UA / RU
Поддержать ZN.ua

СВЕТЛУЮ ПАМЯТЬ ХРАНИМ...

Для нас, музыкантов, он всегда был Мастером высочайшего класса - и в хоровом искусстве, и в публицистике, и в творчестве...

Авторы: Галина Конькова, Александр Костин

Для нас, музыкантов, он всегда был Мастером высочайшего класса - и в хоровом искусстве, и в публицистике, и в творчестве. А для всей Украины, кроме того, он был - не побоюсь этого, уже вышедшего из обихода слова, - настоящим гражданином. Ибо что бы он ни делал - руководил ли хором и готовил очередные премьеры, выступал по радио и телевидению с многочисленными авторскими программами, писал духовную музыку или собирал и обрабатывал украинские народные песни, - во всем, к чему прикасался его талант, он служил одной цели - Украине, развитию и возрождение ее культуры, духовности, забытых народных традиций.

Вспомним, ведь именно благодаря Михаилу Кречко и руководимому им в течение 15 лет Закарпатскому народному хору Украина открыла для себя настоящий, мало известный дотоле фольклор Закарпатья.

Ведь именно благодаря Михаилу Кречко в исполнении «Думки», художественным руководителем и главным дирижером которой он был в течение 15 лет, мы впервые услышали многие премьеры современных украинских композиторов, произведения духовной музыки - Бортнянского, Березовского, Веделя. И это в то время, когда само понятие «духовная музыка» было под запретом, а уж исполнение ее - и подавно.

Михаил Кречко был одним из создателей первого и единственного в Украине Детского музыкального театра. Во всех постановках опер, которые осуществил театр за 12 сезонов, когда Великий Мастер был его главным хормейстером, участие и звучание хора всегда отличалось и артистизмом, и профессионально-певческой культурой. «Зима и Весна» Н.Лысенко, «Ивасик-Телесик» К.Стеценко, «Золоторогий олень» А.Костина, «Иоланта» П.Чайковского, «Сказка о царе Салтане» Н.Римского-Корсакова, «Дуэнья» С.Прокофьева - талантливая рука М.Кречко в каждую из этих постановок внесла свой яркий, незабываемый штрих. Две последние работы, которые он не закончил и которые впечатляют даже в незавершенном виде, - «Риголетто» Дж.Верди и «Реквием»

В.-А.Моцарта.

Благодаря искусству его руководителя хор театра стал не только блестящим специфически театральным хором, но и коллективом, способным выступать с такими программами, которые поражали даже профессионалов, - «Реквием» А.Шнитке, «Месса» Ф.Шуберта, духовные концерты украинских композиторов - от Веделя, Березовского, Бортнянского, Стеценко, Лысенко и до современных авторов - Г.Гаврилец и Б.Янивского.

Невозможно даже представить, что Михаила Михайловича уже нет. Я листаю его статьи, всматриваюсь в его фотографии и не верю, что вот сейчас не встречу его в коридоре театра, не зайду в его кабинет и не услышу уже никогда, с каким увлечением, с какой любовью и трепетом говорит он о музыке, о новом своем сочинении для хора (а он блестяще владел хоровым письмом), о новой фольклорной программе, которую он готовит, о «Реквиеме», который вне всякой программы подготовил хор к 10-летию чернобыльской трагедии. «Реквием», последнее произведение Моцарта, который прозвучит уже без Михаила Михайловича Кречко. Прозвучит в память о выдающемся музыканте, с которым все мы имели счастье жить рядом и общаться.

Галина КОНЬКОВА,

кандидат искусствоведения

Скорбит душа, ушел из жизни один из лучших представителей украинской творческой интеллигенции. Добрые дела не забываются. И то, что успел сделать Михаил Михайлович Кречко для украинской хоровой культуры и для меня лично, будет всегда цениться и беречься с большой душевной теплотой. Его работа над оперой «Золоторогий олень» как хормейстера-постановщика во многом способствовала интересу и определенному успеху у слушателей. Приложу все свои силы для восстановления спектакля, чтобы сберечь светлую память и присутствие духа Михаила Михайловича Кречко.

Александр Костин, композитор