UA / RU
Поддержать ZN.ua

ТРЕХМЕРНАЯ КОАЛИЦИЯ

Впервые пространство и время соединил в единое целое безымянный прапорщик Забайкальского военного округа, отдавший бессмертную команду: копайте отсюда и до обеда...

Автор: Александр Юрчук

Впервые пространство и время соединил в единое целое безымянный прапорщик Забайкальского военного округа, отдавший бессмертную команду: копайте отсюда и до обеда. По мере «сворачивания» избирательного пространства, то есть приближения даты президентских выборов, в трехмерном украинском политикуме происходят удивительные вещи. Мы не имеем в виду телефонные звонки Григория Суркиса своим избирателям и «психотропную» рекламу канала «Интер». Это особая история. Просто в последнее время Леонид Кучма начал довольно активно разрабатывать идею создания пространственно-временной коалиции, которая одновременно существует в трех измерениях: парламентском, правительственном и предвыборном.

Виртуальный Кабмин

Как всегда, в эпицентре предвыборной «пространственно-временной» коллизии оказалось правительство. Леонид Данилович недвусмысленно заявил о своей готовности содействовать формированию парламентского большинства при помощи специфической раздачи министерских портфелей. После президентских выборов, естественно. До этого, по словам Александра Волкова, в парламенте будет происходить перегруппировка сил в пользу «пропрезидентского крыла». Об особенностях этого процесса г-н Волков не стал особо распространяться, так как был занят анализом предвыборного потенциала спикера Александра Ткаченко.

Реанимация идеи коалиционного правительства вполне закономерна, так как настало время заключения «виртуальных сделок». Наиболее ходовым «товаром» сегодня является Кабинет министров. Не случайно Александр Омельченко пытался опровергнуть слухи о том, что ему предложена должность вице-премьер-министра в случае отказа от участия в выборах мэра. Да и сами киевские выборы показали, что можно довольно эффективно выстраивать свою кампанию на основе соответствующего распределения должностей и неких материальных ресурсов. Например, кандидат в мэры Иван Салий снял свою кандидатуру в пользу Омельченко после назначения его «начальником транспортного отдела» госадминистрации. Однофамилец Омельченко Григорий после соответствующих переговоров также отказался от участия в киевском шоу.

Нечто подобное, похоже, происходит и в более глобальном масштабе. В июне парламентарии собираются рассмотреть в очередной раз вопрос об ответственности Кабмина. И сразу же начинаются ответные «телодвижения» одного из претендентов в президенты. Ну вы его знаете. Он обещал победить еще в первом туре голосования, утверждая, что это не шутка.

Да если разобраться, то у нас этих коалиционных правительств было столько, что не на одно парламентское большинство хватит. Кого только не было в Кабмине: и руховцы, и социалисты, и НДП. Правда, на практике оказывалось, что принцип коалиционности каждый раз проявлялся в виде сделки с ограниченным количеством сторон, не имеющей никакого отношения к формированию парламентского большинства. Действительно, после выборов произойдет дежурная переструктуризация депутатского корпуса, так как с новым президентом парламентариям придется «сожительствовать» до конца срока их полномочий. Но до коалиционного правительства дело не дойдет. Заявление Кучмы в этом отношении преследует сугубо практические, предвыборные цели: снизить уровень конкуренции при помощи демонстрации готовности заключать «виртуальные сделки» относительно будущего состава правительства. Но не более того.

Парламентское и правительственное измерения предвыборного пространства в этом случае пересекаются, и конкретные проявления такого пересечения могут возникнуть после первого тура президентских выборов. Кто-то запросто может получить должность не только вице-премьера, но и премьера.

Коалиционная поддержка

Следующим измерением пространственно-временной коалиции является так называемая партийная база претендентов. Похоже, что у кандидатов в президенты закончился период механического коллекционирования партий и общественных организаций в свою поддержку. Начались вполне закономерные коалиционные склоки. Например, один из лидеров СДПУ(о) Виктор Медведчук скептически отозвался об идее коалиции политических партий в поддержку Кучмы. Дескать, СДПУ(о) приняла решение о его поддержке, она же должна монопольно Леонида Даниловича и «танцевать», то есть работать с ним во имя победы и для блага определенного круга лиц. Нет, конечно, НДП и, допустим, общественное объединение «Злагода» вместе с партией мусульман Украины и либералами могут чисто ситуативно поучаствовать в избирательной кампании президента. Но затем потребность в этих структурах резко отпадает. Вместе с лидером НДП Валерием Пустовойтенко, который ну никак не тянет на роль лидера коалиционного правительства.

Такие амбиции вице-спикера вполне понятны, ведь СДПУ(о) должна на парламентских выборах 2002 года завоевать пресловутое большинство в ВР, а сам Медведчук в 2004 году планирует круто побороться за президентскую должность. Причем бороться он будет гораздо круче, чем Суркис за должность мэра. И не надо никаких партийных коалиций. В конце концов, не в коалициях счастье.

Спикер Александр Ткаченко в коалиционном отношении более оригинален. Так как только 29 мая планируется принятие судьбоносного решения о его выдвижении (невыдвижении), то о перспективах единой левой коалиции он высказался очень и очень «двусмысленно». Оказывается, спикер абсолютно уверен в том, что возможно выдвижение единого кандидата от левых сил, однако президентом, скорее всего, станет человек, который до настоящего времени еще не выдвинут. Пикантность высказывания Ткаченко заключается в том, что практически все претенденты на звание единого кандидата левых уже зарегистрированы в Центральной избирательной комиссии. Осталась только некая загадочная личность с таинственными инициалами А.Т.

Вместо эпилога

И Эйнштейн, и безымянный прапорщик-прагматик знали о существовании черных дыр, где пространство и время меняются местами. Правда, для счастливого обладателя погон был не совсем понятен механизм этого явления. Зато он четко знал, сколько требуется бойцов, чтобы вырыть приличную черную дыру, то есть внушительный окопчик для стрельбы с верблюда стоя.

Для теории пространственно-временной коалиции количество людей принципиального значения не имеет. Люди - для Президента не проблема. Зато для людей проблема - «черная дыра», где измерения меняются местами. Ведь президентские выборы состоятся 31 октября, а «фьючерсные сделки» заключаются уже сегодня. Кого-то могут здорово «кинуть» в многомерном коалиционном процессе.