UA / RU
Поддержать ZN.ua

ТАК ЧТО ЖЕ СТОИТ ДОМ ПОСТРОИТЬ

Еще каких-то три-четыре года назад даже косметический ремонт в квартире был пределом мечтаний рядового обывателя...

Автор: Владимир Писковый

Еще каких-то три-четыре года назад даже косметический ремонт в квартире был пределом мечтаний рядового обывателя. Просто потому, что желания не совпадали с возможностями: скажем, приобретение обоев из примитивного процесса - увидел, выбрал, купил - вырастало до уровня проблемы вселенского масштаба. Эти рулоны размалеванной бумаги вообще невозможно было просто купить, их надо было достать. А клей, линолеум, кафель... Да на фоне былой витиеватости коммерческих контактов заурядного гражданина деятельность нынешних брокеров и менеджеров - это так, детские забавы. Зато теперь картина иная. Всякого строительного добра на прилавках - завались, и мы, как говаривал Аркадий Исаакович, ходим скучные, бледные, зеваем... Поскольку желания снова не совпадают с возможностями.

Если коснуться материальной стороны жизни запорожцев, то, по данным беспристрастной статистики, в 1996-м и в прошлом году цены на непродовольственные товары в области возросли соответственно на 37,3 и 5,6 процента, а на продукты питания - на 56,2 и 11,5 процента. О платных услугах вообще лучше не вспоминать, потому что зафиксированный рост тарифов соответственно в 2,3 раза и на 21,4 процента портит настроение всерьез и надолго. Такого рода ценовая динамика вынуждает всегда помнить о простой, но горькой истине: «По одежке протягивай ножки».

Сейчас это «протягивание» для среднестатистического запорожца имеет следующие параметры. Большую часть денежных доходов (42,4 процента) он вынужден тратить на пропитание, 18,4 - на жилищные и транспортные услуги, 9,2 - на различные налоги, сборы и платежи. И лишь не более пятой части семейного бюджета удается выкраивать на приобретение чего-либо из обширной группы непродовольственных товаров. В числе которых - и стройматериалы.

На первый взгляд, изменение стоимости данного вида продукции для потребительских кошельков в минувшем году было весьма щадящим. Если не принимать во внимание почти 16-процентное подорожание древесностружечных плит, цены на остальные виды товаров этой группы практически не изменились. Ну, может быть, немного возросли - на десятые доли процента. Из этого напрашивается вывод о том, что региональному рынку стройматериалов присуща тенденция стабилизации, обусловленная относительно незначительным ростом цен, расширением ассортимента и увеличением количества поставщиков. Однако более тщательный анализ дает основания для некоторых сомнений на сей счет.

Вполне закономерно, что цены на отдельные товары сильно зависят от качественных характеристик. Скажем, за рулон немецких обоев необходимо заплатить 23, а белорусских - 6,5 грн. Или возьмем кафель: глянцевая плитка из Италии почти в 4 раза дороже, чем отечественная, изготовленная в Харькове. Но есть же товары, стоимость которых в пределах области, по идее, должна быть примерно одинаковой. Однако цена кирпича, основными поставщиками которого являются пять местных предприятий, в разных городах области порой отличается в 1,85, оконного стекла - в 1,5 раза.

Стоимость большинства товаров строительного ассортимента (за исключением кирпича и шифера) в Запорожской области выше, чем в среднем по стране: цемента и обоев - на 2,5-3, стекла - почти на 15 процентов. Имеют место явления, которые и вовсе противоречат здравому смыслу.

Стоимость линолеума на запорожском рынке более чем на четверть выше, чем в среднем по Украине. И это при том, что в области есть завод искусственных кож, давно освоивший выпуск данного вида продукции. Согласно статистическим данным, покупатель при выборе краски-эмали ориентируется на продукцию, изготовленную либо в Польше, или же по соседству - в Днепропетровской области. Тогда как запорожское ПО «Кремнийполимер» специализируется на выпуске различного типа красок уже не один десяток лет. Да и производство кафельной плитки, санфаянсных изделий тоже налажено в области отнюдь не вчера. А потребительский спрос нацелен на аналогичные изделия, сработанные в далекой Испании…

То, что на прилавках вдоволь разных товаров, - факт, безусловно, отрадный. Жаль только, что к этому изобилию среднестатистический покупатель практически не имеет никакого отношения. При ежемесячной номинальной зарплате в сумме 170 грн. (такой средний уровень зафиксирован запорожскими статистиками в прошлом году) иначе попросту и быть не может. Лишь у 15 процентов работающих заработки превышают 300 грн., а более чем для трети предельной суммой является 100 грн. в месяц. Сопоставляя эти показатели с уровнем цен на стройматериалы, специалисты склонны полагать, что далеко не каждый может позволить даже косметический ремонт собственного жилья. А строительство дома на законных основаниях является вообще невозможным.