Феодосийское шоу, старательно исполненное местными статистами и профессионально подготовленное заграничными режиссерами, в очередной раз ярчайше высветило безволие, непрофессионализм и наплевательское отношение к национальным интересам Украины политиков и чиновников, которых в этой стране почему-то все еще считают властью. На сегодняшний день все ее ветви продемонстрировали лишь один особый дар — проваливать все, за что бы власть ни бралась.
Совместные учения с военными подразделениями других государств Украина проводит уже много-много лет. Тот же «Си Бриз» проходит ежегодно начиная с 1997 г. Но таких позорных скандалов, как нынешний, разгоревшийся вокруг прибытия в Крым американского корабля, пожалуй, еще не было. Да, девять лет назад, когда эти учения собирались проводить в первый раз, тоже шуму было достаточно. Заметим, что креатива с тех пор у верных ленинцев так и не прибавилось: тогда тоже требовали снять министра обороны (на то время А.Кузьмука) и грозили импичментом президенту Кучме. И парламентскую трибуну блокировали, и даже потасовка в сессионном зале была. Россия тогда тоже болезненно реагировала: Госдума, например, обвиняла Украину в «весьма недружественном шаге». Но уже на следующий год РФ сама успешно принимала участие в «Си Бриз-98» и продолжила эту практику в последующие годы. Кстати, в этом году Россия вместе с другими шестнадцатью государствами также собиралась принять участие в «Си-Бриз-2006», и ее представители присутствовали на всех подготовительных планирующих конференциях. Может быть, пикетчикам, размахивающим транспарантами «НАТО, вон из Украины» на крымских дорогах, также будет небезынтересно узнать, что их кумир — Россия — в этом году принимает участие даже не в учениях, а в операции НАТО в Средиземном море «Активные усилия». А еще у этих сограждан и, в первую очередь, их прогрессивно-социалистических, коммунистических и региональных вожаков очень хочется спросить: а где же, товарищи, вы все были, когда, например, в марте прошлого года в районе той же Феодосии российский большой десантный корабль «Николай Фильченков» незаконно пересек государственную границу Украины, а затем начал ни с кем из украинских властей не согласованную высадку десанта недалеко от Керчи, грубо нарушив тем самым как двусторонние украинско-российские договоренности, так и внутреннее законодательство нашей страны? Почему никто из нынешних активных «защитников независимости и суверенитета Украины» не протестовал во время еще одного скандала, когда российский спецназ проводил несанкционированные учения неподалеку от Ай-Петри? И почему молчали, когда с территории Украины российские «черные береты» отправлялись в Чечню для участия в боевых действиях? Потому что музыку заказывает тот, кто платит?
Наверное, бесполезно приводить какие-то разумные аргументы, когда их никто не слышит, а главное, не желает слышать. Бесполезно спорить с Витренко и Симоненко и что-то им доказывать — у них свои задачи. Но для тех наших читателей, кто запутался и оглох от многоголосой какофонии последних дней и хотел бы все-таки разобраться в происходящем, постараемся прояснить основные моменты.
Во-первых, учения «Си Бриз» не являются натовскими. Это совместные украинско-американские учения в духе программы «Партнерство ради мира», участвовать в которых приглашаются и другие государства, как члены альянса, так и его партнеры. В этом году, например, приглашенных было 40, решение об участии приняли 17 государств. Еще раз напомним: проводить «Си Бриз» начали еще в те времена, когда прежнее украинское руководство хором заявляло, что в НАТО Украина вступать абсолютно не собирается.
Во-вторых, смешно слушать страшилки о готовящейся «интервенции». Во все годы во время «Си Бриза» отрабатывались те или иные миротворческие операции, например, ликвидация последствий стихийного бедствия, в частности, землетрясения, поисково-спасательные работы и оказание помощи поврежденному кораблю, или же, как в этом году, планирование и отработка антитеррористической операции.
В-третьих, никто не собирается размещать в Крыму натовские базы. Об этом на этой неделе еще раз заявил официальный представитель альянса Д.Апатурай: «У НАТО нет никаких планов, никаких причин и никаких намерений размещать какие-либо базы в Крыму. НАТО не имеет собственных вооруженных сил, и потому идея о том, что альянс может иметь базы где-либо, в том числе и в Крыму, в принципе, невозможна». От себя добавим: военную базу на территории той или иной страны может иметь не НАТО, а конкретное государство. Вот, например, у американцев есть авиабаза в Киргизии (между прочим, являющейся членом Организации Договора о коллективной безопасности в рамках СНГ). Кстати, в настоящее время киргизы ведут переговоры с американцами о повышении арендной платы. А вот российская сторона и слышать не хочет об изменении той мизерной суммы, которую она платит Украине за пребывание ЧФ РФ на ее территории. Но это так, к слову.
В Украине свои базы Соединенные Штаты размещать не собираются. Прибывшее в Феодосию американское коммерческое, а не «военно-транспортное», как утверждает оппозиция, судно доставило в Украину инженерную технику и стройматериалы в качестве материально-технической помощи Вооруженным силам Украины. Как разъяснило наше военное ведомство, техника и материалы будут использоваться для совершенствования учебно-тренировочной базы Старокрымского полигона ВМС Украины, где планируется провести береговую фазу «Си Бриз-2006». Для нужд учений на полигоне должны возвести несколько автономных помещений ангарного типа для проживания военнослужащих — участников учений и некоторые объекты учебно-тренировочной базы. После проведения учений, как свидетельствует пресс-служба МО, на Старокрымском полигоне будет проводиться обычная боевая подготовка подразделений ВСУ, а также учения для участия в миротворческих операциях. Другими словами, американцы который год подряд за деньги собственных налогоплательщиков привозят нам технику и стройматериалы, собираются помочь улучшить условия проживания наших военных во время учений, а Украина встречает их пикетами и оскорблениями.
Теперь что касается привезенного американцами оружия, перечнем которого Н.Витренко гневно потрясала на телеэкранах. Это оружие, оформленное согласно украинскому законодательству и разрешенное на ввоз Госслужбой экспортного контроля Украины, является штатным оружием прибывших американских военных, и на него действие закона «О порядке допуска подразделений вооруженных сил иностранных государств» не распространяется. Кроме того, по информации «ЗН», в ситуации, когда до сих пор отсутствует необходимое согласие Верховной Рады на допуск зарубежных военных подразделений для участия в совместных учениях в 2006 году, украинская и американская стороны договорились, что привезенное оружие будет находиться на украинском армейском складе до принятия позитивного решения ВР. Таким образом, прибывшие американские военные инженеры не могут считаться вооруженным подразделением, и допуск их на территорию Украины не подлежит парламентскому одобрению.
Получив обращение уполномоченного по правам человека Н.Карпачевой и лидера КПУ П.Симоненко относительно прибытия в Феодосию американского корабля, Генпрокуратура провела соответствующую проверку и сделала предварительное заключение: «Транспортное судно «Эдвантедж» находилось на территории Украины на законных основаниях». Как разъяснил в четверг замгенпрокурора Н.Голомша, в соответствии со ст. 1 Закона Украины «О допуске вооруженных формирований на территорию Украины», согласие о допуске Верховной Радой дается только на суда, которые оснащены тяжелым или легким вооружением. Он отметил, что, по предварительной проверке, судно «Эдвантедж» является коммерческим. Представитель ГПУ также подчеркнул, что в 1995 году наша страна присоединилась к программе НАТО «Партнерство во имя мира», а в 2000 году это соглашение было ратифицировано соответствующим законом Украины. По его словам, в соответствии со ст. 4 Закона Украины «О допуске вооруженных формирований на территорию Украины», допуск военных не нуждается в согласии ВР, если это предусмотрено международными соглашениями.
И если с юридическим статусом американского корабля, якобы из-за которого и разгорелся весь сыр бор, мы более-менее разобрались, то вот судьба запланированных на ближайшие четыре месяца шести многонациональных военных учений на территории Украины, действительно, туманна. Поскольку закон об одобрении решения президента Украины о допуске подразделений вооруженных сил других государств на территорию Украины в 2006 году для участия в многонациональных военных учениях на сегодняшний день действительно отсутствует. «ЗН» уже подробно освещало эту тему, поэтому напомним некоторые моменты вкратце. Подобные документы ВР принимает ежегодно, и до сих пор никаких проблем с ними не возникало — ни при Кучме, ни при Ющенко. Например, летом минувшего года парламент прошлого созыва одобрил соответствующее решение президента 246 голосами, причем впервые в истории подобных документов ни одного голоса против (даже из фракции коммунистов) не было. А вот в феврале, накануне выборов, для принятия закона уже не хватило одиннадцати голосов. Еще две попытки поставить законопроект в повестку дня также не увенчались успехом. В сложившейся ситуации, по информации «ЗН», на одном из весенних заседаний СНБОУ, на котором присутствовали президент, премьер, спикер, генпрокурор, председатель Верховного суда и другие члены Совета, было принято решение все-таки подтвердить странам-партнерам Украины приглашение прибыть в нашу страну в ранее оговоренные сроки в надежде, что новая Верховная Рада вскоре одобрит необходимый закон. После этого заседания тогдашний секретарь СНБОУ А.Кинах даже разослал специальные письма-приглашения странам-партнерам.
Но Верховная Рада собралась на первое заседание лишь 25 мая, о горящем законопроекте даже не вспомнила и взяла паузу до седьмого июня. Будет ли принят закон, вокруг которого теперь поднято столько шума, в следующую среду? Весьма сомнительно. Если же такое все-таки случится, это можно будет считать настоящим чудом отечественной политики. Для его свершения необходимо, чтобы за оставшиеся четыре дня президент заново подал необходимый законопроект в парламент (ведь, согласно новому регламенту ВР, законопроект, не принятый до окончания срока полномочий ВР, считается отозванным), а парламент заново провел всю необходимую процедуру — от регистрации документа и его рассмотрения тремя профильными комитетами до подписания одобренного ВР закона спикером. На сегодняшний день, как известно, у нас нет не только спикера, но даже парламентских комитетов…
Таким образом, как минимум двое учений из шести, оговоренных в законопроекте — украинско-британские «Тугой узел», начало которых намечено на 14 июня, и украинско-американские «Комбайн Эффорт», также запланированные на июнь, — находятся под более чем реальной угрозой срыва.
Со всеми вытекающими для международного имиджа нашей страны и реализации ее стратегических целей последствиями. Может ли теперь Украина считаться предсказуемым, последовательным и надежным партнером? Готова ли она компенсировать приглашенным на учения государствам потраченные ими на подготовку средства? О каком Плане действий относительно членства в НАТО, не говоря уже о самом членстве, можно вообще заикаться, если украинская власть не способна обеспечить проведение даже обычных ежегодных учений, запланированных давным-давно?
Вопросов возникает великое множество. И отнюдь не к Витренко и Симоненко, не гнушающимися никакими методами и готовыми любыми способами за пять грядущих до следующих выборов долгих лет не очутиться в забвении. Вопросы у нас, прежде всего, к власти, в руках которой находится весь мощный госаппарат, но которая при этом проигрывает по всем статьям и позволяет верховодить в стране политическим маргиналам, набравшим на последних выборах в общем зачете шесть процентов голосов.
Если для президента международный имидж Украины не пустой звук, почему в сложившейся ситуации он до сих пор не внес в парламент необходимый законопроект об одобрении собственного решения о допуске иностранных военных подразделений?
Почему оранжевые фракции, в чьем проекте коалиционного соглашения записан пункт о принятии соответствующего закона, совершенно о нем забыли и отложили сессию аж до седьмого числа? Почему, когда разгорелся скандал, не было собрано 150 голосов для срочного возобновления работы парламента?
Почему вывод Генпрокуратуры относительно пребывания на территории Украины американского судна прозвучал лишь на пятый день скандала, а не был подготовлен и озвучен еще до прибытия корабля в Феодосию, дабы этот скандал предотвратить?
А что, Служба безопасности не знала о готовящихся акциях? Если не знала, то грош ей цена. А если была в курсе, то почему не предотвратила беспорядки? Почему заранее не были оповещены профильные ведомства, чтобы до разруливания ситуации «Эдвантедж», как вариант, был поставлен на рейд?
Существует ли в Украине Министерство внутренних дел и чем занимается его глава, до сих пор не проронивший ни слова, когда в стране проходят несанкционированные митинги, а порты, дороги и аэропорты блокируются всеми, кому вздумается? Правоохранительное ведомство выглядит не лучшим образом, если оно не в состоянии обеспечить доставку груза и прохождение трех автобусов с иностранными военными к месту запланированных учений, срывая тем самым выполнение международных обязательств Украины.
Почему молчат политические партии, собирающиеся формировать парламентское большинство и правительство? Они вообще в курсе, что происходит в стране? Почему с заявлением относительно крымских событий оперативно выступил лишь Народный Рух Украины? А что по этому поводу думают господа Ехануров, Безсмертный, Мороз? «Наша Украина» наконец проснулась и разродилась заявлением лишь вчера. А г-жа Тимошенко, вероятный будущий премьер, ничего не хочет сказать по этому поводу? Ну, хотя бы прояснить, участвовали члены БЮТ в блокировании феодосийского порта, как утверждают некоторые местные депутаты, или нет? А если участвовали, то каковы будут дальнейшие действия блока и его лидера? Или Юлия Владимировна, как и в случае с газовыми соглашениями, будет разбираться и возмущаться исключительно постфактум? Или не будет вообще? Почему нет партийной оценки действий депутатов феодосийского райсовета? Потому что верный соратник Тимошенко А.Шкиль считает происходящее в Крыму «не более чем эпатажем»?
Похоже, политики так заигрались в коалицию, так увлеклись дележом портфелей и портфельчиков, что уже ничего не замечают вокруг и не отдают себе отчет в происходящем. Противостояние в Крыму длится почти неделю. Но первое обсуждение экстраординарной ситуации на Банковой, а затем и внеочередное заседание СНБОУ состоялись лишь вчера. Раньше президенту было недосуг? У него были более важные дела?
Но ведь проблема куда шире и куда серьезнее, чем возможный срыв многонациональных военных учений и заваруха в Феодосии. Неужели власть и политики, громко на нее претендующие, не видят, что страна пошла вразнос? В стране нет Конституционного суда и под угрозой бюджет. Ряд местных советов, наплевав на законы и прежде всего Основной, объявляют русский язык региональным. В Луганской области грозятся самостоятельно назначить губернатора и препятствуют работе пограничников, которые в рамках программы борьбы с контрабандой роют заградительные траншеи на границе с Россией. Феодосийские казаки обещают блокировать американский груз даже в случае соответствующего разрешения Верховной Рады и многозначительно угрожают: «Власть должна понимать, что такое казаки». Та же Феодосия объявляет себя «территорией, свободной от НАТО». Того и гляди, завтра Херсон станет свободным от ООН, Тернополь — от ЕЭП, Львов — от СНГ, а украинские граждане — от соблюдения законов и уплаты налогов.
Власть демонстрирует безволие и слабость в условиях, когда она должна сгруппироваться и быть как никогда сильной. Потому что угрозы для Украины и ее государственности сегодня находятся не только внутри страны. Главная угроза — за ее пределами. Это только наши то ли наивные, то ли малопрофессиональные СМИ из сообщения в сообщение тиражируют фразу о «стихийных» протестах местного населения в Крыму. А ведь руководство страны, по информации «ЗН», получило (пусть и с большим опозданием) оперативные данные СБУ о том, что массовые акции на полуострове организованы и проведены российскими спецслужбами, о том, что у многих митингующих российские паспорта. Почему об этом не заявлено во всеуслышание? Почему нашими компетентными органами не задержаны и не показаны на всех телеканалах страны российские граждане, грубо нарушившие законодательство Украины? Почему, когда дело касается России, наши власть имущие переходят на шепот и боязливо оглядываются в сторону Москвы? Ведь если им безразличны национальные интересы страны, должен сработать хотя бы инстинкт самосохранения: ведь это очевидно, что Россия будет добиваться свержения оранжевой власти любой ценой. Еще зимой 2005 г. Россия объявила Украине войну. Неужели у кого-то по этому поводу есть еще какие-то сомнения? Беспрецедентная «газовая атака» («газпромовский» газ продается Украине за 230 долл., а Германии — за 160 долл.), эмбарго на мясо-молочную продукцию, саботирование инвентаризации земельных участков и объектов Украины, используемых ЧФ РФ, сворачивание военно-технического сотрудничества, беспардонная, порочащая репутацию нашей страны информационная кампания в российских СМИ, санкционированная Кремлем, — это разве не красноречивые доказательства? И это только начало. Арсенал рычагов действенного и болезненного воздействия на Украину у Москвы чрезвычайно широк. И кампания, без особого труда и фантазии развернутая нынче в Крыму, — это только цветочки. Москва отлично осознает, что Киев критично отдалился от нее и критично приблизился к членству в НАТО, которое будет означать безвозвратный уход Украины с российской орбиты. Чтобы не допустить этого, Россия готова идти на большие жертвы, в том числе и попрание прав и интересов собственных граждан, собственной экономики и рисковать собственным международным имиджем. Противостоять этому натиску Украина сможет только в том случае, если ее власть будет очень сильной, умной и решительной. Если...
КСТАТИ:
На шестой день ранее прогнозируемого скандала Совет национальной безопасности и обороны Украины принял решение, выполнение которого еще предстоит обеспечить и судам, и радам, и силовикам, и парламенту. На вчерашнем заседании СНБОУ подтвердил необходимость проведения военных учений в 2006 г., утвержденных указом президента от 31 января, и потребовал от всех министерств и других органов исполнительной власти обеспечить их проведение в предусмотренные сроки. Совет обратил внимание на то, что ряд органов местного самоуправления, выйдя за рамки предусмотренных законом полномочий, приняли решение о запрете на проведение учений и своими действиями препятствовали подготовке к их проведению. В связи с этим СНБОУ требует от должностных лиц местных советов, в частности председателей Советов народных депутатов, прекратить незаконные действия, а от правоохранительных органов — дать правовую оценку этим действиям.
СНБОУ требует от правоохранительных органов обеспечить проведение всех мероприятий в соответствии с законом и создать нормальные условия для проведения учений.
СНБОУ также поручает СБУ, МВД, МИДу, Погранслужбе депортировать иностранных граждан, которые принимают участие в блокировании транспортных магистралей, акциях протеста на территории Украины или другими способами нарушают законы и вмешиваются во внутренние дела нашей страны.
СНБОУ также поручает МВД и Минобороны обеспечить правопорядок при проведении многонациональных военных учений.
Однако стоит отметить: данное решение Совбеза — попытка расставить точки лишь в частностях. Проблема же Крыма вопиет уже который месяц и требует комплексного стратегического подхода.