UA / RU
Поддержать ZN.ua

СПОКОЙНО. ЕЩЕ НИКТО НИКУДА НЕ ИДЕТ...

В сентябре основной темой политических разделов и телевизионных программ безусловно стало заявление Президента Украины о намерении баллотироваться на второй срок...

В сентябре основной темой политических разделов и телевизионных программ безусловно стало заявление Президента Украины о намерении баллотироваться на второй срок. Была высказана масса версий как о том, что побудило Президента сделать такое заявление, так и о последствиях памятного высказывания. Вместе с тем, мало кто мог членораздельно объяснить, почему о своем намерении переизбираться Леонид Кучма заявил за три года до окончания его конституционных полномочий. Самым логичным объяснением многие посчитали грядущие досрочные президентские выборы. В кулуарах власти и не власти началось кипение и бурление, находящие выход в построении умопомрачительных схем близящейся президентской гонки. О досрочных президентских выборах многие депутаты, политики и бизнесмены говорили как о само собой разумеющемся звене цепи, по которой, подтянувшись, некоторые из них рассчитывают добраться до президентского кресла. Возможно, подобная перспектива нашла бы отклик в сердцах украинского избирателя. Но прежде чем строить планы, нелишним бывает ознакомление и с правилами игры...

Возможно ли в Украине объявление досрочных президентских выборов и насколько законом определенные возможности могут быть применены на практике? За ответом на этот вопрос редакция «Зеркала недели» обратилась к экспертам. А именно, к Центру политических и экономических исследований под руководством Александра Разумкова.

Вопрос о досрочном переизбрании Президента имеет как правовые, так и политические аспекты.

Статья 108 Конституции Украины для досрочного прекращения полномочий Президента Украины предусматривает такие основания как импичмент, отставку, невозможность исполнения своих обязанностей по состоянию здоровья и смерть.

Два последних обстоятельства не требуют дополнительных комментариев. Отметим лишь, что украинское законодательство предусматривает, что невозможность исполнения Президентом Украины своих полномочий по состоянию здоровья должна быть установлена на заседании Верховной Рады, подтверждена решением большинства от ее конституционного состава (226 голосов) на основании письменного представления Верховного суда Украины, которое вносится по запросу Верховной Рады и медицинского заключения.

В соответствии со статьей 111 Конституции Украины Президент Украины может быть смещен со своего поста в порядке импичмента в случае, когда им совершена государственная измена или другое преступление. Частью 2 этой статьи установлено, что процедура импичмента инициируется большинством от конституционного состава Верховной Рады Украины (226 голосов). Для проведения расследования Верховная Рада создает специальную временную следственную комиссию, в состав которой входят специальный прокурор и специальные следователи. Следует отметить, что их статус и полномочия в настоящее время не определены.

Выводы и предложения следственной комиссии рассматриваются на заседании Верховной Рады. При наличии достаточных оснований парламент 2/3 от своего конституционного состава (300 голосов) может принять решение об обвинении Президента Украины.

Решение о смещении Президента Украины с поста в порядке импичмента принимается Верховной Радой Украины 3/4 от своего конституционного состава (338 голосов) после рассмотрения дела Конституционным судом и получения его вывода о соблюдении конституционной процедуры расследования и рассмотрения дела об импичменте, а также получения вывода Верховного суда Украины о том, что действия, в которых обвиняется Президент Украины, содержат признаки государственной измены или другого преступления.

По мнению экспертов УЦЭПИ, такая процедура является оправдано сложной. Она предусматривает достаточно большое количество конституционных субъектов (Верховная Рада, специальная временная следственная комиссия, Конституционный суд, Верховный суд).

Современные украинские реалии делают вариант импичмента и вовсе маловероятным.

Трудно предположить, что Президента угораздит совершить «чистое» уголовное преступление с не вызывающими сомнений доказательствами его вины.

Крайне сложно обеспечить политическое единство 338 народных депутатов.

Тем не менее «конституционная ночь» показала, что согласие в парламенте может быть достигнуто даже по особо спорным вопросам.

В порядке иллюстрации проанализируем некоторые ситуации, которые, по нашему мнению, могли бы стать основанием по крайней мере для инициирования процедуры импичмента, что требует единения всего лишь 226 депутатов и само по себе является острейшим кризисом власти.

1. Решение Президента о роспуске парламента.

Не останавливаясь на низкой вероятности такого шага со стороны Президента в нынешних условиях, отметим, что у парламента в этом случае практически нет шансов провести процедуру импичмента по полной схеме и, самое главное, обеспечить реальное отстранение Президента от власти, поскольку, безусловно, при таких обстоятельствах парламент не сможет обеспечить контроль над силовыми институтами.

2. Решение Президента о применении силы для подавления «социальных взрывов» или каких-либо других массовых проявлений недовольства.

Указанные действия реально могут повлечь за собой импичмент Президенту.

3. Подписание Президентом международных договоров, которые наносят прямой экономический ущерб Украине, влекут нарушение ее территориальной целостности и т.д.

4. Основанием для импичмента может быть попытка установления авторитарного режима в Украине. Хотя, как и в первом случае, у парламентариев нет возможности чисто правовыми мерами остановить указанный процесс.

5. Теоретически возможность для импичмента должны порождать попытки ограничить свободу слова, другие демократические свободы, использование спецслужб для решения задач, не предусмотренных законодательством, и т.д. Однако, в таких вопросах обеспечить требуемую законом депутатскую поддержку, а также сбор доказательств практически невозможно.

Следующим основанием для досрочного прекращения полномочий Президента Украины является его отставка. Статьей 109 Конституции Украины установлено, что отставка Президента Украины набирает силу с момента провозглашения им лично заявления об отставке на заседании Верховной Рады Украины.

Мотивы отставки ни Конституцией, ни иными законодательными актами не определены. Таким образом, в основании такого заявления могут лежать как личные, так и политические причины.

Такая ситуация вполне может стать реальной с учетом нарастания социально-экономических трудностей в Украине. При целенаправленном воздействии на эти процессы определенных политических сил, кланов, внешних факторов в Украине могут пройти широкомасштабные забастовки, другие акции протеста с требованиями отставки Президента. Во избежание общенационального кризиса Президент может подать в отставку.

Действующая Конституция прямо не предусматривает проведение референдумов по доверию Президенту или досрочному прекращению его полномочий. Статьями 72, 73, п.2 статьи 85, п.6 статьи 106 и статьей 156 Конституции Украины четко определен круг вопросов, по которым референдум назначается Верховной Радой и Президентом Украины. Указаны и проблемы, по которым проведение референдума не допускается (вопросы налогов, бюджета и амнистии).

Обсуждаемый нами вопрос не попал ни в первый, ни во второй перечень.

Вместе с тем, Конституция предусматривает возможность проведения референдума по народной инициативе. Круг вопросов, по которым проводится такой референдум, Конституцией не определен. В то же время, прямой запрет на проведение референдума по народной инициативе о досрочном прекращении полномочий Президента, как было сказано выше, конституционным законодательством не установлен. По мнению экспертов УЦЭПИ, вопросом такого референдума может стать и проблема доверия Президенту.

В соответствии со статьей 72 и п.6 статьи 106 Конституции Украины всеукраинский референдум по народной инициативе проводится по требованию не менее 3 млн. граждан, которые имеют право голоса, при условии, что подписи о назначении референдума собраны не менее чем в 2/3 областей Украины и не менее чем по 100 тысяч подписей в каждой области.

В ходе конституционного процесса левые силы продемонстрировали реальную возможность получить поддержку 3 млн. граждан. Однако при этом следует учитывать широкий перечень возможностей Центризбиркома поставить под сомнение достоверность собранных подписей и оформленных документов.

Провозглашает референдум по народной инициативе Президент Украины, что является также фактом не второстепенным. В Конституции Украины не определено, что решения всеукраинского референдума имеют обязательный характер для исполнения гражданами и всеми органами государственной власти. Учитывая это, а также то, что в соответствии со статьей 108 Конституции решения всеукраинского референдума не отнесены к числу возможных оснований для досрочного прекращения полномочий Президента Украины, эксперты УЦЭПИ считают, что прямых правовых последствий проведение такого референдума может не иметь. Вместе с тем, влияние референдума на политическую судьбу Президента будет определяющим. Если он состоится, и глава государства не получит поддержку населения, то он не сможет дальше занимать этот пост.

Референдумом о доверии Президенту косвенно могло стать волеизъявление граждан Украины по вопросу о новой Конституции. Если бы Президент не получил поддержку населения по стратегическим направлениям своей политики - он неизбежно должен был бы подать в отставку.

Учитывая все вышеизложенное, есть основания утверждать, что политико-правовые основания досрочного прекращения полномочий Президента Украины создают для Л.Кучмы достаточные возможности для исполнения своих обязанностей в течение предусмотренного Конституцией срока.

Вместе с тем, решающим фактором для нынешнего Президента станет эффективность его экономической политики. Именно ее результаты преимущественно предопределяют и сохранение действующих полномочий, и возможность их продления на второй срок.

Второй по популярности темой, обсуждаемой СМИ, оказались скудно просочившиеся сведения о начавшемся противостоянии по линии премьер-Президент. Понимая, кому именно Леонид Кучма адресовал свое заявление о намерении баллотироваться на второй срок, журналисты отмечали многие другие факты, в частности, заявление Президента о непричастности к окончательному варианту программы правительства; заявление пресс-службы Президента, напоминающее всем об окончании формирования Кабинета министров и его полной ответственности за экономическую ситуацию в стране; заявление Леонида Даниловича о том, что Анатолий Кинах - это «фигура перспективы» также ложится в схему непростых отношений с главой Кабмина. В это же время Павел Лазаренко, периодически отвлекаясь на решение проблем газа, шахтеров, пенсионеров и Табачника, трудился над созданием программы действий правительства. Окружение Павла Ивановича убежденно говорило о том, что Лазаренко движим искренним желанием навести в экономике страны порядок. При этом делался легкий акцент на том, что после утверждения Верховной Радой программы правительства ни премьера, ни его Кабинет год никто не может тронуть. Так ли это? Каким образом и при каких обстоятельствах премьер-министр по закону может быть смещен со своего поста? И опять оценка экспертов УЦЭПИ.

Статьей 115 Конституции Украины определены основания отставки премьер-министра Украины.

Премьер-министр Украины обязан подать заявление об отставке всего состава Кабинета министров по решению Президента Украины или в связи с принятием Верховной Радой резолюции недоверия Кабинету министров Украины.

Статьей 87 Конституции Украины установлено, что решение о рассмотрении вопроса об ответственности Кабинета министров может быть принято по предложению не менее 1/3 от конституционного состава Верховной Рады (150 голосов). Резолюция недоверия Кабинету министров Украины принимается большинством от конституционного состава Верховной Рады Украины (226 голосов). Часть 2 этой статьи устанавливает определенные ограничения по рассмотрению этого вопроса. Вопрос об ответственности Кабинета министров Украины не может рассматриваться Верховной Радой более одного раза на протяжении очередной сессии, а также на протяжении одного года после одобрения программы деятельности Кабинета министров Украины. Решение Президента Украины об отставке премьер-министра может быть принято в любой момент времени. Конституцией не установлены мотивы, которыми должен руководствоваться Президент при принятии такого решения.

Кабинет министров в целом автоматически прекращает свои полномочия в случае избрания нового Президента Украины.

Премьер-министр, другие члены Кабинета министров имеют право заявить Президенту Украины о своей отставке в любое время. Возможность премьер-министра подать в отставку ни по времени, ни по основаниям конституционным законодательством не ограничена.

Следует напомнить, что отставка премьер-министра влечет за собой отставку всего состава Кабинета министров Украины.

В Конституции Украины прямо не определено, что не одобрение программы деятельности Кабинета министров Украины влечет за собой его отставку. Вместе с тем, по мнению экспертов УЦЭПИ, если такое решение будет принято в форме резолюции недоверия Кабинету министров, то это будет означать его отставку.

Возможно, приведенные оценки остудят чьи-то горячие головы или наоборот подбросят углей в костер, где тлеет чье-то желание изменить страну к лучшему. При первом же мимолетном наложении друг на друга президентской и премьерской ситуаций, можно сказать: устойчивость Президента зависит от работы Кабинета министров, на который возложена ответственность за экономику страны. С другой стороны, срок пребывания на посту премьера, независимо от принятой или не принятой программы, единолично контролируется Президентом. Исходя из объективных реалий, оба лидера при слаженной работе на благо Родины, смогут и в дальнейшем находить общий язык. А если исходить из субъективных?.. В случае ненахождения ответа на этот вопрос, рекомендуем повторно прочесть обе экспертные оценки.