UA / RU
Поддержать ZN.ua

СТИХИЯ НЕ ЗНАЕТ ГРАНИЦ

Кажется, мир никогда не был таким хрупким, как в конце нынешнего тысячелетия. Аварии, катастрофы, стихийные бедствия в последнее время все больше и больше угрожают жизни сотен людей...

Автор: Нина Перстнёва

Кажется, мир никогда не был таким хрупким, как в конце нынешнего тысячелетия. Аварии, катастрофы, стихийные бедствия в последнее время все больше и больше угрожают жизни сотен людей. Сколько их было за последние недели, не говоря уже про месяцы. Масштабы ужасающие: свыше 2 тысяч в прошлом году и уже около 900 - в этом. А что ожидает нас завтра? Прогнозы, увы, неутешительны, учитывая состояние наших промышленных объектов, их близость к населенным пунктам и экологическую обстановку в целом.

Недавно в Одессе встречались министры по чрезвычайным ситуациям стран СНГ и обсуждали проблемы предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.

Надо отдать должное правителям стран, каждое государство этим проблемам стремится придать общенациональную значимость и поднять эту работу на уровень государственной политики. Однако, несмотря на усилия, предпринимаемые тем или иным государством, масштабы аварий и стихийных бедствий в последнее время таковы (стоит вспомнить чернобыльскую катастрофу и спитакское землетрясение), что одной стране без помощи соседей, мирового сообщества в целом сегодня уже не справиться. Экологический ущерб от чрезвычайных ситуаций исчисляется миллиардами долларов в год. Это, во-первых. А во-вторых, природная стихия и масштабные катастрофы не знают границ. Яркий пример - тот же Чернобыль.

Все это побуждает страны объединяться и создавать систему коллективной безопасности. В 1993 году в рамках СНГ был создан Межгосударственный совет по чрезвычайным ситуациям природного и техногенного характера. В Одессе и проходило его очередное заседание. В рамках этого заседания состоялась и встреча министров, на которой были обсуждены итоги работы созданной в 1996 году Межгосударственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (ЧС), а также эффективность действия созданного в 1994 году Корпуса сил СНГ для ликвидации последствий ЧС. В его состав вошли 26 подразделений спасателей общей численностью 3 тыс. человек, оснащенных более чем 600 единицами техники.

На встрече отмечалось, что объединение совместных усилий дало свои плоды. Но вместе с тем практика показала, что Корпус сил СНГ хотя и представляет собой крупное объединение подготовленных спасателей, но, тем не менее, его управленческая схема такова, что появление Корпуса в нужное время, в нужном месте, когда в этом будет необходимость, может просто-напросто быть сорвано. Благо, что до сих пор страны со своими бедами справлялись сами и не прибегали к его помощи. Ведь представители исполнительной дирекции живут и трудятся в своих государствах, и с ними даже нет более-менее устойчивой связи.

По словам министра Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий Сергея Шойгу, существующая схема реагирования напоминает ему времена, когда вопрос стрелять-не стрелять, сбивать-не сбивать, ставил всех в тупик. При этом один другому докладывал об обстановке, а в итоге решение должен был принимать кто-то третий. Словом, для того, чтобы схема реагирования была оперативной, работоспособной и в то же время ясной и понятной, участники встречи решили создать на штатной основе в качестве рабочего органа отдел подготовки и применения Корпуса сил СНГ.

Межгосударственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций тоже нуждается в совершенствовании, и прежде всего ее научно-техническая и информационная база. Чтобы снизить риск и уменьшить последствия стихийных бедствий, аварий и катастроф, необходимо иметь прогнозные данные. Создание Агентства СНГ по мониторингу и прогнозированию - один из основных вопросов повестки дня встречи министров и заседания Межгосударственного совета. Такое агентство имеется в России. По данным министра Российской Федерации Сергея Шойгу, с помощью агентства удается прогнозировать с вероятностью до 80 процентов крупные лесные пожары, паводки, наводнения. Каким же образом это удается россиянам?

Участникам встречи была представлена технология зонирования опасных территорий и объектов с помощью космических наблюдений, которые ведутся с 11 спутников. В итоге ежедневно с 2000 постов поступает информация в центр мониторинга о возможных наводнениях, еженедельно с 800 зон - о предстоящих пожарах.

Были представлены свежие снимки из космоса, где отчетливо просматривались очаги пожаров. С космоса также хорошо видны и разливы нефтяных пятен, площади вырубленных лесов, зоны с засохшей растительностью. При помощи таких снимков можно оценивать состояние сельскохозяйственных угодий и определять состояние почв.

Создание такого агентства в рамках СНГ, которое позволило бы объединить информационную базу, предполагает добровольное участие стран содружества по трем вариантам. Первый - это бесплатный: предоставление информации и получение взамен прогноза о возможных чрезвычайных ситуациях, их последствиях и сценариях реагирования. Второй - предполагает небольшое финансирование и получение более детального прогноза. Третий - это создание «под ключ» на своей территории центра национального мониторинга и прогнозирования ЧС. Он потребует немалых затрат, но это стоит того.

Учитывая позицию по данному вопросу министра Украины Валерия Кальченко, высказанную на встрече министров, надо полагать, что в Украине такой центр будет создан. По словам В.Кальченко, Украина не располагает финансовыми возможностями, чтобы создать систему предупреждения аварий и катастроф. Для этого нужны миллионы. Поэтому выход один. «Сегодня нам остается лишь наблюдать и в случае необходимости успеть эвакуировать людей из опасной зоны», - сказал он. Если бы в Украине действовал центр мониторинга, то не было бы страшной трагедии, которая случилась в Днепропетровске, считает Кальченко. В считанные минуты из-за оползня были разрушены 72-квартирный жилой дом, два детских садика и одна школа. Украина потратила на устранение последствий этой катастрофы только государственных средств приблизительно в размере 30 миллионов долларов.

Если говорить о проблемах сугубо внутренних, которые существуют в ряде стран СНГ, то главная из них (и именно ее обсуждали министры) - это существование отраслевого принципа в работе спасательных служб. Эту проблему на встрече поднял министр Украины Валерий Кальченко. Он считает, что в стране, в том числе в отдельных регионах, городах должна быть единая спасательная служба и единая диспетчерская, а не 12, как сейчас. Это повысит эффективность работы и приведет к экономии средств. Речь идет о том, что противопожарная служба, и все, кто занимается ликвидацией чрезвычайных ситуаций и спасением людей, должны входить в единую структуру. Это, во-первых. Во-вторых, Валерий Кальченко считает, что расследованием аварий должны заниматься не те, кто их допускает, а независимые эксперты. Если авария произошла на шахте, то этим не должно заниматься Министерство угольной промышленности, или Укравиация, если случилась авиакатастрофа.

По мнению В.Кальченко, устранение ведомственных барьеров приведет к объективности в расследованиях, что позволит в дальнейшем избежать подобного рода аварий. Сегодня только две страны - Казахстан и Молдова - сумели покончить с ведомственными барьерами. Их опыт, считают участники встречи, должен послужить примером для других.

В заключение Валерий Кальченко, который председательствовал на встрече, подчеркнул, что для успешной совместной работы нет никаких препятствий и политических разногласий, поскольку вопросы, которые они решают, касаются спасения людей.

P.S. Встреча министров уже принесла свои плоды. Там же, в Одессе. В ходе культурной программы министры посетили Одесский оперный театр. Увидев, в каком аварийном состоянии находится жемчужина европейской культуры, министр Российской Федерации Сергей Шойгу так растрогался, что достал кошелек и выложил на реконструкцию театра всю имеющуюся наличность - 1400 американских долларов, оставив при этом трогательную запись в книге почетных гостей. Кстати сказать, директору театра по реконструкции Ивану Волощуку пришлось затем немало побегать по банкам, чтобы зачислить эту сумму на счет театра. Позже стало известно, что примеру своего коллеги последовали и другие министры. Их благотворительный взнос составил около 5 тыс. американских долларов.