Да, я живу не по средствам
Средств давно нет, а я живу…
Автор
Одно вступление.
С тоской по лету
16 июля 1997 года. При утверждении в парламенте кандидатуры премьер-министра, предложенной Президентом, В.Пустовойтенко получил 226 голосов «за», что соответствует половине голосов конституционного состава парламента плюс один голос. В.Пустовойтенко является членом политсовета и политисполкома Народно-демократической партии Украины.
Так говорил «Интерфакс-Украина», и не ошибался. Листая сводки информационных агентств за июль, читая прогнозы и вникая в расклады, начинаешь ясно понимать: Валерий Павлович Пустовойтенко - премьер, который не обманул ничьих (за малым исключением, но об этом дальше) - да, так прямо-таки ничьих ожиданий. От него не ждали реформ - их и нет, от него не ждали глобальных новых идей и тем паче общего улучшения ситуации - тоже не подвел. От него ждали новой правительственной команды - пожалуйста, есть. К сожалению, новый молодой, энергичный вице-премьер Сергей Тигипко за прошедшее время не успел стать по-настоящему молодым, энергичным реформатором, зато новый опытный экономист - министр экономики Виктор Суслов не утратил присущего ему своеобразия подходов.
16 июля. Премьер сообщил, что после встреч с различными фракциями и представителями партий он нашел «очень много близких позиций с социалистами».
17 июля. Назначение Валерия Пустовойтенко на пост премьера «снимает проблемы в отношениях Президента и Кабинета министров», считают в администрации Президента Украины.
Как бы то ни было, назвался премьером, отработал сто дней - получи результат. Вот, кстати, о результате мы и поговорим. Сразу скажем, что и за сто, и за двести дней переломить инерцию скособоченной и больной экономики вряд ли возможно. И результат, о котором пойдет речь, достигнут многолетними совместными усилиями властей, направленными, как заведено, в диаметрально противоположные стороны. Но. И еще раз но…
Один обман.
Но большой
25 июля. Валерий Пустовойтенко: «Согласно поручению Президента мы должны ликвидировать задолженности по зарплатам и пенсиям до 1 ноября 1997 года».
Читатель-бюджетник! Читатель-пенсионер! Позвольте вас искренне поздравить с днем 1 ноября 1997 года. Вам уже все ликвидировали. Дальше будет значительно легче - будем греться у огня и ждать следующей официально и ответственно заявленной даты.
Итак, свой путь в истории Украины правительство Пустовойтенко начало с демонстрации неумения считать. Есть, правда, и другой вариант, похуже: сознательная ложь «во имя спасения». Такой вариант мы отбрасываем сразу, поскольку если его не отбросить, выходит, говорящий не понимал, что ложь останется, а спасения не будет.
Предположим все-таки, что приведенное выше обещание правительство подкрепляло осознанными намерениями что-то улучшить и нормализовать в бюджете и общефинансовой сфере. Т.е. там, откуда деньги берут. Чтобы хоть и не погасить задолженность (о прогнозном результате такой акции - ниже), но хотя бы обеспечить текущие выплаты вовремя. Посмотрим, что у нас с финансами.
Последние вести с финансовых полей тревожны: превышены маяки годовой плановой эмиссии. Не намного - миллионов на 100, но до конца года еще два самых выплатных и горячих месяца: ноябрь-декабрь, отопительный сезон.
Известно, что на наши нужды правительство изыскивает деньги, в частности, из внутреннего источника - займов. Рынок ценных бумаг по состоянию привлечение-выплаты вызывает состояние озабоченности и желание забыть о нем, как о страшном сне. Но забыть не получается, а просчеты - налицо. Так, на прошедшей неделе размещение ОВГЗ было практически нулевым, таковыми же были и привлеченные средства. Таким образом, обслуживание рынка ОВГЗ идет за счет общих поступлений бюджета - вместо того, чтобы этот самый бюджет питать.
Планы по внутреннему финансированию явно не выполняются. Отчасти из-за бегства нервных и жадных нерезидентов с рынка ОВГЗ в более прибыльные (менее рисковые) сегменты финансового рынка. Почему бегут - мы уже говорили и еще будем говорить. Пока же, несмотря на героические усилия Минфина по удлинению срока погашения ОВГЗ, основным спросом продолжают пользоваться полугодичные и годичные бумаги. Ничего, к сожалению, не было сделано для выпуска двухгодичных, индексированного долга, десятилетних. Негативные последствия финансовых пирамид, то есть классического способа краткосрочного привлечения капитала с большими обязательствами по его доходности, стали предметом пристального рассмотрения миссией МВФ.
возможность «золочения ручки» чиновнику, пропускающему партию «высокоакцизного» бензина под видом более дешевого. Хотя логики в этом маловато, но может, в итоге поступлений больше будет… Будет и некоторое повышение цен на сельхозпродукцию, что очевидно.
Вот хотелось что-то сказать о положении дел на селе. Честно говоря, ничего нового, кроме лихорадочных перестановок: есть «Хлеб Украины» - нет «Хлеба Украины» вкупе с дележом и передележом зернохранилищ и элеваторов обнаружить не удалось. Биржевой рынок сельхозпродукции умер, задавленный как внутренними противоречиями, так и административными запретами, и на сельхозбирже торгуют в основном комбайнами не нашего производства. Что уж тут скажешь…
Один МВФ. За всех
20 октября миссия МВФ традиционно приехала посмотреть на результаты своей помощи (результаты тоже традиционны), выяснить, «хорошо ли пошел» третий транш кредита стенд-бай и заодно поговорить о будущем. То есть прикинуть свою стратегическую политику в Украине. Говорили и о перспективах получения летом следующего года кредита расширенного финансирования, но как-то без воодушевления.
6 августа 1997 года. Премьер-министр Украины Валерий Пустовойтенко и председатель правления Нацбанка Виктор Ющенко подписали Меморандум о сотрудничестве Украины и МВФ.
Самым волнующим вопросом было, есть и будет состояние бюджета-97. По поводу 1998-го тоже: сильно встревожили МВФ прогнозированное падение доходов от налога на прибыль - в связи с переходом на поквартальные выплаты вместо помесячных, оппозиция парламента по поводу поднятия некоторых акцизных сборов, провал пенсионной реформы.
Переговоры насчет увеличения официального дефицита бюджета на 500 млн. гривен «повисли». Обоснования со стороны правительства: долги по зарплате. А почему, собственно, не были мобилизованы внутренние резервы? «Социальные» решения законодательного порядка о «социальной» эмиссии - более весомый, казалось бы, аргумент. Опыт предвыборной России свидетельствует, что красная угроза - хороший стимул для того, чтобы не отказывать в поддержке существующему некрасному режиму. Но. Если имидж, сделанный для Бориса Ельцина, не требовал подсказки - кого поддерживать в качестве реформатора и гаранта демократии, то с Леонидом Кучмой сложнее. Один из участников дискуссии охарактеризовал многозначительный намек украинской стороны на красные обстоятельства так: «Представляется, что это - попытка собрать средства для поддержания одной из партий, которая сейчас вроде бы как руководит правительством».
Подобный расклад МВФ не с руки, потому что связываться с политикой в таком виде ему просто запрещено. Реальных же шагов, которые можно было бы неполитически поддержать, ни за последний год, ни за последние 100 дней сделано не было.
А как там наш родной стенд-бай? В принципе, компромиссное решение могло состоять в том, чтобы уломать МВФ проводить сверку показателей не помесячно, как предусмотрено условиями кредита, а по итогам 1997 года. Итоги будут страшненькие, но хотя бы до 1 января 1998-го мы еще что-то сумеем получить. А вначале года правительство может прибегнуть к любимому жесту - развести руками и сказать: «Так уж вышло: выборы, мол, то, се…» Но достичь такой передышки правительству не удалось. Вообще очень похоже, что миссия уехала, так и не придумав - что посоветовать Совету директоров МВФ по поводу остальных траншей.
«Почем стоит» 70,9 грн.?
Но есть очередная неприятная деталь - подписавшись под законодательной благотворительностью парламента в размере 70,9 грн. минимальной пенсии и зарплаты, Президент подписал смертный приговор. Вопрос - кому?
Меморандум МВФ, напомним, предполагает отсутствие скрытого дефицита бюджета, а он у нас не просто есть, он, благодаря невыполнимым обещаниям властей, будет стремительно расти. Не будем задаваться вопросом: что страшнее - пообещать и не выполнить, или пообещать и… выполнить. Страшно и то, и другое. А попытки изобразить выполнение есть и будут. Достаточно вспомнить не только общие парламентские настроения, но и конкретные высказывания.
Не далее как 15 октября глава парламентского комитета по вопросам экономической политики Олег Таранов хладнокровно спросил вице-премьера Сергея Тигипко: «А может, все-таки возможна целевая дополнительная эмиссия на зарплаты и на социальные нужды?..» Сергей Леонидович ушел от ответа (кажется, даже слегка покраснев), но таким образом вопрос повис в воздухе. Приземляя вопрос, скажем: пусть. Пусть выплатят всем и столько, сколько решил парламент и подписал гарант Конституции. Итог будет ровно один. Гривня, полученная рядовым населением, будет бороться по покупательной способности с тремя гривнями, получившимися в результате банковского мультипликатора и на руках у населения не находящимися. Прошу особо проницательных парламентариев, вместе с Гарантом, предсказать исход: кто победит в борьбе за один и тот же товар - три гривни или одна?..
Возможность такого развития событий не стоит отбрасывать только потому, что она нам не нравится. Учитывают ее и нерезиденты, финансирующие наш рынок ОВГЗ. Так что «не во всем виноват Минфин» - да, резкий спад активности нерезидентов был обусловлен снижением доходности, но не только. Достаточно принять во внимание тот общеизвестный факт, что предвыборная пора - пора усиленных и значительных трат. Причем, в таких объемах, которые, скажем, могут повлиять на устойчивость курса национальной валюты, что и учли нерезиденты, покидая рынок или приостанавливая работу на нем.
Наше вам…
Общим результатом проделанных упражнений стало усиление инфляционных ожиданий не только у нерезидентов, но и у основных держателей наличных денег - населения. Во всяком случае, в Киеве объемы покупаемых населением долларов резко возросли… Усиление же таковых ожиданий приводит к немедленному поднятию потребительских цен. Тот, кто посещает магазины и базары, мог это заметить в последние две-три недели.
Преобразований на газовом рынке мы из принципа касаться не будем. Скажем только, что правительство можно поздравить: из совершенно нерыночного, келейного и коррупционного газового рынка, где работали всего-то четыре оператора, это правительство соорудило прекрасный, либеральный рынок - с двумя операторами. Причем при ближайшем рассмотрении может оказаться, что глава одной из конкурирующих компаний оказывается зампредом другой конкурирующей компании. Впрочем, автору лично все равно - был бы газ…
А в качестве заключительного на сегодня аккорда - жемчужина коллекции от разработчика налогового пакета-96-97 (из которого приняты в ужасающем виде только два закона) народного депутата Сергея Терехина.
«Я очень поздравляю правительство с тем, что, как было заявлено на съезде Народно-демократической партии г-ном Пустовойтенко, «все принятые на сегодня налоговые законы - продукт НДП». Наконец-то у нас за сто дней появилось правительство и партия, которая взяла на себя ответственность за проведение экономических преобразований. Налоги они уже сделали, теперь, видимо, начнут расчищать неплатежи от имени НДП, выплачивать задолженность по пенсиям от имени НДП - и так пока не закончат со всем»…
Один позитив.
С последствиями
Единственный позитив, который удалось обнаружить, - это увеличение мобилизации налоговых поступлений. К сожалению, и эти плюсы омрачены некоторыми обстоятельствами. Собираемость налогов выглядит лучше за счет использования несколько не логичных полномочий налоговой администрации - взыскивать с должника имущество, в том числе и деньги, которые ему не принадлежат: суммы авансов, которые даны другими организациями, суммы привлеченных средств (депозитов и т.п.). Такая практика имела место в 1994-95 годах при обложении трастовых компаний, и многие из них погибли не столько из-за сидящего внутри них криминала, а еще и из-за того, что к уплате налогов привлекались деньги вкладчиков.
Сейчас «трастовый метод» решили применить ко всей экономике. С одной стороны, как уже говорилось, мобилизовали больше средств. С другой - источники этих средств не то чтобы сомнительны, они просто точечные, избирательные. Налоговый инспектор по-доброму не сунется к промышленным монстрам и в структуры под прочной властной крышей. «Отлов» производится по средне-мелким и относительно честным фирмам, не могущим противопоставить сборщикам дани ничего существенного. Ну, или трясут под «спецзаказ». И хотя сборы точечные, они все-таки массовые. Реакция не замедлила.
Деньги уходят из балансов банков в тень. Там, в тени, на сегодня находится 54% эмитированных НБУ платежных средств. Динамика процесса в общих чертах такова: весь 1996 год тень держалась на уровне 46-48%. Где-то в апреле-мае 1997-го выросла до 52% - в первую очередь из-за гибели официальных рынков сельхозпродукции, находящейся на совести экс-премьера Лазаренко. Но и дальше легче не стало. Буквально за последние два-три месяца тень дала огромный прирост в 2%. Даже годовой прирост таких масштабов - уже опасная черта, не говоря о приросте скоропостижном… Итак, жесткое налоговое администрирование при полной налоговой неизвестности естественным образом подпитало теневую экономику.
И не только. Массированная концентрация налоговых поступлений в центре отвлекает средства от социальных программ местных бюджетов - долги госбюджета падают, а на местах задолженность безнадежно растет, что является политической бомбой «посильнее, чем «Фауст» Гете»…
Один бензин.
Но очень дорогой
Правительство решило поискать счастья (и средств) на акцизном пути. Парламент, с подачи Кабмина, принял в первом чтении закон об изменениях к закону об акцизах, по которому подакцизным становится авиабензин. Если раньше под видом авиационных провозились сплошь и рядом другие марки бензинов, то скоро эта операция станет не столь выгодной. Кроме того, отразился на цене всякого бензина и новый порядок начисления НДС (при котором торговцы вынуждены на месяц отвлекать некоторые средства для предварительной уплаты налога) и административное ужесточение импортных процедур на украинской границе. И еще один фактор - российский, как водится. Недели две назад тамошнее правительство решило, что сырую нефть продавать за рубеж могут только сами добывающие компании, но не посредники. Казалось бы, отсутствие посредников должно удешевить «черное золото». Но посредники никуда, естественно, не делись, просто работать им стало несколько сложнее, а следовательно, и дороже. Сумма перечисленных факторов и дала тот эффект подорожания бензина, который мы не без интереса наблюдаем уже недели две.
Все вышеперечисленное наводит на мысль, что удорожание еще не закончилось. По предварительным подсчетам, цена, скажем, на 93-й бензин может остановиться на отметке 1 грн. 20 коп. за литр, т.е. приблизиться вплотную к среднеевропейской. На какой нижней отметке «остановится» при этом потребление такового бензина - подсчитать трудно, но интуитивно ясно, что правительство не соберет (во всяком случае - быстро) повышенных доходов от повышенных акцизов. К сожалению, Кабмин и тут перегнул палку - новая цена невразумительно высока.
А учитывая свежую инициативу правительства насчет повышения акцизов на низкооктановые бензины (76-й, 80-й, 91-й) с 8 до 12 экю, следует заметить следующее. С антиконтрабандной и антикоррупционной точки зрения, логично было бы установить некую среднюю, но одинаковую ставку акциза на все виды бензинов. Во-первых, легче собирать дань, во-вторых - исключается возможность «золочения ручки» чиновнику, пропускающему партию «высокоакцизного» бензина под видом более дешевого. Хотя логики в этом маловато, но, может, в итоге поступлений больше будет… Будет и некоторое повышение цен на сельхозпродукцию, что очевидно.
Вот хотелось что-то сказать о положении дел на селе. Честно говоря, ничего нового, кроме лихорадочных перестановок: есть «Хлеб Украины» - нет «Хлеба Украины» вкупе с дележом и передележом зернохранилищ и элеваторов обнаружить не удалось. Биржевой рынок сельхозпродукции умер, задавленный как внутренними противоречиями, так и административными запретами, и на сельхозбирже торгуют в основном комбайнами не нашего производства. Что уж тут скажешь…
Один МВФ. За всех
20 октября миссия МВФ традиционно приехала посмотреть на результаты своей помощи (результаты тоже традиционны), выяснить, «хорошо ли пошел» третий транш кредита стенд-бай и заодно поговорить о будущем. То есть прикинуть свою стратегическую политику в Украине. Говорили и о перспективах получения летом следующего года кредита расширенного финансирования, но как-то без воодушевления.
6 августа 1997 года. Премьер-министр Украины Валерий Пустовойтенко и председатель правления Нацбанка Виктор Ющенко подписали Меморандум о сотрудничестве Украины и МВФ.
Самым волнующим вопросом было, есть и будет состояние бюджета-97. По поводу 1998-го тоже: сильно встревожили МВФ прогнозированное падение доходов от налога на прибыль - в связи с переходом на поквартальные выплаты вместо помесячных, оппозиция парламента по поводу поднятия некоторых акцизных сборов, провал пенсионной реформы.
Переговоры насчет увеличения официального дефицита бюджета на 500 млн. гривен «повисли». Обоснования со стороны правительства: долги по зарплате. А почему, собственно, не были мобилизованы внутренние резервы? «Социальные» решения законодательного порядка о «социальной» эмиссии - более весомый, казалось бы, аргумент. Опыт предвыборной России свидетельствует, что красная угроза - хороший стимул для того, чтобы не отказывать в поддержке существующему некрасному режиму. Но. Если имидж, сделанный для Бориса Ельцина, не требовал подсказки - кого поддерживать в качестве реформатора и гаранта демократии, то с Леонидом Кучмой сложнее. Один из участников дискуссии охарактеризовал многозначительный намек украинской стороны на красные обстоятельства так: «Представляется, что это - попытка собрать средства для поддержания одной из партий, которая сейчас вроде бы как руководит правительством».
Подобный расклад МВФ не с руки, потому что связываться с политикой в таком виде ему просто запрещено. Реальных же шагов, которые можно было бы неполитически поддержать, ни за последний год, ни за последние 100 дней сделано не было.
А как там наш родной стенд-бай? В принципе, компромиссное решение могло состоять в том, чтобы уломать МВФ проводить сверку показателей не помесячно, как предусмотрено условиями кредита, а по итогам 1997 года. Итоги будут страшненькие, но хотя бы до 1 января 1998-го мы еще что-то сумеем получить. А вначале года правительство может прибегнуть к любимому жесту - развести руками и сказать: «Так уж вышло: выборы, мол, то, се…» Но достичь такой передышки правительству не удалось. Вообще очень похоже, что миссия уехала, так и не придумав - что посоветовать Совету директоров МВФ по поводу остальных траншей.
«Почем стоит»
70,9 грн.?
Но есть очередная неприятная деталь - подписавшись под законодательной благотворительностью парламента в размере 70,9 грн. минимальной пенсии и зарплаты, Президент подписал смертный приговор. Вопрос - кому?
Меморандум МВФ, напомним, предполагает отсутствие скрытого дефицита бюджета, а он у нас не просто есть, он, благодаря невыполнимым обещаниям властей, будет стремительно расти. Не будем задаваться вопросом: что страшнее - пообещать и не выполнить, или пообещать и… выполнить. Страшно и то, и другое. А попытки изобразить выполнение есть и будут. Достаточно вспомнить не только общие парламентские настроения, но и конкретные высказывания.
Не далее как 15 октября глава парламентского комитета по вопросам экономической политики Олег Таранов хладнокровно спросил вице-премьера Сергея Тигипко: «А может, все-таки возможна целевая дополнительная эмиссия на зарплаты и на социальные нужды?..» Сергей Леонидович ушел от ответа (кажется, даже слегка покраснев), но таким образом вопрос повис в воздухе. Приземляя вопрос, скажем: пусть. Пусть выплатят всем и столько, сколько решил парламент и подписал гарант Конституции. Итог будет ровно один. Гривня, полученная рядовым населением, будет бороться по покупательной способности с тремя гривнями, получившимися в результате банковского мультипликатора и на руках у населения не находящимися. Прошу особо проницательных парламентариев, вместе с Гарантом, предсказать исход: кто победит в борьбе за один и тот же товар - три гривни или одна?..
Возможность такого развития событий не стоит отбрасывать только потому, что она нам не нравится. Учитывают ее и нерезиденты, финансирующие наш рынок ОВГЗ. Так что «не во всем виноват Минфин» - да, резкий спад активности нерезидентов был обусловлен снижением доходности, но не только. Достаточно принять во внимание тот общеизвестный факт, что предвыборная пора - пора усиленных и значительных трат. Причем, в таких объемах, которые, скажем, могут повлиять на устойчивость курса национальной валюты, что и учли нерезиденты, покидая рынок или приостанавливая работу на нем.
Наше вам…
Общим результатом проделанных упражнений стало усиление инфляционных ожиданий не только у нерезидентов, но и у основных держателей наличных денег - населения. Во всяком случае, в Киеве объемы покупаемых населением долларов резко возросли… Усиление же таковых ожиданий приводит к немедленному поднятию потребительских цен. Тот, кто посещает магазины и базары, мог это заметить в последние две-три недели.
Преобразований на газовом рынке мы из принципа касаться не будем. Скажем только, что правительство можно поздравить: из совершенно нерыночного, келейного и коррупционного газового рынка, где работали всего-то четыре оператора, это правительство соорудило прекрасный, либеральный рынок - с двумя операторами. Причем при ближайшем рассмотрении может оказаться, что глава одной из конкурирующих компаний оказывается зампредом другой конкурирующей компании. Впрочем, автору лично все равно - был бы газ…
А в качестве заключительного на сегодня аккорда - жемчужина коллекции от разработчика налогового пакета-96-97 (из которого приняты в ужасающем виде только два закона) народного депутата Сергея Терехина.
«Я очень поздравляю правительство с тем, что, как было заявлено на съезде Народно-демократической партии г-ном Пустовойтенко, «все принятые на сегодня налоговые законы - продукт НДП». Наконец-то у нас за сто дней появилось правительство и партия, которая взяла на себя ответственность за проведение экономических преобразований. Налоги они уже сделали, теперь, видимо, начнут расчищать неплатежи от имени НДП, выплачивать задолженность по пенсиям от имени НДП - и так пока не закончат со всем»…