократию, сколько банальным инстинктом самосохранения. Относительная европеизация избирательного процесса, таким образом, была не столько целью, сколько средством.
Нечто подобное, похоже, наблюдается и сейчас. Поскольку поверить в искренность стремительного политико-духовного перерождения Леонида Даниловича, повторимся, архисложно. Попытаемся проиллюстрировать наши субъективные сомнения объективными фактами.
В мае 99-го в парламент вносится законопроект, предусматривающий переход на пропорциональную избирательную модель. Полтора года, благодаря усилиям пропрезидентских фракций, документ благополучно «волынили». Однако в январе 2001 года Верховная Рада, разогретая «делом Гонгадзе» и «кассетным скандалом», голосует за отказ от смешанной системы. Через месяц Президент накладывает на решение народных избранников вето. Однако уже через четыре дня депутатский корпус снова выражает массовую поддержку «пропорциональному закону». Леонид Данилович отклоняет его повторно. Сегодня особенно любопытно вспомнить аргументы, которые приводил тогда нынешний ярый сторонник пропорциональной избирательной схемы и парламентско-президенсткой модели. «Когда сегодня есть 110 политических партий, а будет – 10, я с удовольствием подпишу закон… Сегодня у нас половина партий – «диванные», когда на одном диване может разместиться их несколько штук…». Кучма утверждает, что закон противоречит и нормам Конституции (как минимум шестнадцати), и принципам здравого смысла. Он убежден, что политические партии не в состоянии не то что взвалить на свои плечи ответственность за судьбу Родины, но даже сформировать полноценный Кабинет министров: «Они же не договорятся, а если и договорятся, то непонятно, что это будет – правительство или дурдом».
Времени прошло не так много. Конституция у нас не изменилась, но Леонид Данилович уже не усматривает никаких противоречий. В том числе и противоречий между тем, что он вещал тогда, и о чем витийствует сейчас. Зато изменилось (в сторону увеличения) количество отечественных партий: их теперь не 10, и даже не 110, а 123 (согласно информации, размещенной на официальном сайте Центризбиркома). Наверное, изменились (в сторону уменьшения) и размеры диванов, потому что об оскорбительном эпитете, когда-то отпущенном в адрес политических организаций, генеральный инициатор законодательных новшеств уже не вспоминает. И вчерашний «дурдом» нынче органично «трансформировался» в коалиционное правительство, способное, с точки зрения «обновленного» Леонида Даниловича, реализовать свою экономическую политику и отвечать за свои действия.
Анализ слов и дел Президента убеждает, что он категорически отказывался переосмыслить свое отношение к «диванам» и «дурдомам». В мае прошлого года Леонид Данилович весьма остроумно реагирует на предложение Виктора Медведчука изменить пропорции в «смешанном» законе: отдать 70% мест в парламенте «на откуп» политическим партиям, оставив «мажоритарщикам» лишь 30%. Гарант заявляет, что такое соотношение его устраивает, но только при условии: за менее чем треть мандатов пускай сражаются партии, а все остальное будет вотчиной «одномандатников». Тем не менее в июне 2001-го ВР пытается хотя бы на полшага приблизиться к вожделенной «пропорционалке» и голосует за новый «смешанный» закон. Схема 50/50 изменена на модель 75/25 в пользу коллективных участников кампании. Президент закон отклоняет. В июле высший законодательный орган в очередной раз голосует за то, чтобы по партийным спискам избирались 335 народных избранников, а в августе следует очередное президентское вето. 11 июля 2002 года уже новый парламент предпринял попытку «пробить» пропорциональную систему, однако законопроект не был поддержан пропрезидентскими фракциями.
Что же изменилось? Многое. Но только не сам Леонид Данилович. Можем предположить: «вбросив» в общество идею изменения политической системы, Президент (как и в упомянутом нами 97-м) воспринимает эту идею не как цель, а как инструмент. Инструмент сохранения (а в идеале – расширения) собственного, ослабевающего политического влияния. Даже беглый сравнительный анализ двух политических моделей (существующей и предлагаемой) позволяет утверждать, что менее всех в стране заинтересован в переходе к парламентско-президентской республике именно Кучма.
Попробуем разобраться в том, какими аргументами мог руководствоваться глава государства, объявив 24 августа о политико-правовой революции. Аргумент первый. Кучма перехватывает инициативу у оппозиции. Пропорциональная избирательная модель, право парламентского большинства на формирование правительства, ослабление полномочий Президента – все это лозунги из арсенала непримиримых и «поміркованих» противников действующего режима. Переняв их риторику, Кучма усиливает свои позиции, заодно ослабляя позиции оппонентов. Если вы помните, организаторы запланированных на осень массовых акций неоднократно подчеркивали: уход Кучмы не является самоцелью. Главная идея похода на власть формулировалась несколько иначе: оппозиция заявляла о стремлении создать демократические предпосылки для изменения системы власти. После того, как Президент выразил публичную «солидарность» с устремлениями своих противников, они будут вынуждены пересмотреть свои лозунги и свою тактику. Иначе запланированные оппозицией мероприятия обречены на неизбежный, оглушительный провал.
Аргумент второй, непосредственно связанный с первым. Президент сознательно расшатывает и без того далеко не монолитную оппозицию. В ее рядах немало тех, кому есть чем рисковать. И немало тех, кто не готов идти в схватке с Президентом до конца. «Покупая» обещаниями мира не готовых к войне, якобы демонстрируя свою слабость тем, кто еще не верит в собственные силы, Леонид Данилович, кажется, намеревается «кинуть» всех тех, кто еще верит, что он может не «кидать». А таковых, как свидетельствует эмпирический опыт, в мире политики (формально циничном и недоверчивом) все еще великое множество. Вот говорят, на днях бывший премьер пообщался с действующим Президентом, и последний пообещал первому, что все его политические требования исполнит. Ради гражданского мира в обществе. И даже позвонил действующему спикеру, призвав поддержать любые инициативы Виктора Андреевича. Можно представить такую беседу? Легко! Но так же легко представить и другую картинку: не успела за бывшим премьером захлопнуться дверь, как действующий Президент звонит действующему спикеру и приказывает Литвину «валить» любые инициативы Ющенко. А процесс «умиротворения» в «Нашей Украине» уже пошел.
Аргумент третий, в чем-то перекликающийся со вторым. Президент создает искусственную почву для создания большинства. Да, на словах Кучма не против того, чтобы узаконить право парламентского большинства на формирование Кабинета. Но внесение соответствующих конституционных изменений требует продолжительного времени. А пока гарант лукаво предлагает обкатать будущую модель, как говорится, «на общественных началах», без правового подкрепления. «Формируйте большинство – и вам кой-чего обломится при распределении правительственных портфелей». Эта мысль звучала и в недавнем обращении Президента к законодателям. Но тогда она была облачена в форму намека, а сейчас выглядит как открытый призыв. Адресованный, в первую очередь, тем представителям пропрезидентских сил, которые подумывают, не переметнуться ли на сторону оппозиции. А также тем представителям оппозиции, которые сомневаются, а не сбежать ли (пока не поздно) в потенциальное большинство.
Аргумент четвертый, плавно вытекающий из третьего. Отдать парламенту инициативу в вопросе формирования Кабинета сегодня, действительно, в интересах Кучмы. У него остаются те же конституционные полномочия, но формальную ответственность за действия бесправного псевдокоалиционного правительства он перекладывает на плечи обезличенного парламентского псевдобольшинства. Ну сами посудите, можно ли создать дееспособное большинство на базе разномастных мажоритарщиков (многие из которых демонстративно подчеркивали свою дистанцированность от любых политических сил) и представителей партий, для которых последние выборы обернулись если не поражением, то уж во всяком случае не победой? И может ли такое большинство сотворить ответственный Кабинет? Это будет если и не (воспользуемся афоризмом арбитра нации) «дурдом», то уж, во всяком случае, не команда единомышленников. В силах (и в интересах) Президента не дать этой команде работать, даже если у отдельных представителей подобной совокупности людей такое желание отчего-то появится. И в случае неизбежного провала деятельности такого «коалиционного» органа, Леонид Данилович получит замечательную возможность обрушить всю силу своего праведного гнева на нерадивый парламент. Которому он, Президент, представил уникальный шанс приблизить всенародное счастье и благополучие. Верховной Раде будет «возвращен» имидж «центра политической конфронтации». Как показывает практика, когда Кучме удается «найти» и подкинуть обществу очередного «врага», его рейтинг растет, а влияние усиливается. Кроме того, надолго будет дискредитирована сама идея парламентского большинства и пропарламентского Кабинета. Ну, и, наконец, если в президентские игры рискнет «поиграть» Виктор Ющенко (особенно в том случае, если он пожелает возглавить псевдокоалиционное правительство), на его президентских амбициях можно будет поставить жирный крест. Эту часть плана, Леонид Данилович, думается, реализует с особым удовольствием.
Аргумент пятый, подтверждающий логику четвертого. Говорить о своем «искреннем» стремлении преобразовать страну в парламентско-президентскую республику Президент может смело и безнаказанно. Потому, что прекрасно понимает, что предложенный им план реализовать невозможно. Сразу по нескольким причинам. Во-первых, в силах Кучмы в любой момент (резко и незаметно) затормозить процесс внесения необходимых конституционных изменений. И сохранить ласковую мину при циничной игре, мол, вы же видите: я за, а они – против.
Небольшое отступление «по теме». Не успел Президент объявить о том, что «в определенный Конституцией срок осуществится мирная передача власти от одного президента к другому», как один из наиболее рьяных его сторонников делает сенсационное заявление. Вице-премьер Владимир Семиноженко вчера высказал предположение, что в ситуации внутренней нестабильности «благотворным может оказаться продление срока президентских полномочий для действующего президента хотя бы еще на два года». А если «инициативу» поддержат «массы»? И благословит Конституционный суд? Гаранту Основного Закона не останется ничего другого как великодушно пойти навстречу пожеланиям общественности. И тогда, кстати, у него появится возможность лично проконтролировать процесс внесения в Конституцию всех изменений, необходимых для дальнейшей демократизации страны…
Во-вторых, этот процесс легко может затормозиться даже без участия Леонида Даниловича. Пока что трудно сказать, набирается ли в нынешнем депутатском корпусе три сотни твердых и последовательных сторонников парламентско-президентской республики. Но даже те, которые имеются в наличии, суть будущих изменений видят по-разному. И в целом ряде вопросов категорически не сходятся. А потому набрать один раз 226 голосов, а второй раз триста – весьма проблематично.
И наконец, самое главное. Создается отчетливое впечатление, что зажигая «зеленый» свет идее парламентско-президентской республики, Леонид Данилович стремится дискредитировать не только саму идею, но и наиболее ярых ее сторонников. Оппоненты Кучмы были настолько уверены, что он никогда не пойдет на демократизацию политической системы, что его недавние «откровения», кажется, повергли их в состояние растерянности. Незаметно для самих оппозиционеров идея глобального парламентаризма превратилась для них из цели в средство. Средство шантажа Президента. А тот выстрелил по ним из их же оружия. Есть основания полагать, что оппозиция оказалась не готовой к такому повороту событий. Потому что оказалась не готовой воплотить в жизнь собственные лозунги.
Попробуем подвести итоги. Президент продемонстрировал, что его главной целью по-прежнему является сохранение власти и влияния. И ради этой цели он готов прибегать к самым неожиданным средствам. Всем остальным политическим игрокам (и прежде всего оппозиции) предстоит в предельно сжатые сроки не только провести ревизию имеющихся в наличии политических средств, но и четко определить политические цели. Хотя бы для самих себя.