Верховная Рада Крыма утвердила новую структуру правительства
и уточненный бюджет. Насколько они отвечают требованиям реформ?
Чисто формальное изменение - Верховная Рада Крыма теперь собирается не еженедельно, как раньше, а раз в месяц - повлияло на качественную сторону работы парламента. Сессии стали проходить по-деловому, без политиканства, углубился анализ, возросла ответственность депутатов перед избирателями. За неполных три дня на уходящей неделе сессия решила десятки вопросов, в том числе о структуре нового правительства и уточненном бюджете автономии. Председатель Совета министров Крыма Сергей Куницын сказал, что это была «тяжелая компромиссная победа здравого смысла и меня, как премьера, потому, что ключевые позиции реформ я отстоял, хотя вчера это казалось невозможно, и даже утром сегодня была тяжелая позиция…»
Сложность ситуации состояла в том, что каждый абзац проекта постановления по структуре правительства начинался словами «сократить численность министерства (или госкомитета…) на…». Были пункты, предусматривающие сокращение целых министерств и госкомитетов. Если помнить при этом, что речь идет о сокращении численности коалиционного правительства, в котором каждая фракция имеет определенное число мест, то понятно, с каким нежеланием депутаты шли на эту вынужденную меру, как страстно пытались сохранить каждое добытое раньше ценой переговоров и компромиссов кресло. Предстояло сокращение численности аппарата правительства на 17-19 процентов, что обозначало увольнение 175-186 чиновников и сокращение фонда заработной платы на 470-530 тысяч гривен. Причем Верховная Рада, сократившая перед этим свой секретариат на 25 процентов по численности и на 37 процентов по фонду заработной платы, как бы получала моральное право уверенно сокращать правительство, однако депутаты легко соглашались на численное сокращение аппарата, но горой стояли за каждое министерское кресло.
Главным, естественно, был экономический блок министерств, который подчиняется непосредственно главе правительства. Сергей Куницын отмечал, что за истекшее время правительству уже удалось уменьшить на 9 миллионов задолженность за электроэнергию, увеличить доходы в бюджет на 25-30 процентов, поднять на 8,2 процента промышленное производство, объемы которого возросли в 7 из 14 отраслей. Дальнейшие реформы, по мнению главы правительства Крыма, должны будут происходить за счет изменения системы управления. Предлагаемая им новая структура должна была обеспечить переход от отраслевого к функциональному принципу управления хозяйством. В основе реформы лежало создание мощного министерства экономики, которое бы выполняло функции анализа и прогноза, давало рекомендации по совершенствованию дальнейшего управления экономической сферой в рыночных условиях. Это же, однако, означало одновременно и ликвидацию министерства промышленности, а значит и министерского портфеля, что не всем депутатам нравилось. В то же время всю энергетику глава правительства также предлагал совместить в одном министерстве, что облегчало бы контроль над расходованием и распределением всех видов энергии. По его мнению, именно в отрасли энергетики сегодня царит наибольший хаос, правительству приходится переплачивать за многие виды энергии. И как оказалось, даже в Советском Союзе министерства промышленности не было, но единая промышленная политика была, ее осуществляли отраслевые министерства. Видимо, это и стало последним доводом Куницына, который убедил сессию в его правоте - новая структура была принята.
Леонид Грач позитивно оценил принятое решение и считает его достаточно реформаторским. Во-первых, оно сокращает бремя расходов на содержание очень дорогого аппарата власти. Во-вторых, правительство получило, по его мнению, наиболее мобильный вариант структуры и оно заслуживает того, чтобы ему дали право на поиск и даже на… ошибку.
Однако сама по себе структура ничего не решает и глава правительства, естественно, добивался права назначить министров своего блока по своему предложению. Ключевой, по его мнению, в блоке была фигура министра финансов, он сказал журналистам, что «вокруг этой фигуры столько споров, что я буду действовать как бывший афганец…». Он и предложил (видимо как бывший афганец!) провести голосование по назначению министров пакетом, то есть списком. Фракции не согласились на это вечером, в чем, видимо, проявилась очень высокая степень недоверия их друг к другу, - а вдруг «чужого» утвердят, а «нашего» - нет? Однако в результате ночных переговоров, видимо, очень тяжелых и закончившихся только утром, компромисс был достигнут. Леонид Грач говорил, что «Мы обречены на пакетный подход, ибо в этом и проявляется смысл альянса…», то есть коалиционного правительства. В пакете прошли все кандидатуры, предложенные премьером.
В результате восторжествовал принцип «лучше меньше - да лучше!». Сокращение численности правительства проведено на 21 процент, и фонд заработной платы чиновников уменьшился больше, чем на 700 тысяч гривен. Глава крымского парламента Леонид Грач искренне призвал руководство в областях Украины поступить таким же образом.
Сложность ситуации с бюджетом состояла в том, что в начале года он был утвержден еще старым Верховным Советом, но вопреки Закону о бюджете Украины крымские депутаты включили в доходы региона доходы от налога на добавленную стоимость и некоторые другие сборы, которые считались общегосударственными. Такой бюджет Крыма Президент, а затем и Конституционный суд Украины отменили, и теперь уже новому крымскому парламенту приходится «протягивать ножки по одежке». Правительство и депутаты парламента исключили из доходов общегосударственный НДС, сформировали бюджет в объеме 325,7 миллиона гривен, который, однако, предусматривает дотацию из бюджета Украины в размере больше 100 миллионов гривен. По примеру Верховной Рады и правительства все министерства, ведомства, предприятия обязаны изыскивать внутренние резервы - сокращать расходы, искать новые источники поступлений. Говоря иными словами, - они должны научиться не только тратить, но и зарабатывать. И возможно, именно этот шаг есть наиболее реформаторским для новой экономической системы в Крыму, поскольку именно такой настрой соответствует новым экономическим реалиям.