UA / RU
Поддержать ZN.ua

СТАНДАРТЫ ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ

14 октября мировая научно-техническая общественность отметила по инициативе Международной организации по стандартизации (ISO) Всемирный день стандартов...

Автор: Татьяна Киселева

14 октября мировая научно-техническая общественность отметила по инициативе Международной организации по стандартизации (ISO) Всемирный день стандартов. Сфера деятельности ISO, созданной с целью облегчения обмена товарами и услугами, - все области стандартизации, за исключением стандартов по электротехнике и электронике, которые разрабатываются IEC (Международная электротехническая комиссия), и стандартов телекоммуникаций, разрабатываемых ITU (Международный союз телекоммуникаций). Международные стандарты, разрабатываемые этими организациями, дополняют друг друга, создавая законченную систему обеспечения добровольных международных технических соглашений. Руководство ISO, IEC и ITU каждому году присваивает определенный девиз, который отражает наиболее актуальную проблему в развитии стандартизации. В этом году 14 октября отмечалось под девизом «Стандарты в повседневной жизни». О том, как он отвечает потребностям общественных интересов в нашей стране, рассказывает председатель Госстандарта Украины Татьяна КИСЕЛЕВА.

В повседневной жизни мы обычно не вспоминаем о стандартах до тех пор, пока их отсутствие не создает для нас неудобств. Незаметно выполняя свою работу, стандарты помогают создать комфортность среды обитания, повысить качество продуктов питания, обеспечить нашу личную безопасность во всех видах деятельности, а также на досуге. Стремясь улучшить качество жизни своих граждан, интегрироваться в мировую экономику, Украина намерена присоединиться к WTO (Всемирная торговая организация), политика которой способствует принятию и использованию всемирных, т. е. принятых на основе консенсуса, стандартов ISO, IEC и ITU во всех возможных случаях. С 1 марта 1998 г. вступило в действие соглашение о партнерстве и сотрудничестве между Украиной и Европейским союзом, ряд статей которого предусматривает сближение украинской системы технического регулирования, т. е. системы стандартизации, метрологии и сертификации с европейской. Именно с целью их сближения Кабинет министров Украины принял по инициативе Госстандарта постановление от 19.03.1997 г. №244, которым в течение 1997-2000 годов предусматривается подготовка 25 проектов законов и 14 отраслевых программ внедрения в Украине стандартов для конкурентоспособной продукции, гармонизированных с международными и европейскими.

На сегодня введен в действие только один закон - «О качестве и безопасности пищевой продукции и продовольственного сырья», разработанный Госстандартом, структура которого близка к структуре Директив ЕС. При этом существуют серьезные опасения, что отдельные положения этого закона могут так и остаться на бумаге. В частности, не отменен Минздравом приказ №222 как противоречащий закону о качестве пищевых продуктов, что позволяет использовать 420 различных пищевых добавок, допустимые нормы которых не подтверждены достоверными исследованиями относительно их безопасности для здоровья и жизни граждан. Этим же министерством не создается Государственный реестр пищевых продуктов, который мог бы стать в Украине национальным аналогом Кодекса Алиментариуса (сборник стандартов по пищевой продукции ВОЗ ООН). Испытания, государственная санитарно-гигиеническая экспертиза, устанавливает закон, не дублируют друг друга, а осуществляются одни раз на впервые ввозимую или вырабатываемую продукцию с внесением результатов испытаний в реестр, который периодически публикуется. Последующие партии продукции только проверяются на соответствие опубликованным данным с выдачей сертификата. Понятно, что такая практика значительно упростила бы и удешевила процедуру сертификации (оценку соответствия).

Экономический кризис в Украине и связанный с ним спад производства не привели к улучшению напряженной экологической ситуации в стране, отягощенной последствиями чернобыльской катастрофы, наличием объектов, представляющих собой потенциальную опасность первой степени, высокой загазованности от изношенного автопарка. Стандартизация, при правильном использовании этого инструмента природоохранного регулирования, может значительно повлиять на предотвращение экологически опасных ситуаций, защитить жизнь и здоровье населения страны. В 1996 г. ISO приняла основополагающие стандарты серии 14000 «Управление качеством окружающей среды», и уже с 1.01.98 г. Госстандарт первым среди стран СНГ ввел их для прямого применения в качестве добровольных. Внедрение стандартов этой серии по экологическому этикетированию, подготовку которых ISO заканчивает, поможет производителям снять ненужные барьеры в международной торговле, а потребителям - выделить экологически чистые изделия на фоне общего количества продукции.

С деятельностью по стандартизации неразрывно связана сертификация, которая широко применяется в цивилизованном мире с двойной целью: для защиты человека и окружающей среды от потенциально опасной продукции, а также для повышения конкурентоспособности продукции и поддержки товаропроизводителя. Оценка проводится на соответствие требованиям национальных стандартов, или международных, если они приняты в качестве национальных, посредством проведения испытаний в аккредитованных лабораториях. Поскольку стандарты и технические нормы на одну и ту же продукцию в разных странах, как правило, отличаются, как и процедуры проведения сертификации, это вызывает определенные трудности в международной торговле, создает так называемые технические (нетарифные) барьеры. Мировая практика признания результатов оценки соответствия показывает, что этот вопрос регулируется участием страны в двусторонних или многосторонних соглашениях. Как пример можно привести соглашения между странами-членами ЕС, в рамках СНГ, соглашения между США и ЕС, Канадой и ЕС, США и Японией и др.

По этому же пути идет и Украина. На 1 сентября этого года в отрасли стандартизации, метрологии и сертификации заключено 40 соглашений с 29 странами, в том числе 17 - на межгосударственном уровне. Соглашения заключены со странами СНГ (за исключением Таджикистана), странами Балтии, Польшей, Чехией, Турцией, Болгарией, КНР, Хорватией, Францией, Израилем, Финляндией, Грецией и др. Процесс переговоров о подписании таких соглашений с отдельными развитыми странами показал, что они предпринимают значительные усилия, чтобы обеспечить беспрепятственный доступ своих товаров на рынок Украины. Так, переговоры по вопросам технического регулирования, которые проводились в рамках присоединения Украины к WTO, двусторонние украинско-американские переговоры выявили нежелание американской стороны брать на себя какие бы то ни было обязательства в отношении качества и безопасности продукции американских компаний, которая продается на украинском рынке. Переговоры с представителями Швейцарии также показали желание швейцарской стороны получить возможность одностороннего признания швейцарских сертификатов: логика их поведения становится понятной, если учесть, что по рейтингу рыночной либерализации экономики Швейцария стоит на пятом месте в мире, а Украина - на сто двадцать седьмом.

В Украине обязательной сертификации (т.е. по показателям безопасности) подлежат, по данным Госкомстата, лишь 7,6% продукции от кодов товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности. Ее осуществляют около 140 государственных органов по сертификации (подведомственны Госстандарту - 45). Испытания продукции проводятся в 700 лабораториях, среди которых есть предприятия различных форм собственности, располагающих современной, нередко уникальной лабораторной базой. Вот несколько примеров из работы органов по сертификации. Не сертифицирована центром УкрСЕРТЭЛЕК ванна с гидромассажем производства известной итальянской фирмы «Merloni», имеющая сертификаты шести европейских стран. Испытания конструкции показали, что после 2-3 месяцев эксплуатации происходит разрушение контактов, которые расплавляются, и человек, в ней находящийся, попадает под напряжение.

В 1998 г. не прошла сертификационных испытаний в центре «МАГИС» по показателям безопасности и электромагнитной совместимости продукция таких известных фирм, как LG, PHILIPS, JVC, HITACHI, YAMANA, PANASONIC, CONY, CASIO, BERNINA, CANDY, SELMA, UNIT и др., которая имела зарубежные сертификаты. Мы, как потребители, с проблемой электромагнитной совместимости соприкасаемся лишь тогда, когда вместо изображения на экране телевизора или монитора видим сплошные полосы вследствие работающего у соседа пылесоса или миксера. Безопасность - также скрытая характеристика, о которой никто не имеет представления до тех пор, пока ее отсутствие не проявляется в виде несчастного случая. Так, сертифицированный в Европе холодильник 1-го класса защиты не может считаться безопасным в квартире г. Киева без принятия дополнительных мер по его подключению к электросети, которая не имеет защитного заземления. Эти так называемые «национальные отличия» и проверяются при его сертификации в каждой стране. Примечателен еще такой факт. Правовой основой ответственности европейского производителя электрического оборудования на безопасность его продукции является Директива Совета ЕС №73/23/ЕЕС от 19.02.73 г., в параграфе 12 которой сказано: «Эта Директива не распространяется на электрическое оборудование, предназначенное для экспорта в третьи страны». Таким образом, юридической ответственности европейского производителя за безопасность продукции, импортированной в Украину, не существует.

Госстандарт, в соответствии с постановлением №244, подготовил проект закона Украины «Об ответственности поставщиков за изготовление и реализацию некачественной и опасной продукции», который устанавливает равные условия ответственности для отечественных и зарубежных изготовителей, что отвечает соглашению «О технических барьерах в торговле» WTO. Проект одобрен ведущими министерствами и ведомствами, на нецелесообразность его применения указали лишь Минвнешторг, Госкомзащиты и Госкомпредпринимательства. Неэффективная, несогласованная работа органов государственной власти - одна из важнейших угроз национальной безопасности Украины. Мне хотелось бы знать, много ли у нас в стране есть органов власти, что смогли бы задать неприятный вопрос транснациональным корпорациям (которые имеют в штате опытных юристов, умеющих работать с арбитражным судом) об уровне качества и безопасности продукции, поставляемой ими на рынок Украины? Госстандарт может, потому что располагает результатами испытаний, полученных на самом современном оборудовании. Тем не менее, именно украинская система сертификации на протяжении длительного времени является объектом постоянных обвинений со стороны государств - торговых партнеров Украины, структур, осуществляющих импорт продукции в нашу страну, отдельных средств массовой информации и, что более всего печально, органов исполнительной власти.

С 1996 г. было предпринято до пяти попыток уничтожить УкрСЕПРО. Тот факт, что правила и процедуры украинской системы сертификации отвечают требованиям WTO, в 1997 г. был подтвержден Всемирным банком, который на основе этого подтверждения аннулировал требование об отмене сертификации импортной продукции, как условия получения кредита на послеприватизационную поддержку предприятий. Была попытка провести через Верховную Раду поправку в 37-ю статью Таможенного кодекса, что на деле означало бы беспрепятственный провоз в страну импортных изделий. Был проект постановления Минвнешторга, где указывалось, что для продукции, произведенной в странах ЕС, США, Канады и Японии, сертификацию проводить не нужно. Но тогда, в соответствии со статьей 6 соглашения по ТБТ WTO, сертификацию необходимо было бы отменить и для продукции, произведенной, например, в Тринидат и Тобаго. И наконец, указ Президента Украины «О некоторых мерах по дерегулированию предпринимательской деятельности» от 23.07.98, представленный на рассмотрение Верховной Раде Госкомпредпринимательства. К разработке указа Госстандарт не привлекался, хотя пункт 12 прямо относится к его компетенции. Это можно объяснить лишь желанием определенных сил лоббировать иностранные торговые интересы, используя для этого абсолютно непрофессиональную формулировку пункта, когда любой клочок бумаги мог бы быть объявлен «сертификатом, выданным за пределами Украины», что позволяло бы беспрепятственно провозить в страну продукцию любого уровня качества.

Верховная Рада, рассмотрев этот законопроект, проявив коллективную мудрость, приняла его в первом чтении, 246 голосами исключив 12-й пункт.

Если бы этот пункт был реализован, Украина утратила бы свой авторитет в глазах тех партнеров, которые предоставили ей политическую поддержку, признали ее право на техническое регулирование, заключив соглашения о взаимном признании работ по оценке соответствия. Одностороннее преимущество во взаимной торговле получили бы товары именно тех стран, которые отказываются признать Украину равноправным партнером. Переговорный процесс о взаимном признании сертификатов утратил бы смысл, ликвидировалась бы основа для обеспечения интересов Украины в отрасли технического регулирования на переговорах о вступлении в WTO. Кроме того, если добиться отмены сертификации продукции до вступления в эту организацию, то Украина уже не сможет ввести ее вновь: введение более жесткого торгового режима правилами WTO запрещено. До тех пор, пока государство не на словах, а на деле четко не определится в отношении того, что защита здоровья и жизни граждан Украины, протекционизм в отношении собственного производителя есть его прямая обязанность, попытки отменить национальную систему технического регулирования будут продолжаться. Ее отмена привела бы к беспрепятственному наполнению украинского рынка низкосортной импортной продукцией, которую иностранные производители не могут реализовать как у себя дома, так и в тех странах, где существует мощная законодательная база, направленная на защиту отечественного производителя и потребителя.