UA / RU
Поддержать ZN.ua

Таджикистан: «И ВЕЧНЫЙ БОЙ, ПОКОЙ НАМ ТОЛЬКО СНИТСЯ

Все надежды на то, что с подписанием договоренностей между властями и вооруженной оппозицией на многострадальной земле Таджикистана установится долгожданный мир, исчезли как мираж в пустыне...

Автор: Михаил Соколовский

Все надежды на то, что с подписанием договоренностей между властями и вооруженной оппозицией на многострадальной земле Таджикистана установится долгожданный мир, исчезли как мираж в пустыне. Сегодня в этой беднейшей центральноазиатской республике в полной мере проявляются тенденции развития политических событий, присущие ее южному соседу - Афганистану. Суть их очень проста - страна уже просто не может жить без войны, меняются группировки, борющиеся за власть, а населению, уже привыкшему к постоянной стрельбе и взрывам, уже все равно, кто возглавит страну, лишь бы бесконечная бойня закончилась.

Новый виток напряженности в Таджикистане в отличие от предыдущих связан уже с междоусобной схваткой, вспыхнувшей между сторонниками таджикского президента Эмомали Рахмонова. Все началось еще 9 августа, когда в Душанбе в очередной раз возникла перестрелка с применением автоматического оружия, ставшая результатом противостояния сторонников главы Таможенного комитета республики Якуба Салимова (который занимал ранее пост министра внутренних дел, а затем был послом в Турции) и подразделениями 1-й оперативной бригады спецназа внутренних войск МВД Таджикистана под командованием Сухроба Касымова. Поводом для разборок стало убийство в столице страны при невыясненных обстоятельствах родного дяди Касымова. Среди виновников его смерти называли и сторонников Салимова. Поэтому после окончания траура по погибшему вооруженные бойцы его племянника окружили дом Салимова. Началась перестрелка, пролилась первая кровь. Стараясь локализовать конфликт, президент Таджикистана обратился за помощью к командованию Коллективных миротворческих сил, и противоборствующие стороны были разъединены.

Но джин уже был выпущен из бутылки. На помощь Салимову двинулись подразделения бригады быстрого реагирования полковника Махмуда Худойбердыева, дислоцирующиеся в районе перевала Фахрабад в 35 км к югу от таджикской столицы. Ими были предприняты несколько безуспешных попыток прорыва в Душанбе. Однако части президентской гвардии остановили продвижение спецназовцев, нанеся им потери в живой силе и технике.

К этому времени подразделения Коллективных миротворческих сил уже не смогли (или не захотели) сдерживать воюющих и ограничились охраной района президентского дворца. А бойцы Касимова, воспользовавшись ситуацией, нанесли решающий удар и разгромили вооруженные формирования Салимова. Отряды последнего были рассеяны, а сам он скрылся в неизвестном направлении.

Жизнь в Душанбе в очередной раз была парализована. В городе бездействовали все магазины и рынки, участились случаи мародерства. Между тем Совет обороны Таджикистана под председательством президента Рахмонова не нашел ничего лучшего, как принять обращение к народу республики с призывом соблюдать спокойствие и не поддаваться панике и провокациям, а противоборствующим сторонам было предложено немедленно прекратить боевые столкновения и в течение трех дней сдать оружие.

К счастью для официальной таджикской власти, войскам, верным президенту Рахмонову, удалось отбросить от столицы вооруженные группировки Худойбердыева. Правительство немедленно объявило о создании специальной комиссии для ведения с ними переговоров. Ее возглавил государственный советник президента Таджикистана по вопросам обороны и правопорядка Мизроб Кабиров. Начался торг. Судя по всему, определенные договоренности были достигнуты, так как президент Таджикистана подписал указ об освобождении полковника М. Худойбердыева от обязанностей командира отдельной мотострелковой бригады быстрого реагирования в связи с переходом на другую работу (это после недели ведения с ним боевых действий!). Что же касается «другой работы», то по информации западных информационных агентств, опальному полковнику была предложена должность военного атташе Таджикистана в России (а где же еще, любая другая страна не выдала бы ему агремана).

Казалось, инцидент был исчерпан. Но бойцы Худойбердыева так и не сдали оружия. «Будем защищаться до конца», - заявил мятежный полковник и вместо разоружения бригады стал предпринимать меры по ее укреплению. Причиной перемены своего решения он назвал неудовлетворительный ход выполнения его соглашения с Рахмоновым. По его словам, правительственные войска в нарушение договоренностей выставили блок-пост на шоссе на въезде в Курган-Тюбе (где располагалась база Худойбердыева) и стали концентрировать силы для наступления в непосредственной близости от города. Не исключено, что на решение полковника повлиял и Якуб Салимов, который, собрав своих ополченцев, присоединился к сторонникам Худойбердыева.

Однако силы оказались неравными. Под натиском правительственных войск отряды мятежников стали отходить в сторону таджикско-узбекской границы. Последней опорой для них стал райцентр Кабодиен в непосредственной близости от границы с Узбекистаном. Бригада стала распадаться - бойцы начали либо переходить на сторону правительственных войск, либо активно заниматься мародерством, грабежом, отбирая у мирного населения транспорт, скот, продукты питания и личные ценные вещи. Сам же Худойбердыев, по некоторым сведениям, покинул территорию Таджикистана и скрылся с несколькими десятками своих сторонников на узбекской территории.

Так что, очередной мятеж против законной таджикской власти подавлен? Возможно, но все же стоит разобраться, за что воюют разные группировки в Таджикистане и действительно ли официальная власть в Душанбе является действительно законной.

По версии генерального прокурора Таджикистана С. Шаропова, последние события в стране были не чем иным, как «тщательно спланированной попыткой военного переворота». Выступая по таджикскому телевидению, он сообщил, что организатором и вдохновителем этого переворота был сам Махмуд Худойбердыев. По словам прокурора, с ним активно сотрудничали некоторые депутаты парламента республики, начальник ОВД Ленинского района и ряд других должностных лиц. По словам Шаропова, имеются факты, свидетельствующие о том, что эта преступная группа пользовалась содействием из-за рубежа, получая от неких зарубежных вдохновителей переворота помощь оружием, боеприпасами, тяжелой техникой, валютой, а также наемниками. Что ж, стандартная бесхитростная версия для народа.

Без сомнения, в эскалации напряженности в Душанбе может быть заинтересована и вооруженная объединенная таджикская оппозиция (ОТО). Похоже, что до окончательного исхода противостояния в республике ее лидеры заняли выжидательную позицию. Уже во второй раз приезд в Душанбе группы сотрудников службы безопасности оппозиции, которые должны проинспектировать готовность лагерей, предназначенных для размещения членов комиссий по национальному примирению и батальона сил ОТО, откладывается по неизвестным причинам. Так что, начало работы комиссии по национальному примирению в Душанбе в очередной раз было перенесено.

Однако не стоит полагать, что последние кровопролитные события в Таджикистане были организованы таджикской оппозицией. В отличие от гражданской войны, которую пять лет вел марионеточный режим Рахмонова с вооруженными группировками исламистов, в нынешнее противостояние вовлечены люди, входящие в правительство таджикского президента. Как это правительство формировалось, сегодня ни для кого не секрет. В него вошли представители всех кланов, которые согласились либо выступить против фундаменталистов, либо просто не поддерживать их. Теперь же, когда с оппозицией вроде бы была достигнута договоренность о прекращении войны, вспыхнула борьба между ранее союзными кланами. Цена победы в ней слишком высока - это таджикский алюминий, хлопок, а главное - опиум. Президент же Рахмонов оказался не готовым (или неспособным) контролировать ситуацию в стране в новых условиях.

Если на первый взгляд кажется, что правительственные войска успешно подавили антигосударственный заговор, то это не так. Просто один клан (контролирующий север страны) победил другой (под контролем которого находился юг и запад Таджикистана). Об этом свидетельствует хотя бы заявление пресс-секретаря президента З. Саидова об отсутствии контроля со стороны правительства за действиями войск, с которыми сражается Худойбердыев. Это похоже на правду. Сам полковник-ренегат, дважды уже выступавший с оружием в руках против своего президента и в предыдущих случаях успешно умиротворяемый ним, отказался разоружаться только лишь тогда, когда убедился в невыполнении слова Рахмонова (чего никогда не случалось ранее). А все объясняется очень просто - войска проигнорировали приказ своего главнокомандующего, потому как выполняли волю кого-то более влиятельного, которому нужно было покончить с Худойбердыевым раз и навсегда.

В этой ситуации в особо пикантное положение попали русские миротворцы, которых в республике находится ни много ни мало - 25 тысяч человек. Руководство России вовремя сориентировалось и отказалось участвовать в разрешении конфликта, несмотря на неоднократные просьбы Рахмонова. В ином случае Москва оказалась бы втянутой в игру за передел собственности и власти и могла попасть в ситуацию, аналогичную чеченской. Но вывести свои войска Россия из Таджикистана не может. Тогда российские пограничники останутся без всякого прикрытия и по выражению председателя думского комитета по международным делам В. Лукина, «исламские экстремисты будут висеть на русских спинах и дойдут до Оренбурга». Поэтому-то посол России в Таджикистане Е. Белов и заявил в очередной раз, что руководство России полностью поддерживает политику президента Таджикистана Э. Рахмонова, направленную на восстановление мира в стране, и будет оказывать ему всемерное содействие. На тот ли клан поставили россияне, сегодня сказать сложно. Как бы то ни было, обратно дороги нет, но уже сегодня ясно, что дорога эта не будет простой - в Таджикистане воевать научились и просто так никто оружие из рук не выпустит.