UA / RU
Поддержать ZN.ua

ТРУД(Б)НОЕ ДЕЛО

Начитавшись и наслушавшись всяческих комментариев по поводу визита (и, главное, его результатов) п...

Автор: Алла Еременко

Начитавшись и наслушавшись всяческих комментариев по поводу визита (и, главное, его результатов) премьер-министра Украины Виктора Ющенко в Белокаменную, и впрямь можно подумать, что он «провалил» украинско-российские переговоры на «трубную» тему. «Трубную» и очень даже трудную не только в смысле требуемого россиянами ограничения поставок труб, производимых украинскими заводами, на рынок России. О трубе шла речь и еще в одной части переговоров — традиционной уже украинско-российской перманентной проблеме — о долгах Украины «Газпрому». Очевидно, что накануне «правительственного вопроса» в парламенте многим оппонентам Виктора Андреевича именно в таком, провальном, свете выгодно представлять происшедшее и происходящее. И в самом деле немного нашлось людей, не бросивших камень в украинского премьера.

Хотя, если все же пытаться быть последовательными, уместно вспомнить (или поинтересоваться, если для вас это новая тема) историю, например, того же «трубного вопроса». «ЗН», к слову сказать, не однажды обращалось к этой теме. Сначала — в связи антидемпинговыми процессами в Европе против украинских производителей в основном бесшовных труб (например, «ЗН» №3 за 23 января 1999 года). Затем уже в связи с началом антидемпингового расследования россиянами (см. «ЗН» №№46 и 51 за 2000 год). Однако «за скобками» тех публикаций остались весьма существенные нюансы, которые, на мой взгляд, очень многое объясняют, в частности и по поводу трудности «трубности». Как предложил один из авторов «ЗН», давно и профессионально занимающийся этой темой, давайте начнем с проблемы кодировки продукции.

Как и советует нам профессионал, зададимся сначала риторическим вопросом: «Известно ли украинским метрам, что они пользуются либо рекомендуют пользоваться неверным переводом Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности на русский (украинский) язык?»

В международном варианте, подчеркивает наш эксперт, на английском языке код 7304 излагается следующим образом: «Tubes, pipes and hollow profiles, seamless, of iron (other than cast iron) or steel», или, в переводе на русский язык: «Трубы и полые профили, бесшовные, стальные, исключая чугунные».

В официальном же документе «Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности Содружества независимых государств (ТН ВЭД СНГ), в редакции от 19 июня 1996 года, код 7304 переведен как: «Трубы, трубки и профили пустотелые, бесшовные, из черных металлов (кроме чугунного литья)».

Видите разницу: в оригинале (т.е. принятом во всем цивилизованном мире документе) о трубках и чугунном литье даже не упоминается! Аналогичные ляпы характерны и для других кодов трубной продукции.

Не нужно быть профи и тем более, что называется, лезть в трубу, чтобы понять, что Украина, да и Россия, в ряде случаев пользуются иной системой кодировки, нежели принято во всем мире. Не говоря уже о том, что принятая в Европе система кодировки имеет существенное отличие, например, от системы, принятой в США и некоторых иных странах.

«Ладно, трубники не знают этой специфики, — говорит наш профи. — Но юристы, специализирующиеся на внешнеэкономической деятельности, просто обязаны владеть этими, не бог весть какими сложными нюансами». Возможно, он и ошибается. Но, скорее всего, не намного. Но даже если так, небезынтересно узнать, к чему это приводит и может привести.

О том, как украинские трубники
сами себя «высекли»

Вначале немного истории, с которой вы, скорее всего, уже знакомы. Но, тем не менее, исключительно ради корректности анализа, напомним ключевые моменты.

Итак, 26 ноября 1998 года Европейская комиссия извещением 98/С 353/G8 объявила о начале антидемпингового расследования в части импорта стальных бесшовных труб, поставлявшихся Хорватией и Украиной. Номенклатура этих труб была определена кодами 7304 10 10; 7304 10 30; 7304 31 99 и 7304 39 93. Далее последовали рутинные процедуры: сбор информации о количестве ввезенных в страны ЕС труб, о ценах их закупок, выяснение обоснованности цен на трубы, устанавливаемые украинскими производителями, переговоры, консультации и так далее. Интересы украинской стороны отстаивала юридическая фирма Magister & Partners. После продолжительного разбирательства было принято решение об ограничении украинского экспорта стальных бесшовных труб в страны Европейского содружества до уровня не более 30000 тонн ежегодно. Это более чем в пять раз меньше объема, поставлявшегося украинскими производителями на европейский рынок в последние два года.

Соответствующий документ был подписан директорами трех крупнейших трубных заводов Украины. Позже в печати появилось заявление представителя фирмы Magister & Partners о том, что ими было сделано все возможное для спасения украинских трубников. Ими было сделано и в самом деле много. Но только наш профи не согласен с тем, что это было все, что можно было сделать. Почему? Наш профи предлагает ниже приводимую версию ответа на заданный вопрос.

«Сначала давайте займемся анализом формулировок указанных кодов. В оригинале они изложены следующим образом: а) шестиразрядная индикация 7304 10 «Line pipe of kind used for oil or gas pipelines» (трубы для трубопроводов, типа применяемых для транспортировки нефти и газа). Последующие два разряда — 7304 10 10 и 7304 10 30 — уточняя размеры диаметров, в данном случае не имеют принципиального значения. Под эти коды попадают стальные бесшовные трубы, поставлявшиеся украинскими заводами в относительно небольших количествах по ДИН 1629. Здесь все более или менее ясно: поставки относительно малы, цены, хотя и ниже принятых в Европе, но были не столь вызывающими.

Весь сыр-бор разгорелся из-за массовых поставок в Италию украинских труб второго сорта, а также труб с пониженными требованиями по ГОСТу. Инициатором антидемпингового расследования будто бы выступила итальянская таможня, которая не получала ощутимых платежей по ввозным пошлинам. Доставка таких труб производилась кораблями по различным каналам, в том числе с помощью наспех созданных определенными украинскими трубными заводами совместных фирм».

В свое время специалисты Трубного института (Днепропетровск) неоднократно предупреждали директоров заводов о возможности инициирования антидемпинговых расследований, но, видимо, желание получить быстрые деньги победило. Однако, как и предлагает наш эксперт, не будем касаться этой стороны проблемы, постараемся блюсти корректность в анализе проблемы. Для чего остановимся на правомочности трактовки кодов 7304 31 99 и 7304 39 91. Этот момент является центральным для рассматриваемой проблемы. Вспомним, что именно по этим кодам, а не по каким-либо другим, было инициировано антидемпинговое расследование.

«В оригинале код 7304 31 в шестиразрядной индикации изложен:—cold —drown or cold-rolled (cold-reduced) (холоднотянутые или холоднокатаные (обжатые на холоду), а его расширение до восьмиразрядного 7304 31 99 элементарно просто: —Other (другие). Код 7304 39 в шестиразрядной индикации записан тоже элементарно просто: —Other (прочие), а его расширение до восьмиразрядного 7304 39 91: —Not exceeding 168,3 mm (не более 168,3 мм).

Обратите внимание — все будто бы просто. Но вместе с тем и не просто, так как практически неопределенно. В этом и состоит основная сложность.

С учетом этого следовала элементарная стратегия поведения украинских «ответчиков»: доказать, что трубы, поставленные с требованиями по ГОСТу, не попадают в указанные коды.

Как нужно было это сделать, это другой вопрос. Но для начала нужно достаточно хорошо разобраться в кодировке, в различных стандартах и так далее.

Мне могут возразить: мы все умные потом, а нам нужно было срочно находить компромисс. Допустим. Но зачем подписывать соглашение с расплывчатыми определениями продукции, подпадающей под действие квот? Давайте рассмотрим, что записали:

— seamless tubes of circular cross-section, of iron or non-alloy steel, cold drawn or cold-rolled, other than precision tubes and falling within CN code 7304 31 99 listed in Annex I of Regulation (EC) № 1734/96, and;

— other tubes of circular cross-section, of iron or non-alloy steel, other than threaded or threadable, of an external diameter not exceeding 406 mm and falling within CN code 7304 31 99 and 7304 39 93 listed in Annex I of Regulation (EC) № 1734/96.

Ведь этими записями закрыта возможность поставки громадной номенклатуры трубных заводов Украины. Обратите внимание на то, что эти формулировки основаны не на назначении труб, а на способе их изготовления. При этом запрещающая часть касается всех способов производства бесшовных труб, в том числе холоднодеформированных всех размеров и горячедеформированных диаметром до 168,3 мм.

Этот момент и является грубейшей ошибкой украинской стороны. Нужно четко представлять, что кодировка является важным юридическим документом при импорте продукции и к ней нужно относиться профессионально.

Что происходит в настоящее время. Представим себе, что на границу стран ЕС из Украины поступают бесшовные трубы, поставляемые для механической обработки по ДИН ЕН 10294, либо для общего машиностроения по ДИН ЕН 10297, либо по ДИН ЕН 10287для подземных трубопроводов, либо еще по десятку стандартов, которые не имеют четкого определения в Гармонизированной системе. Местный таможенник, не имеющий ясного представления об особенностях этих труб, но заинтересованный в повышении ввозных пошлин, моментально относит их в разряд Other и облагает пошлиной порядка 50% заявленной стоимости. Контракт мгновенно разваливается.

Как тут не согласиться с метром из Magister & Partners, что было сделано все возможное, но сделано все… для того, чтобы самих себя высечь.

Ну ладно юристы, они не доки в этих технических нюансах, но сами-то «трубники» обязаны понимать, к чему приведет такая формулировка. Или достаточно компетентных специалистов не нашлось? К, сожалению, с этим приходится сталкиваться все чаще и чаще, и не только в трубной отрасли. Но, как говорится, тут медицина бессильна.

Тема кодировки этими ляпами далеко не исчерпывается. И остается добавить, что потенциальные покупатели, услышав про бесшовные трубы происхождением из Украины, бегут от них, как черт от ладана. И вины зарубежных «трубных баронов» в этом нет никакой. Поверьте, они, «бароны», украинскую трубную промышленность всерьез не воспринимают. А горячо благодарить за такой подарок следует наших «орлов».

Не удивляйтесь, вскоре последует аналогичная ситуация со сварными трубами, поставляемыми из Украины. В Европу везут их кораблями и, снова- таки, по бросовым ценам. Так что отечественные юристы от ВЭД без работы не останутся...»

Антидемпинг
по-российски

Переходя к проблеме «труб(д)ных» взаимоотношений Украина — Россия, наш эксперт предлагает сначала вместе попытаться доказать несложную теорему. И для этого воспользоваться методом доказательства от противного. С определенной долей упрощения, суть которого основана на доказательстве очевидности абсурда исходного утверждения (таким методом иногда пользуются в математике).

Итак, дано: Россия вводит антидемпинговые меры по отношению к поставкам стальных труб из Украины.

«Доказательство (упрощенный вариант возможной украинской аргументации):

— Мужики, вы там не валяйте дурака, мы вам поставляли ежегодно по 700—750 тысяч тонн стальных труб и будем поставлять. Ваши проблемы нас не интересуют, отдайте нашу долю, а не то…!!!

— ...

— Мы ваши трубы и деньги считать хорошо умеем. У нас по этой части такие специалисты имеются, что ваши Березовские вместе с Гусинскими — сущие первоклашки. Наш один земляк (правда, он сейчас в длительном отъезде за рубежом) такой вариант с зарубежными банками и оффшорными зонами закрутил, что их хваленые пинкертоны из ФБР который уж год разобраться не могут, куда он денежки запрятал. Теперь они, пинкертоны, вынуждены усердно изучать географию про всякие там Карибские и Каймановы острова. Так что сразу сдавайтесь, не то хуже будет.

— ...

— Что вы там раззвонили по всему миру, что мы у вас газ воруем? Ведь на хорошем немецком языке вам популярно объяснили разницу между «воровством» и «несанкционированным отбором». Что, журнал Spiegel не читали? Читать надо! Ну, берем, да ведь так, сущие мелочи, не обеднеете! А еще старшей сестрой называетесь! Ганьба, ганьба, шановні добродiї!

— ...

— Да вы знаете, с кем имеете дело? Смотрите, доиграетесь! И еще: не вздумайте от наших КрАЗов отказаться. Оригинальная машина — возит мало, весит много. Смотрите там, еще просить будете!!!

Но самым убийственным аргументом для России, конечно, может оказаться грозное предупреждение, распространенное в сети Интернет — от самого председателя правления группы Interpipe господина Куликова. Он всему миру сообщил, что если Россия не послушается, то Украина обратиться аж в арбитражную комиссию Межгосударственного евроазийского объединения. Правда, пока только с просьбой… рассмотреть действия российских производителей труб. Можете себе представить, как они там, в России, перепугались?»

Так иронично описал сию историю наш эксперт. А ежели серьезно, то, как призывает наш эксперт, не забывайте о последствиях. Они давно обещались быть весьма серьезными. Задолго до «трубного» визита премьер-министра Украины в Москву наш эксперт прогнозировал: «Проблема, вероятнее всего, будет решена весьма просто: Россия установит квоту порядка 400-500 тысяч тонн в год на все виды труб, но в основном будет приобретать сварные трубы Харцызского завода. Они будут использованы для строительства магистрального газопровода в обход Украины. Еще кое-что закупит, но так, по мелочевке. На этом все и закончится. Общественности будет объявлено, что Украина таким образом участвует в строительстве обходящего ее территорию газопровода и что таким образом ее интересы учтены. Проблема исчерпана?!»

Кроме того, наш эксперт пришел к весьма неприятному выводу : «Думаю, что в серьезных антидемпинговых разбирательствах Украина участвовать просто не готова. Главным образом, из-за отсутствия компетентных специалистов.

Украине следует знать, что Россия, не надеясь на собственных Кулибиных, для защиты экспортных интересов использует опытнейшие юридические фирмы мира, например WHITE & CASE (htpp://www.whitecase.com). Я бы рекомендовал нашим спецам внимательно прочитать статью сотрудника этой фирмы (Richard King «Russian Safeguard Action Against Imports of Pipe and Tubes Products»), опубликованную несколько месяцев тому назад в сети TubeNet. Как следует в том числе и из этого материала, «нашiх хлопцiв вже там чекають».

Но если все же им неймется, пусть вначале изучат кодировку трубной продукции и соберут достоверную информацию о прежних поставках труб по каждой позиции. Не то — снова сядут в лужу».

Компромисс...

или Кто кому «труб(д)ник»?

Выше процитированное мнение было высказано задолго до состоявшегося на минувшей неделе визита премьера В.Ющенко в Москву. И, наверное, вы догадались, что по большому счету В.Ющенко здесь ни при чем. Но, как уже говорилось, многим в Украине по нескольким причинам очень даже хотелось бы, чтобы в ту самую «обещанную лужу» попал именно В.Ю. Но куда бы он ни попал, учитывая вышесказанное, вряд ли его можно обвинять в том, чего все-таки и, наверное, многому вопреки, он сумел добиться от россиян. Видимо, не зря россияне называют Виктора Андреевича «самым сложным переговорщиком». И, думаю, вовсе не потому, что последние переговоры премьеров двух государств длились десять часов кряду и закончились, образно говоря, на компромиссной ноте в ночь со вторника на среду. (Это уж так водится у украинцев — все принципиальные решения принимать в ночи... Хотя народная мудрость по-прежнему гласит, что утро вечера мудреннее. Или это и есть — компромисс?..)

Так или иначе, а россияне и украинцы договорились о том, что в этом году украинские производители труб малого и среднего диаметра, поставляемых на российский рынок, «самоограничатся» объемом в 485 тыс. тонн. Другими словами из Украины ежемесячно должно экспортироваться в Россию около 40,4 тыс. тонн труб малого и среднего диаметра. (Прошу заметить, цифры эти следуют из информационного сообщения правительства РФ.) Так что если вычесть из этой общей суммы оговоренного объема поставок квоту за почти прошедшие четыре месяца, то экспортировать украинцы смогут до конца года (ежели квота не будет изменена) около 323 тыс. тонн.

Кроме того, если верить сообщениям информагентств, то до конца года из Украины на российский рынок может быть поставлено еще и 135 тыс. тонн труб большого диаметра. То есть общая «трубная» квота для Украины россиянами на этот год предварительно определена в 620 тыс. тонн. С учетом уже произведенных поставок экспортировать всего осталось около 460 тыс. тонн труб всех видов.

Россияне, в свою очередь, на первых порах обязались не вводить в отношении украинских труб импортную пошлину (а грозило украинским «трубникам» импортная пошлина в 20–40%, а то и в 60% — в зависимости от вида экспортируемых труб). Хотя в СМИ на сей счет были слишком уж разноречивые данные. Одни издания называли визит В.Ю. «провальным» полностью (например, «Известия»: «Полная труба среднего диаметра»; «Киевские ведомости»: «Переговоры ценой в премьерство»); другие — относительно. Нот мы-то с вами уже знаем, что определяло результат сих переговоров. Во всяком случае, в «труб(д)ном вопросе»... А посему, достигнутые премьером В.Ющенко результаты по большому счету можно определить, по меньшей мере, нормальными. Другое дело, что впоследствии договорившиеся стороны могут несколько скорректировать свои позиции. Причем настолько, что от изначальных договоренностей ничего может и не остаться. Так уже случалось в истории украинско-российских торговых отношений.

Энерго-
и носители

Кроме «трубной» проблемы давеча в Москве украинский премьер обсуждал с россиянами и иные, не менее серьезные темы — долги за российский газ и условия объединения энергосистем Украины и России.

Накануне визита в белокаменную В.Ющенко в телеинтервью «Новому каналу» сказал, что ни о каком транзитном перетоке российской электроэнергии на Запад речь не идет. Во всяком случае, в качестве условия объединения энергосистем двух государств Украина это не рассматривала. Речь, мол, шла о «нулевом» перетоке. А это значит, что изначально украинская сторона не собиралась влезать в «электроэнергетические» долги перед россиянами.

Однако россияне, очевидно, на это смотрят иначе. А то с чего бы вдруг появились категоричные заявления представителей РАО «ЕЭС России» в том духе, что ежели Украина не согласится на их «энерговыход на Запад» через свою территорию, то и говорить не о чем?..

Так или иначе, а энергосистемы Украины и России до сих пор работают в автономных режимах.

На фоне «трубной трудности», как-то незаметными (в смысле не комментируемыми) остались нюансы согласования позиций Украины и России относительно определения суммы и вариантов погашения накопившейся украинской задолженности перед российским «Газпромом». Может, так и должно быть. Во всяком случае украинский премьер и его сопровождавшие официальные лица на сей счет предпочли не распространяться. И, наверное, правильно сделали.

Зато россияне не поскупились на комментарии. Перед визитом Ющенко в Москву глава ОАО «Газпром» Вяхирев однозначно заявил, что, мол, недовольны «газпромовцы» договоренностью с Украиной, а точнее — с НАКом «Нефтегаз Украины», которая предусматривает создание страхового запаса газа для всяких чрезвычайных случаев в Украине, а также возможность отсрочки и конвертации украинских долгов за использованный газ в облигации внешнего займа под гарантии правительтства Украины. (Подробнее эта схема и метода были описаны в «ЗН» №5 от 3 февраля 2001 года в материале «Газпромовки-2».)

Опять же, накануне визита в Москву, В.Ющенко заявил, что считает исчерпанной тему украинских долгов за российский газ по той причине, что сторонами согласован механизм взаиморасчетов, который позволяет в рабочем режиме автоматически оформлять все «несанкционированные» россиянами отборы газа в Украине.

Похоже, «Газпрому» это не очень нравится… Возможно, что и этим объясняется то, что до сих пор сумма украинской задолженности за прежде использованный российский газ сторонами четко не определена. А сей факт заинтересованным сторонам, компаниям и личностям дает повод для всевозможных трактовок ситуации.