UA / RU
Поддержать ZN.ua

СУДЬБА ОДЖАЛАНА

Результат судебного процесса века над террористом номер один в мире был предсказуем. Суд государс...

Автор: Михаил Соколовский

Результат судебного процесса века над террористом номер один в мире был предсказуем. Суд государственной безопасности Анкары приговорил главу объявленной вне закона Курдской рабочей партии Абдуллу Оджалана к высшей мере наказания - смертной казни. Приговор по итогам завершившегося на острове Имралы в Мраморном море судебного процесса был единогласно вынесен на основе 125-й статьи уголовного кодекса Турции - «Измена родине и совершение преступлений, направленных против государства и его целостности».

Процесс над Оджаланом, захваченным турецким спецназом в Кении 15 февраля, оказался довольно скоротечным - чуть меньше месяца хватило турецкому правосудию для того, чтобы решить судьбу курдского лидера. Однако за этот небольшой срок на острове Имралы произошло несколько сенсационных событий, связанных с показаниями Оджалана и его поведением на суде. Так, в самом начале процесса подсудимый призвал помиловать его, заявив о желании «послужить делу мира и братства». Позднее, однако, он пригрозил, что смертная казнь его приведет к разрастанию вооруженного конфликта. Глава КРП изначально признал свою ответственность за совершенные КРП деяния, но затем утверждал, что не отдавал приказов на проведение терактов боевиками-камикадзе и акций насилия в отношении мирных граждан.

Выступая в свою защиту, глава повстанцев заявил, что она является «не правовой, а политической», а процесс - «одним из важнейших в истории республиканского периода Турции». По его словам, КРП, насчитывающая сегодня около 10 тыс. боевиков, является серьезной силой, способной ввергнуть всю страну в пучину террора. Он не пытался оспаривать пункты предъявленного ему обвинения, однако заявил, что вину за гибель людей должны разделить все стороны, в том числе и государство.

Судьи, как и ожидалось, с этим не согласились. Да и выбора у них особого не было. Зал суда был заполнен родственниками погибших от рук КРП турецких граждан, на улицах городов тысячи людей скандировали «Оджалану - смерть!». Поэтому вердикт в Турции ни для кого не стал сюрпризом - курдского лидера посчитали виновным в гибели более 30 тысяч человек, отдавших жизнь в ходе 15-летнего конфликта между КРП и турецкими силами безопасности.

В связи с тем, что Анкара в 1984 году официально ввела мораторий на смертную казнь, теперь дело Оджалана автоматически переходит в апелляционный суд, который рассматривает любой смертный приговор, вынесенный в Турции. Если суд его утверждает, окончательное решение - за парламентом и президентом страны.

Разумеется, глава КРП был прав, когда заявлял о том, что его процесс является одним из важнейших событий в новейшей истории Турции. Прежде всего потому, что он оказывает влияние на весь европейский континент и может стать определяющим для будущего места турецкого государства в Европе.

По различным данным, в европейских странах на сегодняшний день проживает как минимум пять миллионов представителей курдской диаспоры, для которых Оджалан в последние двадцать лет является символом духа нации. Многие европейские курды не только симпатизируют КРП, но и помогают ей материально, а некоторые из них являются тайными членами этой организации. Европейцы поэтому не без оснований опасаются, что в один прекрасный момент курдская диаспора может стать серьезным фактором дестабилизации ситуации во всей Европе. Поводом для начала беспорядков и террористической деятельности вполне может стать факт казни Оджалана. А о том, что у КРП «длинные руки», свидетельствует хотя бы теракт в отношении шведского премьера Улафа Пальме, который после активизации этой организации перестал оказывать ей поддержку. Версия о причастности курдских боевиков к этому загадочному убийству до сих пор считается наиболее вероятной.

Сторонники Оджалана расценивают приговор своему лидеру как приговор самим себе. После его оглашения Курдская рабочая партия уже выступила с призывом начать кампанию политических протестов. Другая курдская партия - Национально-освободительный фронт Курдистана - предупредила, что приговор Оджалану грозит новыми региональными конфликтами. Ну а радикалы из вооруженного крыла КРП предрекают начало новой волны насилия прежде всего на турецкой территории. Руководство этой группировки сразу же после оглашения приговора сообщило об отдании боевикам распоряжения о переносе военных операций на территорию западной Турции, а также о нанесении ударов по стратегическим объектам страны. Это значит, что атакам будут подвергнуты экономические объекты Турции, а боевые действия распространятся на внутренние районы государства.

Следует также учитывать, что поведение Оджалана на суде может вызвать раскол в рядах КРП и создание новых, более радикальных группировок, которые уже будут более опасными, действуя без координации с политическим руководством. Известно, к примеру, что в знак протеста против сделанных курдским лидером на суде заявлений о «намерении послужить Турции», о выходе из КРП заявили его советник Джеляль Аббас Комур, бывший представитель Фронта национального освобождения Курдистана в Европе Сами Джошкун, ответственный за деятельность организации в Кельне Мехмет Зеки Будак. Пока что их решение держится в тайне от курдских повстанцев, но рано или поздно они о нем узнают, и самые непримиримые бойцы наверняка станут под их знамена.

Следует отметить что курдские акции протеста носят пока в целом мирный характер. Сказался, очевидно, фактор предсказуемости решения турецкого суда, что позволило силам безопасности и полиции европейских стран принять достаточно эффективные меры по недопущению возможных провокаций. Однако лидеры европейских государств не могут не понимать, что в такой ситуации достаточно одной искры для того, чтобы развитие событий вышло из-под контроля.

Большинство из них выразили сожаление по поводу решения турецкого суда. А Европейский союз выступил с осуждением смертного приговора, вынесенного Оджалану. В заявлении МИД ФРГ, сделанном от имени председательствующего в Совете Евросоюза, подчеркивается, что, осуждая все формы терроризма, ЕС в то же время отвергает смертную казнь в принципе, вне зависимости от личности обвиняемого или совершенного преступления. Германское внешнеполитическое ведомство обратило внимание на то, что Турция не применяет смертную казнь уже 15 лет, и выразило надежду, что смертный приговор в отношении Оджалана не будет приведен в исполнение. Касаясь стремления Анкары стать полноправным членом ЕС, МИД ФРГ напомнило, что «отказ от смертной казни относится к фундаментальным ценностям, которые должны разделять все члены Европейского союза».

В более жестком тоне было выдержано заявление правозащитной организации «Международная амнистия». В своем документе она потребовала пересмотреть приговор, который, по мнению правозащитников, был вынесен Оджалану судом, «нарушившим национальные и международные нормы и принципы справедливого суда». По мнению организации, курдский лидер должен предстать перед компетентным, независимым и беспристрастным трибуналом.

И если последнее заявление турки вполне могут проигнорировать, то позиция Евросоюза должна оказать на них влияние. Анкара давно и безуспешно пытается стать полноправным членом этой организации. Главные же препятствия на этом пути - претензии европейских структур к Турции по поводу нарушений прав человека в этой стране. Лучший случай для опровержения этих обвинений, чем помилование Оджалана, Анкаре в ближайшем будущем вряд ли может представиться. Поэтому не исключено, что турецкое руководство может обменять жизнь курдского лидера на свое членство в ЕС, потребовав сперва гарантий для себя в этом вопросе от лидеров ведущих государств Европы. По сведениям некоторых масс-медиа, такие переговоры Турция уже ведет с момента задержания Оджалана, при этом посредником в них выступает Германия. Выходит, что плененный курдский лидер превращается для Турции в политический капитал, которым она с удовольствием расплатится за уступки, сделанные ей международным сообществом.

Ну а если приговор суда останется неизменным, то Турции придется не только в обозримом будущем отказаться от намерений вступить в ЕС - под угрозой окажется и ее членство в Совете Европы. Возможно, тогда место Киева, как главного объекта обвинений в невыполнении своих обязательств перед этой организацией, займет Анкара.

Турецкие лидеры все это прекрасно понимают. Поэтому с окончательным решением в отношении узника острова Имралы они, очевидно, спешить не будут. Скорее всего, казнь ему все же будет заменена пожизненным заключением. В этом случае Оджалан станет живым заложником, и любое осложнение с курдами непременно скажется на его судьбе. Такое «соломоново решение» может вполне устроить как саму Турцию, так и ее европейских партнеров.

И в заключение хочется отметить вот что. Терроризм в последнее время терзает все больше стран мира, при этом больше всех страдают от него, наверное, Россия и США. И это несмотря на то, что оба эти государства имеют достаточно структур, предназначенных для борьбы с этим злом. С другой стороны, в отличие от американских и российских спецслужб, турецкие никогда не входили в мировой клуб сильнейших организаций такого рода. Однако процессом над Оджаланом именно Турция продемонстрировала, как нужно эффективно бороться с терроризмом. Продемонстрировала той же России, в которой до сих пор объявлен всероссийский розыск террористов Басаева и Радуева, и Штатам, которые пытаются бороться с ненавистным им бен Ладеном исключительно с помощью крылатых ракет «Томагавк».