UA / RU
Поддержать ZN.ua

Стык цивилизаций

Как переживут «оранжевую революцию» «донецкие»? Их амбиции и деньги, поставленные на эти выборы, д...

Автор: Егор Соболев

Как переживут «оранжевую революцию» «донецкие»? Их амбиции и деньги, поставленные на эти выборы, две недели восстания народа превратили в глиняные черепки, одновременно лишив донецкую группу присущих ей напора, единодушия и уверенности в себе. От того, насколько адекватно «донецкие» осознают, что происходит, сейчас во многом зависит благополучие Украины. Еще больше от этого зависит благополучие их самих.

«Донецкие» испытали наибольший шок от событий, переживаемых страной. Если Юлия Тимошенко надеялась на революцию, а Виктор Медведчук опасался ее, то Андрей Клюев в нее не верил. Всю кампанию донецкая группа отмахивалась от замечаний, что ставка на админресурс губительна, что Виктор Янукович слишком одиозен, и что избиратели в Днепропетровске, не говоря уже о Полтаве или Виннице, существенно отличаются от электората Донбасса. Лидеры донецкой группы вели кампанию так, как они привыкли делать ее у себя, делая ставку на деньги и страх.

Эти методы дали результат, к которому они стремились. Центризбирком объявил победителем выборов Виктора Януковича. То, что случилось потом, стало для «донецких» фантастикой, описанной в романах о межпланетных контактах разных цивилизаций.

Сейчас, спустя 14 дней после начала революции, они признают, что манифестанты мерзнут на улицах бесплатно. Хотя в первые дни отказывались в это верить. Собственно, именно поэтому власть свозила в Киев жителей восточных областей. Она не могла понять, что один учитель, который борется за свои убеждения, значит больше, чем сто рабочих, пригнанных обещанием выплатить по 300 гривен.

Но мотивы людей, лишивших их кандидата нечестной победы, «донецкие» до сих пор уясняют с трудом. Они скептически улыбаются, слушая объяснения, что демонстранты поддерживают не Виктора Ющенко, а избираемость власти, свободу прессы и правила в бизнесе, которые фигура кандидата от «Силы народа» сейчас олицетворяет. Собственный комментарий «донецких»: людей зазомбировали. В это понятие они вкладывают непримиримость кампании Ющенко, отрицавшей, что кандидат от власти честно выиграл выборы; работу «5 канала», который, по мнению «донецких», подготовил людей к выходу на баррикады и тщательную организационную подготовку восстания.

«Мы готовились к выборам, а они к революции. Мы к ней оказались не готовы», — вот как объясняют они причины того, что Янукович смог стать президентом только в помещении Центризбиркома. Его соратники восхищаются несуществующими менеджерскими способностями команды Виктора Ющенко, сумевшей заранее закупить столько палаток, наготовить столько припасов и отпечатать столько символики. Донецкие не верят, что палатки по собственной инициативе организовали профессиональные туристы, что еду и одежду добровольно поставляют рестораны, магазины и простые люди, а символику делают, все кто может — в том числе своими руками.

Такие представления донецкой группы легко объяснить. Оппозиция — от политиков до газет — в Донбассе настолько маргинальна, что лидеры региона никогда не сталкивались с массовыми протестами людей. Поэтому они не в состоянии понять природу поступков жителей Киева, Львова или Черкасс, которые в прошлый понедельник бросили нормальную жизнь и пошли в революцию. В этом смысле глупости Людмилы Янукович можно сравнить с просчетами Владимира Путина. Живя в своем мире, жена кандидата на пост президента Украины и президент России не понимают, что главная сила Ющенко не в поддержке Джорджа Буша, Джорджа Сороса или Александра Квасьневского, а в твердом решении большинства украинцев добиться жизни по-другому.

Не очень хорошо понимая улицу, «донецкие» вместе с тем отдают себе отчет, что происходит в кабинетах власти. На этой неделе выстроенное Леонидом Кучмой для победы Януковича войско отряд за отрядом перешло на сторону противников, удалилось в кусты или поменяло цель битвы. Сами «донецкие» не развалились, хотя интересы собственно Донецка, команды Януковича и фракции «регионалов» сейчас очевидно разнятся. Впервые за многие года донецкая группа осталась одна. Она не встроена ни в одну из чужих схем и пока не придумала своей. Как никогда судьба «донецких» в их руках. Проблема в том, что их лидеры не до конца понимают, что в действительности происходит и какой план следует избрать.

Идеи таковы. Первая — продолжать борьбу за президентство. Этот план прежде всего поддерживает сам Янукович и его ближайшее окружение. Брошенная своими политтехнологами (от Тимофея Сергейцева до Владимира Грановского) команда Януковича не согласна с мнением, что шансов против Ющенко у него сейчас нет. Янукович готов снова идти на выборы, в том числе, на третий тур. Хотя, по словам окружающих его людей, в последние дни он производит впечатление человека, в котором тоже происходит революция, вера в свои силы осталась неизменной.

Эти настроения аккуратно подогревают Президент и глава его администрации. Кучма и Медведчук понимают, что план «Янукович — президент» уже нереален. Ко всему, этот план уже не оптимален для них самих. Но «Регионы Украины» нужны Кучме и Медведчуку для голосования за конституционные поправки, которые ограничат власть нового президента, и борьбы за последующее распределение портфелей. Поэтому Президент и глава АП убеждают своего бывшего выдвиженца, что для него не все еще потеряно.

Второй путь — усиление самостоятельности донецкого региона. О нем в первую очередь думает Ринат Ахметов. Идея отделения, которую при поддержке России запустил Президент, хозяевам области неинтересна. Ни русские войска, ни таможенные границы, ни своя валюта им невыгодны. Сейчас их цель в другом — максимально снизить влияние Киева, кто бы ни стал президентом. Донецкая элита хочет остаться ею, сохранив свои бизнес-интересы и контроль над общественным мнением. С помощью председателя Донецкого облсовета Бориса Колесникова идея автономии трансформировалась в идею расширения полномочий регионов как неотъемлемой части конституционной реформы. В Донецке хотят выборности своих органов власти, представительства во второй палате парламента, и сохранения большей, чем сейчас, доли налоговых поступлений в пределах области. «Мы хотим, чтобы не было центра, который может создать такие кризисы, как сейчас», — говорит Колесников.

Третья идея — демократизация. О ней думает фракция. Речь идет о том, чтобы принять участие в мирном урегулировании ситуации, которое бы народ воспринял как справедливое. Поддержать конституционную реформу, которая придаст веса парламентским партиям, и затем готовиться к выборам 2006 года, делая ставку на борьбу за симпатии избирателей, а не за заводы или властные посты. Ближе всех к этому варианту стоит Раиса Богатырева. Авторитет лидера фракции регионалов растет обратно пропорционально падению влияния Клюева, чьи «делаем так» уже не воспринимаются. В «Регионах Украины» очень много выходцев не из Донбасса. У них другие избиратели, другая оценка ситуации и другие отношения с Януковичем и Ахметовым. Это определяет их настроения: ломать имидж фракции «донецких», активизировать законотворчество в важных для населения направлениях и заботиться в первую очередь о репутации, а не о численности или интересах Януковича. В четверг такие настроения были одобрены на заседании фракции.

По какому пути и насколько далеко продвинутся «донецкие», в существенной степени зависит от того, чье влияние на них в ближайшие дни окажется сильнее: Ющенко и стоящих за ним сотен тысяч манифестантов или Кучмы с его главной опорой Медведчуком? В этом смысле рукопожатие Ющенко, вызвавшее негодование многих его сторонников, было мужественным шагом дальновидного политика. «Донецкие» не демоны, не идиоты и тем более не пропащие люди. Они представляют большой регион Украины, чьи проблемы с демократией, конкурентным бизнесом и гражданским обществом прежде всего бьют по его жителям.

Сейчас страна переживает сказочные дни небывалых возможностей, когда продажный политик может стать выразителем интересов народа, взяточник-милиционер — защитить этот народ от взяткодателей, а высокооплачиваемый цензор — помочь всем жителям страны получить объективную информацию. Многие люди уже сделали такой выбор. Для донецкой группы, вобравшей все худшие качества политики постсоветского периода, он тоже есть. Как и все остальные политические силы, она имеет все шансы стать частью истеблишмента восточноевропейской демократии. Пусть сделать это ей и труднее, чем другим.