UA / RU
Поддержать ZN.ua

ТОРГ НЕУМЕСТЕН

В понедельник первый вице-премьер Юрий Ехануров сообщил, что переговоры с Международным валютным фондом снова прошли безрезультатно...

Автор: Егор Соболев

В понедельник первый вице-премьер Юрий Ехануров сообщил, что переговоры с Международным валютным фондом снова прошли безрезультатно. Киев не получит из Вашингтона ни цента как минимум до октября. С точки зрения политиков это означает очередной удар по имиджу правительства, действия которого отказывается финансировать главный проводник реформ по западному образцу. С точки зрения финансистов это означает, что эти реформы идут неплохо. Именно это дает Фонду возможность спокойно тянуть время, решая свои задачи.

Для премьера Виктора Ющенко возвращение Еханурова из Вашингтона с пустыми руками, конечно же, стало неприятным событием. Новостью — сказать нельзя, Ющенко должен был ждать такого исхода. И, скорее всего, ждал. Не случайно на очень представительные и формально ключевые переговоры, в которых принимал участие директор-распорядитель МВФ Хорст Келлер, сам глава правительства не поехал. К Еханурову, который в правительстве курирует связи с основными кредиторами, он добавил «съевшего собаку» на этих связях министра финансов Игоря Митюкова и Владимира Стельмаха, председателя виновного перед Фондом Национального банка. Причем Ющенко не планировал ехать с самого начала, когда этот раунд консультаций только был спроектирован.

Трое делегатов выполнили необходимый график встреч, привычно подискутировали с Фондом, после чего вернулись в Киев и сообщили, что денег снова не будет. Единственным, хотя спорным, достижением является согласование, но опять-таки ориентировочной даты, когда совет директоров МВФ решит, как реагировать на уловки, проделанные Национальным банком в 1997 году. Это должно произойти 28 августа. После этого в Киев в сентябре в пятый раз в этом году приедет миссия МВФ, которая обсудит, что правительство сделало в августе-сентябре. Затем она в пятый раз уедет, а что будет дальше, сейчас неизвестно.

С точки зрения формальной логики это провал. Лучше бы не ездили. Конечно, бюджетных денег делегаты, отправившиеся маленькой группой простым авиарейсом, много не потратили. Но привезенное ими известие об очередной затяжке финансирования было плохо воспринято здесь. Во-первых, Митюков по-прежнему не может начать переговоры с Парижским клубом о реструктуризации долгов его членам. Во-вторых, он по-прежнему не вправе получить деньги от Всемирного банка, которые пополнили бы валютные резервы НБУ и улучшили финансирование бюджетных организаций. В-третьих и в главных, это поддерживает у наблюдателей довольно распространенную мысль, что вторую часть словосочетания «правительство реформаторов» надо брать в кавычки. МВФ давал деньги премьеру Лазаренко, премьеру Пустовойтенко, но премьеру Ющенко он их не дает.

Теоретически у Фонда есть основания не выделять новые займы из-за плохого выполнения поддерживаемой его финансированием программы. Даже из всего 11 условий МВФ, которые должны были дать зеленый свет совету директоров, качественно выполнено не больше половины. Правда, Ехануров убеждал вашингтонских экспертов, что не сделано только одно — загорающий на пляжах парламент не отменил пошлину на экспорт подсолнечника. Но это неправда. К примеру, одно из самых легких условий — урегулировать задолженность Министерства финансов перед Национальным банком по принадлежащим ему госбумагам — исполнено примерно на четверть. Долг не только не выплачен, но даже не реструктуризирован. Правда, Митюков и Стельмах заключили между собой соглашение о реструктуризации этих бумаг, но оно с явным подвохом. Во-первых, заключено в устной форме, во- вторых, не оговаривает параметры реструктуризации, по поводу которых оба ведомства и спорят примерно с мая. Кроме того, жесткую позицию Фонда невольно усилил Леонид Кучма, подписавший довольно регрессивный указ о госзакупках на рынке зерна. Против вытекающих из этого документа последствий активно выступили Соединенные Штаты, чьи импортеры давно борются с вмешательством властей в их украинский бизнес.

Однако базовая причина несгибаемости Фонда состоит в другом — у Киева нормально идут дела. Экономический рост продолжается, несмотря на стабилизацию курса, то есть он уже не обусловлен исключительно подъемом экспорта на девальвации гривни. Погашение социальной задолженности идет невероятными темпами — только за восемь дней августа была ликвидирована пятая часть долгов по пенсиям. Бюджет, хотя и не исполняется полностью, сохраняет свою профицитность. Принудительный излишек доходов Минфин направляет на погашение внешнего долга, размер которого неуклонно снижается с самого начала года. Высокие темпы инфляции в первом полугодии, которые, кстати, во втором квартале были следствием либерализации цен, в июле благополучно сменились дефляцией. Национальный банк, чьи международные резервы уже почти год не пополняются новыми займами, не только не разорился, но сейчас даже увеличивает их. Макроэкономические улучшения четко проявляются и на микроуровне — одно за другим хронически убыточные крупные промышленные предприятия сообщают о прибылях в первом полугодии.

Между тем МВФ был создан и всегда был организацией по борьбе с кризисами. В прошлом году львиная часть его займов была получена в конце первого квартала, когда над Киевом нависла угроза дефолта, и летом, когда Вашингтон был заинтересован в перевыборах Леонида Кучмы. Та же самая тенденция прослеживалась в 1998 году, когда программа расширенного финансирования была выдана Украине как лекарство по борьбе с идущим из Москвы кризисом. То есть сейчас у Фонда есть все возможности и основания экономить свои ресурсы. Он будет суров, въедлив и бюрократичен. Или, кому что ближе, негибок, слеп и глух. Симптоматично, что, убедившись в сравнительной устойчивости государственного бюджета в этом году, которая беспокоила их ранее, эксперты МВФ сразу же выдвинули новое требование — проект бюджета- 2001 должен быть реален. Причем его озвучил сам Келлер. Фонд прекрасно понимает — Киев проживет без его помощи этот год. Пока такая ситуация будет сохраняться, требования будут нарастать.

Эта же причина дает Фонду все возможности наложить самое суровое наказание за обман 1997 года. Тогда Ющенко обхитрил МВФ с помощью банка CSFB и в этом году попал в огонь выборов нового МВФ и нового американского президента. Через три недели совет директоров Фонда должен будет выбрать между мягкими санкциями, которые могут спровоцировать критику в его адрес, и жестким решением, которое будет болезненно для украинских властей. Директор департамента валютного регулирования НБУ Сергей Яременко заявил позавчера, что Нацбанк ждет худшего. Он отметил ужесточение позиции Фонда ко всем странам-заемщикам в условиях пересмотра своей политики и вообще роли. При этом, по оценке замдиректора МВФ по Украине Юрия Якуши, в последние годы МВФ вообще более сурово относится к проявлениям недобросовестности заемщиков. Поэтому вполне возможно, что вместо выдачи новых займов Украину досрочно заставят вернуть деньги, полученные в период предоставления необъективных данных. Речь идет о сумме в размере около 200 млн. долларов. Это примерно 16% валютных резервов НБУ. Восполнить такую потерю путем интервенций на межбанке при нынешней конъюнктуре рынка Нацбанк легко сможет где-то за 20 торговых дней. Правда, наблюдатели вполне могут воспринять это как «пощечину» правительству. Хотя, с точки зрения финансистов, это приведет к дальнейшему уменьшению внешнего долга.

Егор СОБОЛЕВ