«Даже кошка может смотреть на короля», - гласит шотландская пословица. Подробное знакомство с украинскими придворными нравами убеждает не только в том, что Киев далеко не Эдинбург, а политические кланы Украины даже издалека не похожи на горские кланы Эпина. Выясняется также, что шотландские кошки куда смелее наших олигархов.
Не верите? Тогда попытайтесь объяснить, каким непостижимым образом Валерий Пустовойтенко (по состоянию на вчерашний день) исхитрился заручиться поддержкой почти двух с половиной сотен депутатов парламента. Заметим: речь идет о том самом парламенте, который неоднократно признавал работу правительства неудовлетворительной и в котором не единожды поднимался вопрос о вотуме недоверия Кабинету Пустовойтенко. Заметим также: речь идет о том самом Пустовойтенко, которого (по разным причинам) не жаждет видеть в качестве председателя центрального органа исполнительной власти практически никто. Ни лидеры депутатских холдингов, поскольку для их бизнеса он если не угроза, то как минимум помеха. Ни подавляющее большинство представителей директорского корпуса, которые не могут уснуть долгими зимними ночами из-за кошмаров - им мерещится то дворец «Украина», то учения по гражданской обороне. Ни влиятельные международные финансовые и политические структуры, долгое время кредитовавшие нынешнюю власть некоторыми суммами и некоторым доверием, - у этих институций отчего-то (интересно, отчего?) сложилось устойчивое впечатление, что Валерий Павлович - человек глубоко антирыночный.
Пожалуй, только левым в какой-то степени на руку «бальзамирование» Пустовойтенко - оно обеспечивает им последовательный рост протестного электората. Но штука в том, что открыто выступать за премьера-долгожителя коммунисты не могут - протестный электорат не поймет.
Однако мужественный и.о. председателя правительства, невзирая на все тяготы и лишения, тем не менее умудрился обеспечить себе условный запас прочности. Информация о том, что 14 декабря (именно на этот день запланировано парламентское утверждение кандидатуры премьера) Пустовойтенко может опереться на двести пятьдесят голосов получена из неофициальных, но достаточно надежных источников. Те же источники утверждают, что единственным побудительным мотивом для поддержки столь нелюбимого парламентом политика стал тривиальный страх.
Парламентарии всегда опасались, что Кучма распустит Верховную Раду. Сегодня они уже не опасаются, а просто боятся. Тем паче - есть чего. Будущий референдум приобретает весьма отчетливые контуры (см. предыдущий номер «ЗН»). А Леонид Данилович не далее, как во вторник заявил, что для него проведение всенародного опроса избирателей - вопрос решенный. Судя по всему, не вызывает у гаранта Конституции и будущий вердикт народа. В Париже Кучма заявил, что референдум необходим для внесения в Конституцию изменений, которые узаконят принципиально новый механизм влияния на парламент. А это в свою очередь требуется для создания дееспособной государственной власти. Дабы снять все риторические вопросы Президент добавил: «Если я в этом не выиграю, я проиграю в общем и проиграет Украина». Умудренные опытом долгого общения с главой государства законодатели знают, до какой степени Президент не любит проигрывать.
Кое-кто из депутатов берется утверждать, что вроде бы дядюшка Сэм дружески советует Леониду Даниловичу определиться, какие реформы его интересуют в первую очередь. И прозрачно намекает, что если дважды всенародно избранный увлечется конституционными преобразованиями в ущерб экономическим, то помощь Украине будет оказывать не Международный валютный фонд, а (разве что) Красный Крест.
Но в информацию эту большинство обитателей здания по улице Грушевского не верит. К тому же слухи эти, как говорится, не греют, ибо дядюшка Сэм сидит за океаном, а Леонид Данилович - на соседней улице. И сосед этот вполне недвусмысленно дал понять, что нынешний парламент его не вполне устраивает. Так что судьба депутатов в их собственных руках. Будут себя вести хорошо - дотянут до очередных выборов. Будут вести себя плохо - придется готовиться к досрочным. Будут вести себя вызывающе - парламент разгонят завтра.
С точки зрения логики и Конституции подобный сценарий выглядит неправдоподобным. С точки зрения едва ли не подавляющей массы обладателей депутатских мандатов такое развитие событий кажется вполне реальным. Бытует точка зрения: если Верховная Рада будет тянуть с утверждением премьера, Президент может расценить сие как вызов и вызов этот немедленно примет. Утверждают, что Леонид Данилович сейчас активно ищет повод досрочно прекратить полномочия парламента. Один депутат даже пошутил: для разгона парламента достаточно, чтобы кто-нибудь из парламентариев как-то не так посмотрел на Президента.
Преувеличение, конечно. И все же, думается, британские кошки пользуются большими правами и свободами, нежели украинские законодатели. Кошки могут глядеть на своих государей и не бояться.
А депутаты боятся. На боязни этой целую неделю умело играл Пустовойтенко. В качестве гонорара за виртуозную игру он получил почти две с половиной сотни условных депутатских единиц. Условных, потому что никто толком не может понять - нужен Президенту премьер Пустовойтенко или нет. Не ясно толком ни левым, ни правым, ни «победителям», ни оппозиционерам - блефует Валерий Павлович, обещая фракциям во время консультаций и то и се, или же он получил от своего патрона лицензию на проведение пропаганды себя и агитации за себя. Все ждут, что барин возвратится из дальних странствий и подаст знак. Тогда все станет на свои места.
По мнению большинства депутатов, есть три варианта. Либо Кучме необходим «разменный» премьер, на которого можно будет вскорости списать все экономические беды. На роль эту более всего подходит нынешний и.о. Либо Президенту Пустовойтенко не нужен, и, внося его кандидатуру на рассмотрение парламента, он хочет вывести Валерия Павловича из игры чужими руками. Либо глава государства действительно ищет повод обвинить парламент в саботаже, дабы его распустить. Неутверждение предложенного Президентом кандидата в премьеры - чем не повод?
Об окончательной позиции Леонида Кучмы (на которую, безусловно, должны были повлиять итоги, а главное, тональность переговоров в Вашингтоне, Брюсселе, Париже и Москве) всем заинтересованным лицам и структурам станет известно не позднее чем на сегодня. В момент подготовки этой статьи нам истинные намерения арбитра нации были, увы, неведомы. Посему мы можем лишь предположить, как могут вести себя различные депутатские группы и фракции в той или иной ситуации. Для удобства разделим их на несколько групп.
Группа первая - «обреченные». Эти, судя по всему, вынуждены поддерживать Валерия Павловича при любом раскладе. К ним следует отнести фракции НДП и НРУ (Костенко), а также депутатские группы «Батькiвщина» и «Громада». Логика их поведения ясна. Народные демократы просто обязаны поддержать лидера своей партии. Три других депутатских объединения связывают свое политическое будущее с Пустовойтенко, поелику больше с ними (во всяком случае, пока) никто не хочет связываться. Только Валерий Павлович, по имеющейся информации, обещает Юлии Тимошенко стать ее союзником накануне ожидающейся масштабной бизнес-войны. Только Валерий Павлович обещает Костенко и его соратникам места в новом правительстве. Только Валерий Павлович обещает «громадянам» поспособствовать в сохранении депутатской группы и, возможно, партии (с этим несколько сложнее).
НДП (28 депутатов) в своем искреннем желании подсобить своему «керманичу» даже несколько переборщили. Представители фракции вознамерились предложить парламенту голосовать за кандидатуру Пустовойтенко поименно. Таким образом Александр Карпов и его коллеги собирались принудить голосовать «за» те депутатские объединения, которые объявили о своей пропрезидентской позиции. Однако при «поименке» Пустовойтенко ну никак не может рассчитывать на голоса коммунистов. А Валерий Павлович только-только нашел ключик к самой крупной парламентской фракции.
Юлия Тимошенко, по некоторым сведениям, выразила готовность привести под знамена Пустовойтенко 59 штыков (31 из ее родной «Батькiвщини» и 28 из союзнического костенковского Руха). По другой информации, Юлия Владимировна кроме того изыскала способ повлиять на позицию «Громады» (личный состав - 13 человек), которая в принципе и без того была не против.
Впрочем, не стоит излишне переоценивать степень зависимости НРУ-К от Тимошенко и уж тем более не стоит переоценивать степень ее влияния на «Громаду». Это типичный ситуативный альянс. И те, и другие с удовольствием поиграли бы в самостоятельную игру и с большим удовольствием поиграли бы не с Пустовойтенко, а с кем-нибудь другим. Но другие играют в другие игры.
Не стоит преувеличивать и прочность союза Пустовойтенко - Тимошенко. Лидер «Батькiвщини» также ищет точки политической опоры в иных местах. Переговорный процесс между Валерием Павловичем и Юлией Владимировной многим напоминает карточную игру, в которой каждый из партнеров добросовестно блефует. Пустовойтенко делает вид, что может решить проблемы Тимошенко в экономике. Тимошенко делает вид, что может решить проблемы Пустовойтенко в парламенте. Глава фракции при этом позволяет себе публично предъявить и.о. главы правительства перечень того, что она хочет в обмен на поддержку. Более того - требует от Пустовойтенко завизировать список своих претензий. А тот, в свою очередь, это требование игнорирует. Фоном для всего этого служат весьма непростые личные отношения вынужденных союзников.
Но как бы там ни было на сегодня именно НДП, «Батькiвщина», «Громада» и костенковский Рух - самые надежные партнеры Пустовойтенко. И если в ближайшие несколько суток не случится ничего экстраординарного, то 14 декабря они «сдадут» ему ровно сотню депутатских карточек.
Группа вторая - «тактики». Сюда следует отнести умеренно лояльных к Президенту «зеленых» и руховцев-удовенковцев, а также часть агрессивно лояльных «независимых» и часть умеренно оппозиционных «реформаторов-конгрессменов».
ПЗУ и «каноничный» НРУ «правильно» вели себя на выборах, но их вклад в кучмовский триумф не столь значителен, чтобы иметь право на собственную политическую точку зрения. К тому же эти фракции не настолько многочисленны, чтобы делать погоду при голосовании. Вдобавок и тем, и другим слишком досрочные парламентские выборы нужны еще меньше, чем, скажем, «трудовикам» или «возрожденцам» - партии к ним попросту не готовы. Потому кононовцы (18 мандатов) и удовенковцы (16) готовы колебаться согласно линии Банковой. Скажут поддержать Пустовойтенко - поддержат (о чем уже и было объявлено). Дадут отмашку «валить» - «завалят». Эти две депутатские ячейки хотят быть на стороне премьера-победителя. А как его будут звать, им все равно. Главное, чтобы он заботился об окружающей среде, сочувствовал национально-демократическому движению и не обходил стороной при раздаче портфелей.
Депутатская группа «Незалежнi» (15 народных избранников) строгому учету и контролю не поддается. Там собрались слишком независимые друга от друга люди. Фактор партийной дисциплины в этом объединении отсутствует. Григорий Омельченко и Анатолий Ермак, например, будут голосовать против Пустовойтенко, скорее всего, в любом случае. Даже при тайном волеизъявлении, даже под угрозой роспуска и даже при всем уважении к Евгению Марчуку. Говорят, что в этом «огороде» Валерий Павлович соберет «урожай» небогатый: голосов 5 - 7.
В депутатской группе «Реформы-Конгресс» Валерий Павлович может получить (при тайном голосовании) либо все, либо ничего. По крайней мере, представитель группы Тарас Стецькив заметил, что возможны оба варианта. И добавил: переговоры «реформаторов» с Пустовойтенко «оставили больше положительных чем отрицательных впечатлений». Данное парламентское подразделение в силу ряда причин очень не любит нынешнего руководителя Кабинета, но способно изменить свою точку зрения в крайнем случае. Например, если на одной чаше весов будет судьба Пустовойтенко, на другой - судьба парламента. Или если поддержка кандидата сулит некие политические и экономические выгоды. И премьер кое-что обещает. Однако, по имеющимся сведениям, «Реформы-Конгресс» взвешивают все «за» и «против». Так что Пустовойтенко их голоса, так же, как и голоса «Незалежних», в расчет пока не берет. Можно насобирать еще десяток голосов среди внефракционных, но они тоже люди ненадежные.
Его опора в среде «тактиков» - «зеленые» и «правильные» руховцы (34 условных голоса).
Группа третья - «стратеги». Они же «победители». То бишь «Трудова Україна», «Відродження регіонів» и СДПУ (о). Их объединяет не только реальная близость к Президенту, но страстное желание не пустить Пустовойтенко в премьеры. А еще общий страх. Причем не только страх роспуска парламента. Накануне визита их главного патрона в США ходили слухи о том, что упомянутый выше дядюшка Сэм зело недоволен некоторыми лицами в окружении Леонида Даниловича. Ходили слухи и о том, что господин Кучма, дабы завоевать очередную порцию доверия и кредитов, кого-то может «сдать», а кого-то «загнать» в тень. Нервничают граждане. Тем более что пока Кучма стратегически партнерствовал в Вашингтоне, в Киеве СБУ объявила о существовании примерно 600 (!) уголовных дел, по которым проходят семеро народных избранников и бесчисленное множество высокопоставленных чиновников…
Но если все обойдется (и кампания по «чистке рядов» - лишь работа на американскую публику), то можно говорить о консолидированном голосовании трех указанных депутатских объединений. А это по последним (к сожалению, не до конца уточненным данным - 98 голосов.
Фракции-«стратеги» о решении Президента по поводу Пустовойтенко узнают первыми. Как утверждают парламентские источники имеются три варианта. Если Кучма говорит «да», «победители» помогают Валерию Павловичу пройти «парламентское чистилище» (а куда денешься?). Если Кучма говорит «нет», но голосование будет поименным, то фракции голосуют «за», однако делают все от них зависящее, чтобы премьер собрал меньше 226 голосов. Если будет дана команда «валить» Пустовойтенко, и голосование будет тайным, то Валерию Павловичу придется туго.
Пока же фракции-«стратеги» заняли позицию «Ни войны, ни мира». Виктор Медведчук обещает лично поддержать Пустовойтенко, но при этом туманно намекает, что у некоторых членов фракции СДПУ(о) может быть и другая точка зрения. «Трудовики» вообще обещают определиться в самый последний день.
Четвертая группа - левые. Социалисты категорически против Пустовойтенко. ПСПУ, судя по всему, тоже. Ткаченко мог бы предложить «почти премьеру» свою помощь в обмен на сохранение места спикера. О том, что фракция СелПУ может поддержать кандидатуру нынешнего и.о., уже объявил ее формальный лидер Сергей Довгань. Но у Александра Николаевича осталось аж восемь селян, к тому же он вынужден согласовывать свою позицию с коммунистами.
Фракция КПУ - отдельная история. Говорят, что Пустовойтенко вышел на коммунистов с целым рядом заманчивых предложений. Говорят также, что у и.о. есть неформальные «выходы» на самую большую фракцию через Станислава Гуренко и Олега Панасовского. Существует версия, что защитники народных интересов могут подкинуть главе антинародного правительства, по меньшей мере, пару десятков голосов. Но при двух условиях. Если голосование будет тайным. И если им предоставят гарантии, что Президент в ближайшее время не распустит парламент, а Пустовойтенко в самое ближайшее время учтет их предложения по формированию правительства.
С компартийными мандатами Валерий Павлович достаточно уверенно выходит на цифру 250 голосов, даже если он не договорится с «Реформами-Конгрессом», «Незалежними» и «ничьими», и даже если каждая из «своих» фракций «кинет» его на пару-тройку голосов. Такое возможно - кто-то заболеет, кто-то карточку потеряет, кто-то передумает. Кто-то фракцию сменит. Ротация идет постоянно, и приведенные здесь цифры достаточно условные. Говорят, например, что Игорь Квятковский и Алексей Шеховцов недавно пополнили ряды морозовской фракции. А вот Иван Чиж якобы может ее покинуть. Говорят также, что в самое ближайшее время потеряет на марше двух бойцов Юрий Костенко. Богдан Бойко вроде бы ищет пути возвращения в лоно Руха (Удовенко), а Олесь Лавринович в компании с Игорем Насаликом и Сергеем Терехиным намереваются создать новую депутатскую группу, куда уже приглашают некоторое количество «знаковых» фигур.
Словом, все течет, все меняется. Но дисциплина коммунистов - константа. С их поддержкой Пустовойтенко «выходит» на парламентское большинство с запасом. Только бы Президент сказал «да».
Если Президент скажет «нет», наступит время новых комбинаций. Обхаживать «свои» и «чужие» фракции будет уже кто-то другой. Азаров? Деркач? Ющенко?
В то, что Президенту (если он в самом деле намеревается провести реформы) нужен премьер Пустовойтенко, верится слабо. Президенту вообще трудно, потому что человека, который бы потянул одновременно и экономические, и административные преобразования, у него нет. Пустовойтенко и вовсе не потянет ни то, ни другое.
Пока, надо полагать, Леонид Кучма не определился даже с тем, кто будет за какие реформы отвечать в новом правительстве. То ли премьер - за рыночные, а первый вице-премьер - за административные, то ли наоборот. При этом еще очень желательно никого не из «победителей» (по возможности) не обидеть, пожелания Запада учесть и парламентские расклады просчитать…
Депутаты ждут. Ждут знаков от Президента. И одновременно боятся посмотреть ему в глаза. А то еще решит, что на него посмотрели как-то не так…