По своей неюридической сути нашумевший конфликт вокруг Никопольского ферросплавного завода, о котором подробно рассказывало «ЗН», это не только Порошенко-Тимошенковский армреслинг, при котором выясняется, чей админрычаг мощнее. Это еще и реальная борьба за присутствие на медийном рынке.
Напомним, что самыми рейтинговыми в Украине являются телеканалы «Интер», «1+1», «Новый канал», IСTV, СТБ и УТ-1. Последний уже находится под контролем президентской команды. Однако пока там есть Стецькив и Шевченко, можно говорить о том, что они будут бороться за объективное освещение событий. Другой вопрос — сколько они там пробудут. Поговаривают, что лишь до осени…
Что касается IСTV, «Нового канала» и СТБ, то они принадлежат Виктору Пинчуку, владельцу Никопольского ферросплавного. Эффективная защита его интересов в борьбе за завод является для Виктора Ющенко и его приближенных из НСНУ ключом, открывающим дверь не к виртуальным, как сейчас, а абсолютно реальным контрактам, предусматривающим смену собственника на этих каналах — «Новом», СТБ и, возможно, пакета акций IСTV. Схема примерно такова: «Отстоите завод – получите каналы».
Далее – об «Интере». Известно, что переговоры о приобретении «Интера» близким к Петру Порошенко Константином Григоришиным велись еще с покойным Игорем Плужниковым. Оказавшись меж двух огней — товарищами по партии СДПУ (о) и новой властью, — Плужников предпочел положить «прокладку» между предполагаемыми контролерами канала и собой. Таким образом в схеме продажи «Интера» появляются Виктор Абрамов и Валерий Хорошковский. Они играют роль как бы незаангажированных покупателей, которые просто пришли делать бизнес на украинском TV. На самом же деле не только на TV. Известно, что В.Абрамов совместно с В.Вексельбергом приобрели у Пинчука его пакет Никопольского ферросплавного (консорциум «Приднепровье»). Однако с этим заводом, как видим, все не так просто. И правительство претендует на возвращение контрольного пакета завода в госсобственность. Следовательно, бизнесу В.Пинчука и россиян нужна защита. И предоставить ее в украинской власти должны те, кто в свою очередь рассчитывает на ручное управление телеканалом «Интер» в случае, если русские его купят или возьмут в аренду (что не исключено). Схема примерно такова: «Мы вам «зеленую» улицу в Никополе, вы нам – ИНТЕРобслуживание».
Таким образом, оппоненты Ю. Тимошенко в украинской власти, в обмен на защиту интересов В.Пинчука и В.Абрамова в Никополе, стремятся получить лояльность будущих хозяев «Интера», а каналы Пинчука — в собственность.
Что касается «1+1», то «Приват» действительно вступил в реальные переговоры с собственниками канала и даже внес залог за 40% его акций. Это произошло еще в марте. Однако уполномоченный представитель из патронатной службы Президента В.Ющенко встречался непосредственно с представителями обладателя контрольного пакета «1+1» (Рональд Лаудер, 60% акций) с целью не допустить сделку, в которой заинтересован «Приват». Цель — лишить Ю.Тимошенко любого медийного ресурса и сосредоточить контроль за ведущими телеканалами в руках бизнес-ячейки партии НСНУ.
В связи с этой борьбой была осуществлена попытка реанимации уголовного дела против Игоря Коломойского («Приват»). Насколько она обоснованна, мы пока судить не можем. Однако Р.Лаудера как руководителя публичной компании «сожительство» с криминальным персонажем должно было испугать. Тем не менее, И.Коломойский продолжает бороться за 40% «плюсов». Впрочем, не исключено, что активность этой борьбы напрямую зависит от результатов сражения за все тот же НФЗ, где у «Привата» есть блокирующий пакет. И в случае возвращения государству контрольного пакета завода «Приват» рассчитывает на открытом аукционе серьезно побороться за приобретение этого. Что же касается СМИ, то схема примерно такова: «Если отберете у В.Пинчука и русских Никополь, то мы таки выкупим 40% «1+1» и Ю.Тимошенко может рассчитывать на лояльность канала».
Попросту говоря, если относительно НФЗ принимается решение в пользу В.Пинчука и людей, помогающих ему в окружении Президента, то максимум к середине осени «Наша Украина» где открыто, а где опосредованно установит контроль абсолютно над всеми центральными каналами. Если же П.Порошенко и его «подшефные» проиграют и пакет будет возвращен государству, а «Приват» сможет получать дивиденды от своих акций, то полной информационной блокады не случится. По крайней мере, на одном канале – «1+1» – можно будет слышать альтернативную точку зрения.