UA / RU
Поддержать ZN.ua

СТАРАЯ МЕЧТА НОВОГО ПРЕЗИДЕНТА

«В новое тысячелетие - с новым Кучмой!» - такова основная мысль инаугурационной речи старого-нового Президента Украины...

Автор: Юлия Мостовая

«В новое тысячелетие - с новым Кучмой!» - такова основная мысль инаугурационной речи старого-нового Президента Украины. Жестокая борьба с коррупцией, административная реформа, политическая реструктуризация, европейская внешнеполитическая ориентация, демократизация общества - все это звучит красиво и многообещающе. Но даже если допустить, что обещания Леонида Даниловича соответствуют его истинным намерениям, трудно представить, что его реформаторский курс встретит полное одобрение законодательного органа. Система противовесов, заложенная в Конституции, вынуждает главу государства едва ли не каждый шаг делать с оглядкой на Верховную Раду. Новому Кучме нужны качественно новые отношения с парламентом. Или новый парламент. А может быть, и новая Конституция…

Вполне возможно, что президентско-парламентские отношения во время второго срока Леонида Кучмы выйдут на новый этап своего развития. У двух ветвей власти весьма мало шансов на мирное сосуществование, и Леонид Кучма отдает себе в этом отчет как никогда. Возможно, именно поэтому лично для себя с судьбой законодательного органа он определился: парламент должен быть новым и желательно избранным на мажоритарной, в крайнем случае - на смешанной и ни при каких обстоятельствах - на пропорциональной основе. Если Леонид Кучма останется верен нынешним своим настроениям, то механизм, существенно сокращающий жизнь ныне действующему парламенту, будет запущен уже в ближайшие дни. Скорее всего окончательным вариантом будет всенародный референдум, инициатором которого выступит народ. Этот механизм достаточно подробно описывал Сергей Рахманин в предыдущем номере «ЗН».

Добавим к уже известному несколько моментов. Прежде всего уточним, что ошибаются те, кто считает, что референдум будут пытаться проводить на основании собранных во время предвыборной кампании четырех миллионов подписей. На самом деле подписи будут собираться наново зарегистрированной Центризбиркомом инициативной группой. Можно предположить, что на сбор подписей уйдет совсем немного времени и он будет чисто механическим. Во-первых, потому что этим скорее всего будет заниматься фонд «Соціальний захист», во-вторых, потому что именно этот фонд располагает практически всеми паспортными данными граждан Украины, а в-третьих, потому что собранные 4 млн. подписей хоть и незаконны, но тем не менее содержат в себе весьма ценную информацию для будущей инициативной группы: в подписных листах содержатся адреса тех, кто готов поддержать проведение референдума о доверии нынешнему составу Верховной Рады. Заполнить новые подписные листы - теперь лишь дело техники.

Вполне возможно, что у ставшей «на лыжню» инициативной группы возникнут сложности при регистрации в Центризбиркоме, и ЦИК, несмотря на свою очевидную лояльность, будет вынужден отказать в регистрации инициативной группе по организации референдума по той же причине, по которой в свое время отказал коммунистам и инициаторам сбора подписей за импичмент Президента. Эта причина - закон о всенародном референдуме, принятый в 1991 году, и пункт закона об утверждении вопросов референдума Президиумом Верховной Рады. Это препятствие оказалось непреодолимым для тех, кто ранее пытался поинтересоваться мнением народа о доверии или недоверии действующему Президенту. Надо полагать, что в случае с референдумом относительно доверия-недоверия Верховной Раде судьи, к которым обратится инициативная группа, будут более вдумчивы и более поворотливы. Тем более, что для этого есть юридическое обоснование - первый пункт переходных положений Конституции. Согласно ему, нормативные акты, принятые до вступления в силу Основного Закона, «являются действующими в части, которая не противоречит Конституции Украины».

Если это произойдет в кратчайшие сроки, то вполне возможно, что уже к концу января инициативная группа не только докажет суду право на свою регистрацию ЦИКом, но и будет им зарегистрирована и соберет необходимое количество подписей. Более того, те, кто находятся в авангарде этого движения, предполагают, что к началу февраля референдум уже будет проведен и результаты подсчитаны. В последних, кстати, на Банковой не сомневаются - они будут не в пользу Верховной Рады.

Но можно предположить, что народу Украины будет представлен целый перечень вопросов. Поскольку их список еще окончательно не утвержден, то можно говорить о его рабочем варианте. Разумеется, на первом месте будет стоять вопрос о том, доверяет ли население страны Верховной Раде 14-го созыва.

По некоторым сведениям, у населения поинтересуются тем, не считает ли оно, что мажоритарная избирательная система наиболее всего подходит Украине.

Неизвестно, останется ли в списке вопрос о необходимости лишения народных избранников депутатской неприкосновенности в случае совершения ими преступлений в сфере экономики, финансов и хозяйствования. С одной стороны, этот вопрос назрел давно, и всем известно, что не меньше 150 бизнесменов в свое время боролись за мандаты исключительно из-за наличия этой депутатской льготы. Не секрет также, что именно она многим дает возможность сидеть в креслах, а не на скамьях. С другой стороны, в случае отмены депутатской неприкосновенности вследствие народного волеизъявления в будущий парламент бизнесмены просто не пойдут. И все, что будет в будущем парламенте не левым, будет абсолютно неуправляемым и неструктурированным болотом. Но главное не это. В нашей демократической стране ни один депутат не застрахован от того, что его задержат в парадном для проверки и обнаружат в кармане пулю или пакетик кокаина, чудом появившийся там ровно минуту назад. По данным «ЗН», даже США чрезвычайно обеспокоенные уровнем коррупции всех ветвей власти в Украине, весьма настороженно относятся как к идее проведения референдума, так и к снятию депутатской неприкосновенности. Так что результаты народного ответа на этот вопрос нужно хорошо просчитывать не столько исполнительной власти, сколько нынешним депутатам, считающим, что хорошие отношения с Президентом могут заменить статус неприкосновенности.

Вполне возможно, что в перечне вопросов появится один не столько принципиальный, сколько хитрый. Он может быть сформулирован следующим образом: согласны ли вы, что основанием для разгона Верховной Рады Украины Президентом может служить: 1) несостоятельность парламента утвердить бюджет в течение трех месяцев после дня его подачи, 2) несостоятельность Верховной Рады в течение двух месяцев создать парламентское большинство для принятия решений, 3) выражение недоверия на всеукраинском референдуме. Получив ответ на этот вопрос, команда Президента не только получит всенародное подкрепление в плане решительных действий после проведения референдума о доверии-недоверии Верховной Раде, но и как бы заручится поддержкой граждан Украины в отношении возможных изменений в украинской Конституции в разделе о досрочном приостановлении полномочий Верховной Рады Украины Президентом. Конституция категорически воспрещает вносить изменения в Основной Закон без участия высшего законодательного органа (156 статья). Но, получив вотум доверия народа, глава государства получает лишний козырь в борьбе с парламентом.

Кстати о Конституции. Одним из вопросов планируемого референдума может оказаться вопрос об отношении населения к предложению Президента обкатывать основные жизненно важные государственные вопросы на референдумах и плебисцитах. Одним из таких вопросов может быть утверждение Конституции Украины.

Если Президент все-таки решит, что двухпалатный парламент ему в Украине нужен, то нельзя исключать, что вопрос об отношении к двухпалатному парламенту также будет включен в список.

И последний вопрос, который вполне может быть внесен во всенародный опросник, - о частной собственности на землю. В этом случае нужно говорить об определенном риске. Положительный или отрицательный ответ в значительной степени будет зависеть от хитрости формулировки. Вместе с тем, вполне возможно, что устроители референдума от этого вопроса откажутся, поскольку еще сами не имеют окончательно сформулированной точки зрения по этому поводу.

Словом, старая каша с референдумом будет заварена по-новому. И если в процессе ее приготовления сторонники Президента не докажут ему, что ими в парламенте создано устойчивое пропрезидентское большинство, то референдум на этот раз состоится. Новый Президент не останется безучастным к составу нового парламента и все сделает для того, чтобы этот новый состав не оказался безучастным к новым президентским интересам.