UA / RU
Поддержать ZN.ua

ТЕРРОРИСТЫ ПРОМАХНУЛИСЬ

Но, похоже, в кого-то попал премьер Осмелюсь предположить, что событие, заставившее вздрогнуть всю страну, было неожиданностью для населения, но не для премьер-министра Украины...

Автор: Юлия Мостовая

Но, похоже, в кого-то попал премьер

Осмелюсь предположить, что событие, заставившее вздрогнуть всю страну, было неожиданностью для населения, но не для премьер-министра Украины. Подумать так меня заставили мгновенно появившиеся в коридорах Кабмина после ухода Евгения Марчука камеры наблюдения, удвоенная охрана премьера, запрет снимать телевизионщикам здание Кабинета министров, переправленное в Донецк накануне визита подразделение «Альфа». Павел Лазаренко явно чего-то опасался. Откуда исходила угроза? Наверное, об этом Павла Ивановича уже спрашивала Служба безопасности Украины, которая проводит следствие по факту покушения на премьер-министра.

Были ли у него враги? Конечно. Кто-то объясняет их наличие стремлением нового премьер-министра навести порядок в стране, кто-то считает, что с премьером хотели свести счеты те бизнес-структуры, которым Лазаренко перешел дорогу. Разница между двумя этими вариантами состоит в том, что в первом случае речь идет о государственном деятеле, а во втором - о бизнесмене. А поскольку Павел Иванович един в двух лицах, то следует раскручивать версии, возникающие по всему азимуту. Именно поэтому вторым пострадавшим 16 июля можно назвать председателя Службы безопасности Украины Владимира Радченко, ибо куда бы он ни направил свой взгляд, везде могут найтись ситуации, вызвавшие недовольство прямыми или косвенными действиями нового премьера. Тут речь может идти и о газовом переделе, и о наведении порядка на алкогольном рынке, об аграрных сделках, днепропетровско-донецком противостоянии и многом-многом другом. В принципе, все эти версии в той или иной степени уже рассматривались в независимых средствах информации. А доведение их до логического конца оставим соответствующим службам.

На сегодняшний день ясно одно: покушение на Павла Лазаренко состоялось не по политическим, а по экономическим причинам. Именно этот факт, подтвержденный версией секретаря Совета национальной безопасности Владимира Горбулина, и является крайне неприятным. Сам факт покушения на премьер-министра ни в коем случае не красит государство, а, скорее, дискредитирует его. Вместе с тем, подобное случалось не только в условиях неустоявшейся украинской демократии, но и в исторически демократических Соединенных Штатах, политически стабильной Швеции, экономически развитом Израиле. Но везде подобные проявления терроризма имели политическую мотивировку. В случае с покушением на премьер-министра Украины ни о какой политике не имеет смысла говорить хотя бы потому, что нигде и никогда Павел Иванович Лазаренко не высказывал своих политических взглядов: никому неизвестно его отношение к СНГ, Европейскому союзу, расширению НАТО, разделу Черноморского флота, демократии, гласности, правам человека, роли партий, взаимодействию между ветвями власти...

Вышедшие на самый высокий уровень государственной власти криминальные разборки - это бомба, заложенная под репутацию страны, и мощность ее куда больше, чем три килограмма тринитротолуола. И, как ни страшно об этом говорить, все, что случилось, стало лишь логическим пунктом завершения всего происходящего. «Над страной нависла угроза прихода к власти коррумпированных элементов». Именно так заявил на брифинге Владимир Горбулин. Слушая эти слова, мне подумалось о том, что если бы мы были более честными перед самими собой, то ситуация не зашла бы так далеко.

В данный же момент складывается впечатление, что государство просто беспомощно что-либо предпринять в плане очищения власти от коррупции, а также проливания света на теневую экономику. Кажется, болезнь запущена так далеко, что лечить ее не имеет смысла, есть смысл о ней забыть. И тогда «беловоротничковая» теневая экономика легализуется, что, в принципе, в последнее время активно и происходит. Другое дело, что в этом процессе выживут не все, а лишь самые лояльные. Сопротивление остальных бесполезно, что, в принципе, показалои последнее заседание президиума Кабмина.

Исходя из всего этого, сложно поверить в версию, согласно которой многие считают, что покушение было организовано самим премьер-министром с целью создания ситуации, при которой можно было бы «завинтить гайки» по всей стране.

Последнее, безусловно, следует сделать не дрогнувшей рукой, но в рамках закона. Существует серьезная опасность начала «охоты на ведьм» - это с одной стороны. А с другой стороны, вся решимость может уйти в административный гудок, призывающий всех мобилизоваться, подготовить программы, определиться и, вообще, всем, как один, выйти на борьбу с теневой экономикой и организованной преступностью. Вот интересно только: борьбу эту начнут с головы или с хвоста?

Многих на мысль о «самопокушении» навела малая сила взрыва на улице Красных Казаков. Принимая этот факт во внимание, скорее всего, можно говорить о том, что террористы ставили своей целью не убить, а напугать. Такую версию не исключают и в Службе безопасности Украины, о чем и было сказано на брифинге в администрации Президента. А если это так, то не исключено, что будут предприняты и другие, более серьезные попытки. В первую очередь к этому должна быть готова охрана премьера, которая призвана защитить жизнь государственного деятеля и просто человека, у которого нервы хоть и железные, но не казенные. Но усиление охраны - это чисто механический момент. Известно немало случаев, когда и охрана не помогала: например, во время убийства прокурора Италии в воздух взлетело 60 метров асфальтного покрытия, не спасли и бронированные машины. Наверное, должен быть разработан целый комплекс государственных мер по наведению порядка в стране, и меры должны быть реальными, действенными, а не бумажными или направленными на сведение под шумок политических счетов. Помимо этого необходимо создать свод законов, четко регламентирующих правила игры на бизнесполе. Если эти законы будут приемлемыми (то есть позволят легализовать капиталы) и если эти законы будут соблюдаться, а не трактоваться по-своему конкретными людьми, то опасность террористических шагов, уродующих лицо государства, будет резко снижена. Вместе с тем, нельзя забывать и о некоторых субъективных моментах, возможно, натолкнувших террористов на мысль о том, что все свои вопросы можно решить именно таким способом. Речь идет о чрезмерной концентрации информации, действий и влияния в руках одного человека. Кому бы пришло в голову организовывать покушение на Бориса Ельцина? Ведь все знают, что часть вопросов, даже политических, решает Черномырдин, часть - все еще Коржаков, часть - Чубайс и так далее, и так далее. Неплохо налажена система «громоотводов» и у Президента Украины. Рядом с ним давно находится человек, который адсорбирует весь, или почти весь, негатив, направленный в сторону Леонида Кучмы. Рядом с Павлом Ивановичем такого человека нет или, по крайней мере, о нем никто не знает. Легенда, окутавшая Лазаренко, гласит: без Павла Ивановича ни одно сколь-нибудь серьезное решение в Кабинете министров не принимается.

С одной стороны, конечно, хорошо, что в стране появился человек, не боящийся взять на себя роль и ответственность хозяина. Но, с другой стороны, заслуженное и незаслуженное недовольство как отдельных структур, так и всего населения будет сконцентрировано именно на нем. Пытаясь создать Павлу Ивановичу имидж «отца нации», верные средства массовой информации, сами не желая того, порождают миф, политической жертвой которого со временем может оказаться сам премьер-министр. И не нужно будет для этого закладывать бомбы. Есть другие способы, довольно широко применяемые в украинских политических играх, и они живучи, ибо не только Павел Лазаренко, но и другие участники этих игр не любят делиться ни властью, ни полномочиями, ни, в конце концов, деньгами.

Что ж, жадность может, как известно, погубить фрайера, но она не должна погубить государство. Именно об этом нужно помнить политикам и бизнесменам, работающим в стране, где, к сожалению, есть еще и народ, которому вообщем-то не мешало бы наконец обеспечить человеческие условия жизни.