UA / RU
Поддержать ZN.ua

СТРАНА ВОСХОДЯЩЕГО СОЛНЦА УКРАИНСКОЙ НАДЕЖДЫ

Когда читаешь «Капитал», то сразу понимаешь, что Карл Маркс в Японии не был. Иначе он никогда бы так безапелляционно не заявил о том, что бытие определяет сознание, соответственно базис — надстройку...

Автор: Юлия Мостовая

Когда читаешь «Капитал», то сразу понимаешь, что Карл Маркс в Японии не был. Иначе он никогда бы так безапелляционно не заявил о том, что бытие определяет сознание, соответственно базис — надстройку. В Стране восходящего солнца эти два понятия существуют параллельно, диффузируя не особенно активно. Создавая технические проекты XXI века, японцы остаются глубоко религиозными людьми, свято чтут традиции как в быту, так и на работе. Они предпочитают европейскую моду (американскую фривольность в туалетах тут редко когда встретишь); повсеместно используют архитектуру США (Токио — один в один вымытый Нью-Йорк) и т.д., но при всем при этом «в душу» западный стиль жизни японцы не впускают. Равно, впрочем, как и западные фирмы на свой рынок — в залитом рекламными огнями Токио редко-редко можно встретить знакомый европейский или американский логотип. Импортный автомобиль на дорогах Японии — большая редкость, как, впрочем, и их производители — европейцы и американцы. Как зеницу ока японцы берегут внутренний рынок и внутренний мир, являя собой эдакую агрессивную вещь в себе.

Расположить такой народ к себе — задача не из легких. Их не разжалобить слезой, не завлечь пустыми инициативами в красочной светско-престижной обертке. Они делают только то, что им экономически выгодно. Следовательно, основной задачей первого в истории Украины официального визита Президента в Японию было убедить аргументированно: почему развитие наших двусторонних отношений может быть взаимовыгодным?

В вопросах внешней политики Япония, пожалуй, одно из наиболее осторожных и консервативных государств. А уж когда речь заходит о подписании межгосударственных документов, то щепетильности японских чиновников нет предела. Например, подписанному в этом году между Японией и Польшей транспортному соглашению предшествовали 30(!) лет переговоров. Исходя из этого, можно сказать, что нам повезло немного больше, поскольку, во-первых, во время визита Леонида Кучмы министром иностранных дел Геннадием Удовенко был подписан документ, согласно которому правовая база, наработанная СССР и Японией, может быть унаследована, а во-вторых... А во-вторых, еще год назад официальный Токио и слышать ничего не желал о подписании каких-либо двухсторонних документов. Но это совсем не значит, что созерцательно-аналитический глаз карпа — символа Японии — не был скошен на далекую Украину... Подписанное во время визита Совместное Заявление — тому свидетельство. Для японцев, у которых слово идет четко в ногу с делом, — это значительный шаг навстречу, сделанный, кстати, вследствие кропотливого анализа ситуации вокруг и внутри Украины. Наша страна рассматривается здесь как реальный фактор стабильности на стыке Европы и Азии. Японцами отмечен тот факт, что страны СНГ, действительно стремящиеся к независимости, пытаются группироваться вокруг Украины. Любопытно, что глава департамента новых независимых государств МИД Японии Хироси обронил следующую фразу: «Нас объединяет не только сходное трудолюбие наших народов, но и то, что и мы, и вы являемся соседями одной большой страны...» Надо сказать, что в Токио весьма пристально следят за украино-российскими отношениями, однако Украина интересует его не только и не столько в их контексте.

В политическом аспекте Украина может быть полезна Японии в плане поддержки стремления последней стать постоянным членом Совета Безопасности ООН. Япония в свою очередь пообещала поддержать нас в Организации Объединенных Наций в решении двух вопросов: компенсации потерь от санкций против Югославии и уменьшения «членского взноса» Украины в ООН. Кроме того, во время встреч, проведенных в Токио, Леонид Кучма заручился поддержкой лидеров государства — императора Японии и премьер-министра — в отношении проектов, вырабатываемых Украиной и странами «большой семерки». Следует сказать, что роль Японии в этом клубе весьма весома, в особенности в экономических вопросах. И теперь можно смело утверждать, что из всех семи стран неопределенность сохраняется лишь в украино-французских отношениях.

Ядерная проблема — еще одна точка соприкосновения Украины и Японии. Министр экологии Юрий Костенко подписал в Токио «Соглашение по контролю за ядерными материалами и их физической защитой». Дело в том, что в бывшем Союзе существовала лишь военная система контроля. В связи с присоединением Украины к ДНЯО возникла необходимость создания гражданской системы контроля за перемещением, использованием и охраной ядерных материалов. Япония находится в числе пяти государств (плюс США, Швеция, Финляндия и Германия), к которым МАГАТЭ обратилась с просьбой помочь Украине в создании подобной системы. По неофициальным данным, Япония выделит нам на этот проект 15 миллионов долларов, причем не бартером, а со счета на счет. 30 марта в Украину по этому вопросу прибудет группа японских экспертов в области ядерной безопасности. Предполагается, что необходимая система контроля будет создана в Украине к концу этого года.

Тема «Украина и ядерный вопрос» получила в Японии еще одно, неожиданное развитие. Выступая в Токийском пресс-клубе, Президент Леонид Кучма заявил о том, что Украина поддерживает инициативу Белого дома о пролонгации Договора о нераспространении ядерного оружия, срок которого истекает в этом году. «Однако я думаю, — заметил Президент, — что этот процесс будет не таким простым. Нам бы хотелось, чтобы за оставшееся до конференции время были рассмотрены и приняты решения по ряду проблем. Ядерные страны должны заявить о своем стремлении избавиться от ядерного оружия. Если они заявляют, что это оружие — гарантия их безопасности, то как быть странам, которые им не обладают? Украина считает, что к апрелю — месяцу начала проведения конференции по ДНЯО (а это 17 апреля — Ю.М.) — договор «Старт-2» должен быть ратифицирован парламентами США и России. Было бы желательно завершить переговоры и о запрещении испытания ядерного оружия. Можно было бы также подготовить и подписать договор о запрещении производства расщепляющихся элементов. На эти проблемы желательно обратить внимание сегодня». Надо сказать, что экспромт — а это был именно экспромт — Леониду Даниловичу удался. Все вышеперечисленное в высшей степени справедливо, но вряд ли выполнимо: решение о судьбе ДНЯО — это не «киндерсюрприз», выполняющий «три желания сразу». Достаточно одной России, которая упирается руками и ногами, не желая ратифицировать «Старт-1» поскольку, подписан он был под давлением Америки на предоставляемые кредиты, а теперь оказалось, что, выполнив этот договор, Россия заметно ослабит свою ядерную мощь по сравнению с США. К тому же у России сейчас просто нет денег для выполнения «Старта-2». Вместе с тем, если хотя бы одна из инициатив Президента Украины — например о запрещении испытаний ядерного оружия — будет взята на вооружение и доведена до конца, то миру однозначно будет за что ему сказать спасибо.

Возвращаясь к украино-японским отношениям, нельзя не сказать о самом главном их аспекте — экономическом. Кредит в 200 млн. долларов выделила Украине вторая по экономической мощи держава мира. Но это лишь присказка, а сказка... а сказка должна родиться из совместной многолетней работы, в которой, судя по всему, заинтересованы обе стороны. Посещая штаб-квартиру «Сони» в Токио, Леонид Кучма сказал: «Я уверен, что в ближайшем будущем в Украину будет попадать не только продукция этой фирмы, но и ее новейшие технологии».

«Технология японская — высококвалифицированная рабочая сила наша» — подобная схема сотрудничества интересует не только «Сони», но и все те фирмы, с руководством которых встречался Президент Украины и члены украинской делегации, а это и «Итогу», и «Сумитомо», и «Мицубиши». В настоящее время существует около 60 украино-японских проектов в этом направлении. Восемь из них уже готовы к подписанию. Официальный визит Президента Украины, можно сказать, открыл дорогу для их реализации, поскольку, как утверждают украинские дипломаты, японский стиль построения межгосударственных отношений таков — сначала ЗАГС, а потом любовь.

Планируется, что в ближайшее время Японию посетят с рабочими визитами две украинские делегации — одна под руководством министра промышленности Анатолия Голубченко, вторая — министра экономики Романа Шпека. Именно они, попутно изучая японский опыт в финансах и производстве, закрепят документально результаты официального визита, подписав контракты, соглашения, протоколы о намерениях. Нет нужды уточнять, что в наших делегациях будут как крупные украинские бизнесмены, так и представители госпредприятий. Не исключено, что одной из первых украино-японских программ станет разработка системы сейсмического мониторинга специально для Японии. Как известно, проблема землетрясений в Стране восходящего солнца весьма актуальна. «Вчера я познакомился с японской кухней, а сегодня с землетрясением», — пошутил Леонид Данилович после того, как секунд 30 нас потрясло на 14-м этаже гостиницы «Нью-Отани». Толчки были не очень сильные — 3 балла по 7-балльной шкале. Но сами токийцы говорят, что в ближайшее время в городе ожидают сильное землетрясение. В связи с такими прогнозами Токио покидают многие иностранцы. Хочется надеяться, что ничего серьезного не произойдет, но нельзя при этом забывать, что землетрясения и тайфуны — одна из констант, определяющих бытие японцев. Увы.

Одним из кульминационных моментов визита было выступление украинского Президента перед представителями федерации японских предпринимателей «Кейданрен». Надо сказать, что в этой авторитетной организации, напоминающей родной Кучме УСПП, уже создана комиссия, занимающаяся Украиной (аналогичной направленности группа появилась и в японском парламенте). Леонид Кучма без излишних прикрас обрисовал экономическую ситуацию в Украине, не забыв, правда, при этом проинформировать японских бизнесменов и о нашем промышленном, сельскохозяйственном и геополитическом потенциале. По словам Президента, самые минимальные подсчеты говорят о том, что потребность в иностранных инвестициях Украины составляет 30 млрд. долларов. Леонид Кучма выразил уверенность, что украинские черная металлургия, аграрный сектор, нефтеперерабатывающая отрасль и конверсионные программы ВПК могли бы быть весьма интересны для Японии. Не обошлось президентское выступление и без маленьких провокаций типа: «...Достаточно сказать, что в Украине в 1994 году было реализовано 144,5 тысячи иномарок. Правда, — походя заметил Леонид Данилович, — из них только 15,5 тысячи японского производства, а все остальные — европейские и американские. Думаю, что японским промышленникам стоит задуматься над этими цифрами».

...В день выхода газеты визит официальной украинской делегации еще будет продолжаться. Переехав в Киото — первую столицу Японии, — Президент встретится с руководством «Тойоты», мэр Киева Леонид Косаковский — со своим коллегой мэром города-побратима, министр внутренних дел Владимир Радченко продолжит изучение опыта японских префектур... Будут обсуждаться наработанные проекты, возникать новые идеи. Но основные итоги визита уже сейчас ясны как в политическом, так и в экономическом плане. Но мне кажется, что помимо пользы в этих традиционных аспектах была и еще одна — психологически-терапевтического порядка, а именно, возможность своими глазами увидеть японское чудо, сотворенное ни МВФ, ни ЕБРР, а самими японцами. «Мы ставим перед собой максимальные цели — построение высокоразвитой экономики, прорыв Украины в перспективе в число высокоразвитых государств мира, — поделился планами Леонид Кучма. — В этой связи для нас особенно ценен опыт государств, сумевших в свое время мобилизовать весь национальный потенциал, показать всему миру что их народ способен идти в авангарде мировой цивилизации. Япония продемонстрировала такой пример национального героизма и заслужила всеобщее уважение».

«Да! Ума у японцев не отнять. Ничего, отнимем!» — говаривал Жванецкий. Если серьезно отнестись к перлу короля сатиры, то лучше его совету не следовать: устраивать утечку японских мозгов нам как-то не по карману, а вот остановить утечку своих да мобилизовать их, создав условия для работы, — вполне.

«Я готов быть прилежным учеником», — искренне признался Леонид Кучма японцам. Пожелаем Президенту успехов в этой учебе, совмещенной с непрерывным боем. Напомним только, что оценки ему будут ставить... 52 миллиона экзаменаторов. Ежедневно.