UA / RU
Поддержать ZN.ua

СТАРАЯ ДОБРАЯ СОВЕТСКАЯ ЗАГРАНИЦА

Спустя пять лет после цивилизованного развода советских республик мы ездим друг к другу в гости и ищем в гостях не новые впечатления или передовой опыт...

Автор: Александр Макаров

Спустя пять лет после цивилизованного развода советских республик мы ездим друг к другу в гости и ищем в гостях не новые впечатления или передовой опыт.

Бывшие насильно породненные сестры, которых сплотила на несколько десятков лет великая Русь, ищут друг в друге фрагменты общего прошлого и вновь приобретенные черты. Прошлое воспринимается с досадой и удовлетворением - досадой от того, что оно, оказывается, сильнее нас и крепко держит за ноги, удовлетворением - от того, что держит, оказывается, не только нас.

А еще мы ищем у них те же законы, по которым живем сегодня и, как правило, находим, несмотря на их стремление навести европейский марафет и представить советские десятилетия как досадный эпизод.

И когда приезжаешь в Литву спустя 5 лет после возвращения ее в первобытное довоенное состояние, тоже понимаешь - ей туда не вернуться и не выздороветь от коммунизма, как от заразы какой-то. Коммунизм остался с ними и выветрится только через поколение-другое.

Смеется тот, кто смеется вовремя. Бывший первый секретарь ЦК Компартии Литвы, вовремя сошедший с платформы КПСС, сегодня президент и внимательно следит за ходом следствия над другим секретарем ЦК, с этой платформы уходить не захотевшим.

Суд над лидерами промосковских коммунистов - Ермолавичюсом и Бурокявичюсом, которые руководили с литовской стороны восстановлением советской власти в январе 1991-го, начнется скоро. Все материалы дела собраны в 150 томов. Обвинительное заключение будут читать неделю.

После январских событий 1991-го, когда в Вильнюсе бездарно прошла репетиция бездарного московского августовского путча, мы увидели много крови. После этого были сотни погибших в Москве 1993-го и десятки тысяч - в Чечне, но 17 погибших в 1991-м у телебашни для литовцев - национальные герои.

Тогда десятки тысяч людей стояли у стен Верховного Совета ночью, грелись у костров, наивно надеясь стать на пути танков, которые должны были штурмовать парламент.

К его стенам наивно свозились бетонные блоки, на которых тут же изображался Михаил Горбачев на фоне свастики.

В самом здании наивно дежурили ополченцы с берданками, но полуразваленная советская военная машина, полностью распсиховавшись, дала сбой и застыла. Что для находившихся в здании парламента было удивительно, так как смотрели они в те дни по телевизору компьютерный разгром Ирака американской авиацией.

Сегодня в этом здании несколько раз побывал украинский Президент, находившийся с визитом в Литве. Несколько раз - потому что и Президент, и парламент сидят у них рядом, не пытаясь отравить соседу существование. Это, если хотите, у них от довоенной демократии.

Депутаты, правда, они везде депутаты. И на Востоке, и на Западе, и в Литве они прогуливают заседания, не ходят даже послушать высоких гостей и пытаются улизнуть побыстрее на свободу.

В Литве скоро парламентские выборы, и снова партия Бразаускаса встречается с партией Ландсбергиса - тогда, в 1991-м, возглавлявшего Сопротивление, а сегодня, в 1996-м, скромно оказавшегося в толпе депутатов, встречавших Л.Кучму, и быстро растворившегося, не удостоившись приветствия.

На выборах оппозиция, как всегда и везде, будет «поливать» власть за высокие цены и низкие зарплаты, используя, если надо, и лозунги коммунистов, но это будет тактический ход, поскольку, придя к власти, ничего нового в стране они не придумают.

Главное, что вернулось к литовцам от довоенного и что они сбросили с себя - они надеются сами на себя и не сбиваются в стаи, требуя от руководства страны процветания.

Местные фермеры завалили страну продовольствием, что не мешает беспошлинно завозить некоторые иностранные деликатесы, от чего они становятся дешевле, чем на их исторической родине. Цены на продовольствие ниже, чем во всем бывшем СССР, а Москва по сравнению с Вильнюсом выглядит Стокгольмом.

«Это, конечно, неплохо, - говорит литовский журналист, проживающий с семьей в трехкомнатной квартире. - Но люди могут потратить на еду и одежду только то, что у них осталось после того, как они заплатили за жилье».

В отопительный сезон (4 месяца в году) они платят только за отопление по 65 долларов в месяц, а жена журналиста жалуется, что при этом температура в квартире не поднимается выше плюс 16°.

Но за квартиру платят все. И они не могут понять народную украинскую хитрость, которая заключается в том, что за нее можно не платить. В Литве даже за небольшую задолженность по квартплате отключают электроэнергию и человек, сидя в потемках, может поразмыслить о необходимости соблюдать платежную дисциплину.

А со злостными неплательщиками поступают просто фантастически - государство подает на них в суд, выигрывает дело и продает квартиру на аукционе.

Но там это имеет какой-то смысл, потому что, как правило, работающий литовец имеет зарплату. В стремлении загрузить людей работой там, кажется, не знают никаких ограничений.

Президент и вся украинская делегация с удивлением бродили по цехам предприятия по изготовлению мужских костюмов, где степень механизации вполне соответствовала тернопольской или черкасской.

К тому же, женщины на предприятии, оказывается, работают на давальческом сырье из Германии, куда потом костюмы и уходят, - при средней цене 100 долларов продаются там за 300-400. Налицо, сказал бы коммунист, сверхэксплуатация дешевой рабочей силы. Да, соглашаются литовцы и задают вопрос - а лучше, чтобы эта сила ходила на демонстрации и клянчила у государства деньги на пропитание?

Потерявший образ «советской заграницы» и превратившийся просто в заграницу Вильнюс выглядит, как наши родные города. Здесь тот же десяток дорогих магазинов и сотни дешевых. Здесь так же невылизанно и непричесанно. Здесь практически нет туристов. Русские - как новые, так и старые, - едут в Прагу, Стамбул и Гамбург. Туда же направляются и поляки. По родным местам передвигаются сами жители Литвы, забивающие пляжи Паланги.

В Литве много знакомого и похожего. Вот только живут они по человеческим рыночным законам несколько дольше, бизнес развит несколько лучше, шальных капиталов несколько меньше - все приходится зарабатывать горбом.

Развитие бизнеса неожиданно принесло свободу прессе. Несколько крупнейших литовских газет достигли розовой украинской мечты - они окупаемы, так как находят спрос на 12-16 полос рекламы. И у них нет потребности бросаться в ноги первому попавшемуся скототорговцу. В то время, как у нас считается модным купить на корню не место в газете, а саму газету, выбросив на это миллионы и получив рекламный носитель и возможность безнаказанно обливать грязью коллегу по бизнесу или политического оппонента.

Мы ездим в гости друг к другу посмотреть и порешать проблемы, хотя, как сказал в свое время один наш высокопоставленный дипломат - «нет границ - нет проблем».

У Литвы и Украины одна общая проблема: что делать с расползанием НАТО. Литва в него хочет, прекрасно отдавая себе отчет, что в ближайшее время туда не попадет. Поэтому в головах у некоторых балтийских дипломатов возникла идея использовать для достижения этой благородной цели в качестве паровоза - Украину.

Идея трудноперевариваемая и громоздкая - Украина и Балтия налегают на США и Запад, требуя вместе расставить точки и пообещать пусть не НАТО, то хотя бы приоткрытые двери в них. И тут, после открывания дверей, балтийцы выскакивают из-за спины Украины, вламываются в альянс, Украина остается на пороге, а Россия успокаивается последним обстоятельством. Как представляется, к этому мы еще вернемся в разговорах с Эстонией и Латвией. А пока что удовлетворимся отсутствием каких-либо нестыковок в других международных делах и констатируем весьма вялый экономический интерес друг к другу.

Украинская делегация лишь заинтересовалась возможностью подкупить дешевую литовскую электроэнергию - ее у них навалом благодаря Игналинской АЭС. Другие экономические контакты затруднены стремлением Литвы ориентироваться на Запад, а также раскинувшейся между нами бескрайней Белоруссией, которая своим существованием препятствует украино-литовской торговле.

Поэтому короткий анекдот - «Будущее. На украино-литовской границе открылся новый пограничный переход» - еще долгое время, к сожалению, останется анекдотом.