UA / RU
Поддержать ZN.ua

ТАК НЕ ДОСТАНЬСЯ ЖЕ Я НИКОМУ!

Наверное, политический рейтинг сродни фарту в азартной игре. Чем сильнее алчешь, тем больше вероятность его спугнуть...

Автор: Ольга Дмитричева (Чорная)

Наверное, политический рейтинг сродни фарту в азартной игре. Чем сильнее алчешь, тем больше вероятность его спугнуть. В то время как отдельные политические персоны несут колоссальные финансовые, организационные и энергетические затраты на создание своих светлых образов, капризная птица Харизма осеняет крылом, казалось бы, абсолютно равнодушных к ее наличию. Живая иллюстрация из числа свежих — Виктор Андреевич Ющенко, воплощающий собой извечную непостижимость загадочной электоральной души. Оставив удовольствие препарировать и раскладывать эту душу вплоть до клеточного уровня психологам, социологам и прочим теоретикам, отечественные практики от политики торопятся подобрать то, что, как им кажется, плохо лежит, и использовать в своих корыстных интересах. В условиях жестокого кризиса брендовых фигур заполучить в предвыборный список фамилию, гарантирующую, как минимум, восьмикратное превышение необходимого для попадания в парламент процента, — это, пожалуй, покруче, чем сорвать джек-пот. Вот и водятся хороводы вокруг такого аппетитного каравая, как экс-премьер-министр, с предложениями «Кого хочешь, выбирай», все более заметно переходящими в настойчивые требования «Выбери меня!»

Нервозность, царящая в рядах соискателей руки и харизмы Виктора Андреевича, усугубляется его, уже входящей в анекдоты и расхожие сентенции, аморфностью и обтекаемостью. Причем иногда возникает впечатление, что Ющенко задался целью вызвать у членов своего многочисленного фан-клуба коллективный нервный срыв, результатом которого по всем медицинским канонам должна стать острая форма идиосинкразии к своему бывшему предмету страсти. Не происходит этого, наверное, потому, что природа этой страсти не в любви, а в расчете. Холодном и прагматичном. Не ореол талантливого финансиста, продвинутого экономиста, убежденного антиолигархиста и уж тем более не примерного семьянина, доброго христианина и закоренелого панукраиниста Виктора Ющенко привлекает к себе поклонников, а его высокий рейтинг. Так что общество любителей Ющенко честнее было бы назвать обществом потребителей Ющенко.

Его первым и наиболее давним филиалом принято считать национал-демократов. Нанеся на свои знамена волевой профиль Виктора Андреевича, они честно пронесли их до самой отставки премьера. Более того, есть все основания полагать, что, увлеченные причастностью к благородным деяниям, творимым их неформальным лидером на премьерском посту, правые настолько глубоко вошли в образ, что стали теми рельсами, с которых Виктор Андреевич уже не был способен свернуть, избежав отставки. Среди беспристрастных наблюдателей встречаются носители смелого, но, думается, небеспочвенного, мнения о том что такой исход входил в тайные планы национал-демократов. По крайней мере, образ отверженного властью святого мученика за народные интересы во главе избирательного списка то ли партии, то ли блока партий — верх современной политтехнологической мысли.

Но даже сами руховцы и пээрпэшники признавали, что их круг для Ющенко слишком узок. Не беремся судить о степени их искренности, однако первые заявления о том, что Виктор Ющенко — фигура общенационального масштаба, прозвучали из его правоцентристского окружения. Не исключено, что это было вызвано желанием упредить возможный дележ полученного в ходе «кассетного скандала» трофея между входящими в оппозиционный лагерь силами. Как бы там ни было, но монопольное владение Ющенко правыми дало трещину. Здесь, правда, не мешало бы уточнить, что склонный к вечному поиску отца-наставника Виктор Андреевич давно, хотя и недостаточно гласно, обрел его в лице Ивана Степановича Плюща. Испытывающий к правым далеко не родственные чувства Иван Степанович, конечно же, не одобрял поведение сына, связавшегося с нехорошей компанией, всячески стараясь свести его с более благонадежными, с отеческой точки зрения, друзьями. Поэтому монополия правых никогда не была абсолютной. Просто, хоть и восседающему в спикерском кресле, но одному Ивану Степановичу было трудно совладать с несколькими партиями, располагающими к тому же собственными боевыми отрядами в парламенте. И потому его кураторство было не столь визуальным. Зато весьма назидательным вышло доказательство того, к чему приводит дружба с плохими мальчиками, когда ослушника попросили из Кабмина.

Вот тогда-то Иван Степанович и решил, что пора выходить из тени. Мнения о причинах, стимулировавших спикера развить бурную деятельность по ограничению дурного влияния на Виктора Андреевича со стороны правых, разделяются. Одни склонны видеть в этом стремление завладеть контрольным пакетом в обществе потребителей Ющенко. При этом исходят из того, что самому Плющу, зарекомендовавшему себя неудачливым участником избирательных кампаний (вспоминается его сокрушительное фиаско на президентских выборах-94 и неудача, постигшая его в мажоритарном округе на последних выборах в парламент), на будущих парламентских выборах мало что светит. Прошедший по списку НДП он вряд ли способен повторить тот же подвиг и на сей раз: и с Валерием Пустовойтенко отношения уже не те, и Народно-демократическая уже не та. Признанный мастер политических комбинаций внутри парламента, ну, еще в рамках треугольника Президент–ВР–Кабмин, Плющ явно проигрывает на поле электоральных сражений.

Плечи же молодого реформатора, который «еще должен пахать», — самый надежный транспорт для заезда в новый парламент. Более того, если этот въезд будет триумфально победным для «широкой коалиции демократических сил», можно рассчитывать на третий срок председательствования в Верховной Раде. Ну а Ющенко в таком случае может ожидать второй дубль премьерствования. Первым шагом к реализации подобного плана станет возникновение в нынешнем парламенте фракции Аграрной партии, первая порция членов которой в четверг уже распрощалась с когда-то приютившей их фракцией «Демсоюза». Думается, выход аграриев из других депутатских объединений, в которых они рассредоточены по парламентскому корпусу, не заставит себя долго ждать. И предположения тех, кто ставил зависимость факта создания фракции Аграрной партии от назначения ее лидера Екатерины Ващук на пост вице-премьера-аграрника, по всему видать, не оправдаются. Впрочем, должность продолжает оставаться вакантной. А тон комментария главы фракции «Демсоюза» Александра Волкова по поводу постигшей его отряд потери в количестве трех штыков, разительно отличающийся благодушием и доброжелательностью от того, которым сопровождался исход из фракции депутатов в «Регионы Украины», наталкивает на подозрения: пост сельскохозяйственного вице-премьера гораздо ярче светит Леониду Козаченко, за которого ратует Александр Михайлович.

Аграрная партия, по замыслу Ивана Плюща, должна стать центровым игроком задуманного демократического блока. Тем временем продолжается сколачивание депутатской группы, собираемой Романом Бессмертным. Поскольку идеологический стержень этого плющовского проекта размыт, если не сказать — отсутствует, то его реализация требует ювелирной работы, а значит и большего времени и усилий. Хотя, по некоторым сведениям, его реализаторы планируют справиться с заданием до конца нынешней сессии. Костяк группы составят мажоритарщики-бизнесмены. Рабочее название — «Украина». Наверное, подаренный Евгением Кушнаревым хоть и подзабытый, но все же бывший в употреблении бренд «Новая Украина» решено несколько отредактировать. Объявление об окончательном формировании новой группы, обещает повлечь за собой окончательный уход в небытие фракции НДП и приближение к развалу фракций «Демсоюз» и СДПУ(о). Донором, по всему видать, добровольным, станут также «Регионы Украины». Потенциальные члены новообразования, поговаривают, пребывают нынче в рядах «Трудовой Украины» и фракции Зеленых. Этот сложный конгломерат из остатков НДП и беспартийных, но сильных своим финансовым ресурсом, мажоритарщиков, не являясь детищем Ивана Плюща, вполне вписывается в его глобальный план создания широкой коалиции. Под вопросом пока остается вхождение в этот блок «Регионов Украины». Перспектива пойти по пути «Громады», выигравшей прошлые выборы благодаря тотальному господствованию лишь в одной Днепропетровской области, должна заставить отказаться партию Азарова от самоcтоятельного похода. Слишком большой риск промахнуться. Да и отношение к главному налоговику страны со стороны гаранта в последнее время оставляет желать лучшего. Не ровен час, партия лишится одного из главных залогов своей мощи. Здесь, действительно, есть над чем поразмыслить.

Таким образом, общество потребителей Ющенко ширится с каждым днем. И доминирование в нем Ивана Плюща многим видится гарантией того, что Виктор Андреевич не сможет отказаться возглавить блок. Тем более что сам заявил недавно что-то в том духе, что ощущает себя единым целым с Иваном Степановичем. Словом, блок Сплющенко. Однако, возвращаясь к бытующим мнениям о побудительных мотивах Ивана Степановича, которые, если вы помните, разнятся, было бы не справедливым умолчать о другом. Тесно общающиеся со спикером люди утверждают, что весеннее пребывание Плюща в Феофании было вызвано далеко не безобидными обследовательно-профилактическими причинами. Состояние здоровья главы парламента, подвергшегося в свое время испытанию последствиями чернобыльской аварии, действительно не из лучших. Да и не испытывает он после всех пережитых взлетов и падений за время своей политической карьеры особого желания продолжать ее на столь же высоком накале. А, стало быть, активные спикерские телодвижения последнего времени вызваны одним лишь благим намерением не дать Ющенко и большой украинской политике потерять друг друга.

Вот только сам Ющенко, кажется, продолжает противиться воле своего наставника. Бушующие вокруг его светлого имени темные и пока стихийные страсти побуждают его продолжать свою страусиную тактику. Именно этим можно объяснить недавнее заявление Виктора Андреевича о намерении баллотироваться в парламент по мажоритарному округу. Это потом, опомнившись от очередной порции шока, в который время от времени их вводит Ющенко, его сторонники нашли отмазку: да не знал, не помнил-де он о решении Конституционного суда, запрещающего одновременно идти в парламент и по партийному списку, и через округ. Для самого экс-премьера поста советника Президента и одномандатного округа на родине героя, возможно, было бы достаточно. Но прагматичные и цепкие реформаторские болельщики вряд ли допустят частную собственность Ющенко на себя самого и таки вовлекут его в политическое коллективное хозяйство. В данном случае от формы хозяйствования будет зависеть электоральный урожай.