UA / RU
Поддержать ZN.ua

Тэлботт: НОВАЯ УКРАИНА В СТРУКТУРЕ НОВОЙ ЕВРОПЫ

Независимая, живущая в условиях безопасности, демократии и экономического процветания Украина яв...

Независимая, живущая в условиях безопасности, демократии и экономического процветания Украина является одним из главных элементов архитектуры новой Европы, поэтому Соединенные Штаты будут и впредь поддерживать все серьезные шаги, предпринимаемые Украиной в области политических и экономических реформ, заявил заместитель государственного секретаря Строб Тэлботт. Он выступил на открытии семинара по вопросам отношений между Украиной и НАТО, организованном в рамках проекта Гарвардского университета по изучению вопросов, связанных с безопасностью Украины, и совместного проекта Стэнфордского и Гарвардского университетов по вопросам превентивной обороны.

В своем выступлении Тэлботт затронул многие вопросы, в том числе: «особые партнерские отношения» Украины с НАТО; прошедшие 29 марта парламентские, муниципальные и местные выборы; будущее Коммунистической партии Украины; установленные Конгрессом ограничения на объем помощи, которую США могут оказывать Украине и которая может быть увеличена при условии достижения «существенного прогресса» по ряду спорных моментов, в том числе по вопросу открытия украинского рынка для американских фирм уже к концу текущего месяца.

Ниже с некоторыми сокращениями приводится текст выступления Тэлботта.

Прошел почти месяц со времени визита госсекретаря (Олбрайт) в Киев, который она охарактеризовала как очень продуктивный. Она считает, что партнерские отношения между НАТО и Украиной имеют жизненно важное значение для наших усилий по строительству новой Европы - единой, свободной, процветающей и мирной - впервые за всю ее историю.

На наш взгляд, для достижения этой цели должны использоваться, в основном, институциональные средства - или, как часто говорят, архитектурные. Задача построения новой Европы требует от нас адаптации существующих структур там, где это возможно, и построение новых там, где это необходимо. Масштабы этих институтов, область их действия, конкретные функции и членство отличаются друг от друга, однако их общие миссии и составы часто пересекаются. По ряду ключевых подходов они являются взаимоусиливающими. Вместе взятые они составляют внутреннюю структуру новой Европы.

НАТО отводится уникальная роль в этой общей схеме, поскольку только НАТО обладает военной мощью.

Между тем, НАТО является не только военной организацией; оно выполняет и политические функции, будучи катализатором укрепления и распространения общих для входящих в его состав государств ценностей, институтов и идей, таких, как демократия, верховенство закона, уважение прав человека и гражданина, терпимость к этническим и религиозным различиям и гражданский контроль над вооруженными силами.

Сегодня НАТО содействует интеграции и сотрудничеству между сторонами, которые мы привыкли называть Востоком и Западом. Расширение НАТО уже стало мощным фактором в деле примирения Германии и Польши.

Сама перспектива вступления в НАТО способствовала возникновению позитивных, мирных тенденций в странах Центральной и Восточной Европы.

Между тем, для того чтобы этот благотворный процесс не утратил нынешнюю динамику, та дверь, которую открыло руководство альянса на июльском саммите в Мадриде, должна оставаться открытой. В противном случае - если эта дверь захлопнется за Венгрией, Польшей и Чешской Республикой или за государствами, которые будут вступать во вторую очередь, - альянс и проводимый им процесс расширения не только не станут стимулом к интеграции, но и превратятся в нечто совершенно противоположное: будет создана новая разделительная линия, новый железный занавес, новая «серая» зона, новый стратегический тупик - но теперь уже дальше на Восток. Среди стран, оставленных за бортом этого процесса, возникнет почва для взаимных подозрений, военного соперничества, нестабильности, а возможно, даже для дезинтеграции и насилия.

Поэтому так важен принцип открытых дверей. Участники мадридского саммита НАТО в прошлом году утвердили этот принцип, а год спустя на саммите НАТО здесь, в Вашингтоне, этот принцип будет подтвержден.

Неизбежным следствием принципа открытых дверей является право каждого суверенного государства на выбор способов обеспечения своей собственной безопасности. Речь идет в том числе и о праве выбирать тип взаимоотношений с НАТО. Некоторые страны стремятся стать полноправными членами этой организации. Другие предпочитают сохранять статус неприсоединившихся государств, однако не отказываются от сотрудничества с НАТО.

Так или иначе, НАТО намерено уважать принятые ими решения. У альянса, разумеется, есть своя точка зрения на тип взаимоотношений, устанавливаемых со странами, не входящими в его состав. Между тем, определение специфики этих отношений является исключительно делом НАТО и любой конкретной страны.

И Россия, и Украина заявили, что пока не собираются вступать в состав альянса. Вне зависимости от того, какую позицию они займут в будущем, мы надеемся на то, что правительства обеих стран убедятся, как на практике, так и в теории, в том, что расширение не является угрозой ни для одного государства, находящегося за рамками альянса; наоборот, этот процесс призван повысить безопасность и стабильность на всей территории Центральной Европы.

Пока Украина считает необходимым иметь особые партнерские отношения с НАТО и НАТО согласно поддерживать с ней такие отношения. В этой аудитории есть люди, которые знают, какая огромная работа была связана со словом «особые». Некоторые из нас буквально листали словарь синонимов для того, чтобы подобрать правильное прилагательное. Часть нашей задачи - как стратегической, так и семантической - состояла в том, чтобы вновь формируемые отношения между НАТО и Украиной были самостоятельными, то есть действительно особыми, но в то же время учитывали в себе важное значение - для США, Украины и НАТО - нарождающихся взаимоотношений России с альянсом.

Речь шла о решении теперь уже знакомой нам задачи - вычерчивании треугольника отношений между США, Украиной и Россией. Заместитель министра Бутейко, посол Тарасюк, Эш Картер, Билл Миллер, Боб Хантер и я работали над этой геометрической задачей с начала 1993 года, и, как мне кажется, нам удалось найти ее решение.

Несмотря на в целом очень положительное отношение Украины к расширению партнерских отношений НАТО и России, среди некоторых наших украинских друзей прослеживается тенденция к слишком прямому и слишком ревнивому соотнесению частных моментов этого партнерства с тем растущим сотрудничеством, которое имеет место между Украиной и альянсом. Президент Клинтон и другие лидеры стран альянса рассматривают партнерство между НАТО и Украиной и НАТО и Россией как отдельные инициативы, каждая из которых имеет важнейшее значение для альянса и будущего Европы. Лидеры альянса считают, что в ближайшие месяцы и годы каждое из этих партнерств должно развиваться самостоятельно и собственными темпами.

Лидеры стран альянса также стремятся поддерживать и стимулировать тесные связи между Украиной и Российской Федерацией. Мы приветствуем впечатляющие усилия правительств обеих стран, предпринимаемые на пути к этой цели, в частности, в рамках Договора о дружбе и сотрудничестве, подписанного ими в мае прошлого года. Это историческое соглашение поможет укрепить архитектуру новой Европы. Есть определенная закономерность в том, что Украина и Россия подписали договор между собой в том же месяце, в котором был подписан Основополагающий акт между НАТО и Россией. Договор между Украиной и Россией помог создать прочную основу для мадридского саммита в июле прошлого года, в ходе которого Президент Кучма, президент Клинтон и руководители других 15 стран-участниц альянса подписали хартию НАТО-Украина. Другими словами, этот договор, Основополагающий акт и хартия - по отдельности и вместе взятые - явили собой классический пример хорошо продуманного архитектурного решения в области дипломатии и безопасности.

Со времени мадридской встречи мы уже сделали много для реализации идей, заложенных в хартии. В декабре мы провели в Брюсселе на уровне министров первую встречу нашего нового консультативного форума - Комиссии НАТО-Украина. Борис Тарасюк и Боб Хантер внесли большой вклад в создание и организацию работы этой комиссии. На основе достигнутых ими успехов мы стали и дальше расширять диалог между руководством наших стран, нашими послами, экспертами и военными. Нам также удалось расширить контакты НАТО с украинской общественностью посредством информационного бюро альянса в Киеве - учреждения, которого раньше не было ни в самом альянсе, ни за его пределами.

В целом нами взят хороший старт. Между тем, нам следует активизировать усилия для того, чтобы нынешний диалог между нами - который по определению состоит, в основном, из словесных контактов - перешел в плоскость практических, осязаемых действий и инициатив, способных еще теснее сблизить альянс и Украину, наполнить их отношения содержанием и придать им характер взаимовыгодного сотрудничества.

В оставшееся у меня время я бы хотел отвлечься от чисто военных аспектов проблемы безопасности Украины и перейти к политическим и экономическим аспектам, которые имеют не меньшее значение и, к сожалению, вызывают гораздо больше вопросов.

Делать шаги в сторону открытой двери НАТО или ЕС, ОЭСР, ВТО или любых других основополагающих институтов, объединяющих сегодня успешно функционирующие демократии, - трудная задача для Украины, в истории которой не все складывалось удачно. Потребуется изменить весь уклад и направление движения украинского общества. Это, в свою очередь, требует мужества и дальновидности от руководства страны; трудного и часто болезненного выбора; это требует завоевания и сохранения поддержки граждан, которые лишь недавно впервые в своей жизни получили право голосовать на настоящих выборах.

Одни такие выборы состоялись в воскресенье 29 марта. Почти 70 процентов избирателей голосовали за кандидатов в парламент, муниципальные и местные органы власти. Организация выборов была далека от совершенства, однако международные наблюдатели сообщили, что, по предварительным данным, выборы в целом носили свободный и честный характер.

Реальные результаты выборов вызывают некоторые вопросы. Говоря об этих результатах, я буду осторожно подбирать слова, памятуя о том, что тот выбор, который украинский народ сделал 29 марта, был именно его выбором, а не чьим-то еще.

В целом примерно 60 процентов всех избирателей, пришедших на выборы, проголосовало за кандидатов от центристских и реформаторских партий. Между тем, кандидатам от Коммунистической партии в большинстве избирательных округов была оказана максимальная поддержка и они получили наибольшее количество мест в Верховной Раде. Совершенно очевидно, что коммунистам и ряду других антиреформаторских партий удалось сыграть на широком народном недовольстве по поводу снижения уровня жизни, роста коррупции и преступности.

Правительство США продолжает изучать и анализировать результаты этих выборов и их возможные последствия. Проводя такой анализ, мы руководствуемся целым рядом соображений. Позволю себе поделиться с вами некоторыми из них.

Во-первых, возможности, которые имеются у Коммунистической партии или у кого-то еще для того, чтобы запустить часы истории в обратную сторону, серьезно ограничены. Потребность Украины в международном инвестиционном капитале и помощи в целях развития заглушает сладкие призывы представителей явно обанкротившейся идеологии. С 1991 г. ВВП Украины снизился на 60 процентов, а недавние рискованные выходы на международные финансовые рынки лишь усилили бремя краткосрочных задолженностей по займам, взятым под высокие проценты. И Международный валютный фонд, и Всемирный банк ясно заявили о том, что приостановят дальнейшую поддержку до тех пор, пока Украина не продемонстрирует прогресс по ряду давно откладываемых экономических реформ; в частности, речь идет о перестройке энергетики и сельского хозяйства и повышении дисциплины в расходовании государственных средств.

Анализируя эти выборы, нужно иметь в виду и еще один момент. Бывало так, что политическая партия, даже называющая себя «коммунистической», шла на то, чтобы приспособиться к реалиям сегодняшнего дня вместо того, чтобы полагаться на провалившуюся политику прошлого. Украинские коммунисты сотрудничают с другими так называемыми левыми партиями в Раде и вместе с ними блокируют многие реформы, которые так необходимы Украине. Более того, политические цели, заявленные коммунистами, предполагают поворот вспять некоторых ключевых элементов украинской программы приватизации, частичную ренационализацию промышленности и банковской системы, а также восстановление структуры, своими контурами мрачно напоминающей Советский Союз.

Это, конечно, не означает, что сегодня Украиной правит Коммунистическая партия. Это далеко не так. Но это означает, что Президент Кучма стоит перед сложнейшей задачей восстановления единства раздробленного политического центра, даже несмотря на то, что он сотрудничает с партиями левого толка во имя возобновления реформ.

Мы сделаем все, что в наших силах, для того, чтобы помочь Украине, но мы нуждаемся в том, чтобы украинские лидеры помогали нам помогать им. Особое внимание требует к себе вопрос об открытости страны для иностранных инвестиций и международного бизнеса.

Как многие из вас знают, наш Конгресс постановил, что если до конца текущего месяца госсекретарь Олбрайт не сможет удостоверить наличие «значительного прогресса» в решении ряда спорных моментов, связанных с вхождением на украинский рынок американских фирм, объем помощи, оказываемой Америкой Украине, будет резко сокращен. В настоящее время в Киеве находится группа наших специалистов, которые изучают фактическое положение дел и сегодняшние тенденции. Скажу честно: на прошлой неделе в Вашингтоне побывала группа высокопоставленных экономистов из Украины под руководством Тигипко, вице-премьера по вопросам экономической реформы, и то, что мы услышали от них, не вселило в нас особого оптимизма.

Хочу подчеркнуть ключевой момент, который следует иметь в виду с точки зрения проработки Соединенными Штатами и Украиной этого вопроса в течение ближайших нескольких недель: наша цель состоит не только в создании равных условий для американских бизнесменов в Украине; не менее важно и стимулировать реформы, которые позволят Украине привлечь столь необходимые иностранные инвестиции.

Мы хорошо понимаем, что украинская экономика не может развиваться или даже разваливаться в политическом вакууме. Наоборот, через 18 месяцев в ходе президентских выборов, назначенных на октябрь 1999 г., украинской демократии предстоит сдавать следующий экзамен. Политики из всего политического спектра - как со стороны законодательной, так и исполнительной ветвей власти - могут испытывать искушение отложить трудные решения до того момента, когда слова и дела уже будут работать на их избирательную кампанию. Проще говоря, Украина не должна впустую прожить эти 18 месяцев. Мы можем только надеяться на то, что избранные должностные лица поймут, что разбазаривание времени - это плохая политика, поскольку полтора года тыкания в друг друга пальцами, демагогии, пустых обещаний и затягивания экономических реформ только осложнят ситуацию к октябрю 1999 года.

Таким образом, выбор, перед которым стоит сегодня Украина, заключается не в проведении реформ, с одной стороны, и возврату к тому, что коммунисты называют добрыми советскими временами, с другой; речь идет о выборе между движением и стагнацией, между развитием и пробуксовкой во все более глубокой колее.

Это возвращает меня к главной теме нынешней встречи: безопасности Украины.

В своей внешней политике Украина движется вперед. Многие из здесь присутствующих способствуют этому прогрессу путем постепенного улучшения отношений Украины с соседними государствами и с евроатлантическим сообществом в целом. Однако, в результате того, что Украина уже сделала, а вернее, еще не сделала в рамках своих границ, остаются нереализованными два момента, которые на самом деле имеют важнейшее значение для сохранения жизнеспособности государства на далекую перспективу: она не дала своим недавно получившим свободу гражданам перспективу экономического благополучия и еще не добилась интеграции с внешним миром. Отсутствие прогресса по этим двум пунктам ставит под угрозу безопасность самой Украины. Ведь Украина не просто молодое государство - в некоторых отношениях это еще и очень хрупкое государство. Самой главной причиной такой хрупкости сегодня является экономика Украины, которая пока не может создавать тот уровень благосостояния, который в других посткоммунистических странах уже воспринимается как должное и который привлекает, а не отторгает иностранных инвесторов.

Все это является основной причиной обеспокоенности по поводу того, что ждет Украину в будущем. В то же время здесь есть определенные причины и для оптимизма. При поддержке украинского народа украинское правительство не раз принимало отважные и далеко идущие решения, которые использовались в интересах их собственного благополучия, региональной стабильности и на благо международного сообщества в целом. Это касается того мирного пути, с помощью которого Украина получила в 1991 году свою независимость. Это касается и принятого в 1994 году решения Украины присоединиться к Договору о нераспространении ядерного оружия в качестве неядерной державы, а совсем недавно это было продемонстрировано на примере принципиального решения Украины прекратить всякого рода сотрудничество с Ираном в области программ разработки ядерного оружия. А еще один фактор, заслуживающий одобрения и поздравлений, касается того, как Украина решила проблемы этнических разногласий в рамках своих границ и достигла взаимопонимания со своими соседями, в частности с Россией, преодолев исторические и географические проблемы.

Что касается Соединенных Штатов, то по мере того, как Украина будет продвигаться дальше по пути экономических и политических реформ, мы будем продолжать реализацию широкого спектра программ и инициатив, в результате которых Украина стала четвертым в мире самым крупным получателем помощи США и получателем номер один в бывшем Советском Союзе. Мы продолжим также передавать свой опыт и идеи через американо-украинскую двустороннюю комиссию, которую возглавляют Президент Кучма и вице-президент Гор. С момента своего создания, а это произошло год назад, эта комиссия уже проявила себя как надежный механизм сотрудничества по широкому спектру важных проблем.

Между прочим, сегодня днем между вице-президентом и Президентом Кучмой состоялся очень плодотворный телефонный разговор. Так, вполне очевидно, что Кучме присуще все, кроме разочарований. Совсем наоборот, он сообщил вице-президенту о решимости справиться со всеми трудностями, политическими и экономическими, которые стоят перед Украиной, и продолжать вести страну в нужном направлении.

Если он будет придерживаться этого курса, то мы всегда будем на стороне Украины. Мы будем наращивать свои усилия, с тем чтобы оказать помощь Украине в деле ее полной и всесторонней интеграции в международные структуры и институты. А это означает дальнейшее сотрудничество в рамках Совета евроатлантического партнерства и ОБСЕ. Это означает дальнейшее сотрудничество с Украиной, направленное на то, чтобы она стала полноправным членом Всемирной торговой организации, зоны свободной торговли в Центральной Европы, Европейского союза и ОЭСР. Безусловно, что мы продолжим реализацию совместного проекта по установлению и углублению сотрудничества между Украиной и НАТО.