UA / RU
Поддержать ZN.ua

СПИКЕР НАКОНЕЦ-ТО ДОБИЛСЯ ПОЛНОГО ВЗАИМОПОНИМАНИЯ… В СЕССИОННОМ ЗАЛЕ СЕЛЬСКОГО КЛУБА

Председатель Одесского облсовета Юрий Казаков на местном политическом небосклоне человек новый, но уже успел, судя по всему, завоевать внимания главы Верховной Рады Александра Ткаченко...

Автор: Нина Перстнёва

Председатель Одесского облсовета Юрий Казаков на местном политическом небосклоне человек новый, но уже успел, судя по всему, завоевать внимания главы Верховной Рады Александра Ткаченко. Юрий Петрович взял да и пригласил на заседание сессии Александра Николаевича, а тот взял да и согласился. Потом, открывая заседание, Казаков скажет: впервые в истории областного Совета на сессии присутствует сам спикер.

Главным вопросом повестки дня было, конечно же, сельское хозяйство. Депутаты вдруг решили срочно рассмотреть ситуацию, сложившуюся в агропромышленном комплексе области, и наметить перспективы его развития. Судя по официальным сообщениям, инициативу подбросила аграрная фракция областного Совета, возглавляемая Василием Калинчуком, заместителем председателя облгосадминистрации, отвечающим за состояния дел на селе. Депутат Калинчук предложил заслушать чиновника Калинчука. Зачем, спрашивается?

Вообще-то, надо сказать, иногда весьма трудно уловить разницу между совещаниями в облгосадминистрации и сессиями облсовета. Почти одни и те же лица, что в президиуме, что на трибуне, что в зале. Одни и те же вопросы, одни и те же докладчики, одни и те же выступающие и в одном и том же помещение. И тексты, конечно же, одни и те же, и мысли тоже.

Правда, на сей раз помещение было другим. Прилетал председатель Верховной Рады, поэтому захотелось не только рассказать, что происходит, но и показать. Поэтому сессию решено было провести в Саратском районе в селе Заря. (Это в двух часах езды от Одессы.) Село для такого дела выбрали образцово-показательное с образцово-показательным КСП.

Всю ночь дорожники от одесского аэропорта, где утром приземлился самолет спикера, до Зари расчищали трассу от обильно выпавшего накануне снега. Но более всего хлопот было у гостеприимного болгарского села. Три дня они нагревали давно неотапливаемый зал Дома культуры. Наверное, пришлось заколоть ни одного кабанчика, чтобы приготовить обед для такой оравы гостей. Только одних депутатов было 86 человек. Но зато в этот день в селе не отключали электричество. Обычно его «вырубают» на 14-16 часов. И теперь в зале Дома культуры беспрерывно горел свет, чтобы нагреть помещение. Один мой коллега насчитал в зале 83 электролампочки.

Тут же была организована и выставка продовольственных товаров предприятий юга области, призванная продемонстрировать изобилие и достижения местного отечественного производителя. Сюда же на показ привез свои плуги, бороны, культиваторы и завод «Одессельмаш».

Словом, все было на самом высочайшем уровне. Александр Николаевич при осмотре колхозной пекарни, мельницы, цехов по переработке молока и мяса даже не выдержал и (воодушевленный присутствием корреспондента «Зеркала недели»), ткнул носом прессу в достижения колхозников. «Вот о чем надо писать, - говорил он, - а не критикой заниматься. Вон, посмотрите вокруг: сумели же люди провести свое хозяйство через невзгоды, так называемых, рыночных реформ. И не только выстояли в этих сложных условиях, но и приумножили свои показатели. А это означает, что жизнь доказала преимущества коллективной формы ведения хозяйства над всеми остальными».

После осмотра местных достопримечательностей уже на заседании сессии эту тему Александр Николаевич так бурно разовьет, что под конец, отвечая на вопросы журналистов, заявит: в Конституцию, где сказано только о двух формах собственности - государственной и частной и ни слова о наиболее совершенной и демократичной - кооперативной собственности, необходимо срочно внести соответствующую поправку.

В благополучном селе Заря 26 фермерских хозяйств, но их не только не показали, но о них даже и не вспоминали. Правда, надо отдать должное Александру Николаевичу, он-таки все же вспомнил. Но при этом был предельно краток. «Пусть живут и работают на здоровье» - таков был вердикт.

Открывая заседание, Юрий Петрович Казаков сообщит присутствующим, что сессия транслируется на всю область. К сожалению (или к счастью), но вряд ли ее удалось услышать в отдаленных сельских уголках, ввиду отключения сел от электроэнергии. Ну а если кто и слышал, то вряд ли что-то понял.

Докладчик Василий Калинчук с невероятной скоростью (не дома ведь, а в гостях, поэтому перед депутатами стояла задача - как можно пооперативнее) буквально проглотил весь свой тридцатиминутный доклад. Сами понимаете, уследить за ходом его мыслей было адски сложно, а поймать на лету хоть какие-то цифры еще сложнее. Но дело даже не в скорости, а в том, что было совершенно непонятно, что собираются делать народные избранники с сельским хозяйством?

О чем говорил самый главный из них? (Александр Николаевич несколько раз во время своего сорокаминутного выступления да и после него напоминал депутатам из глубинки о том, что он глава парламента, избранный большинством голосов.) Так вот, Ткаченко ругал реформаторов и их реформы. «Нынешний курс, который нам подкинули и с которого якобы нельзя сойти, - это курс в некуда», - говорил он и призывал депутатов работать над национальной программой возрождения Украины, рассчитанной на 17 лет, которая уже через два года остановит спад производства и обеспечит всех зарплатой, пенсиями и стипендиями. А дальше, в ходе модернизации экономики, Украина должна выйти в лидеры на Европейском континенте. Словом, в очередной раз догонит и перегонит Европу.

Все остальные выступающие, из числа рядовых избранников, в основном были с высоким гостем солидарны в выборе главного пути. В зале не нашлось ни одного человека, который бы возразил главе парламента или хотя бы задал ему вопрос. Александр Николаевич после заседания скажет, что он получил от сессии большое душевное удовлетворение. Вся радость была от того, что в сельском клубе, в отличие от Верховной Рады, было достигнуто полное взаимопонимание. «У вас председательствующий и зал чувствуют друг друга, а у нас совсем по-другому», - пояснит спикер. А после заметит: «Дай-то Бог, учитывая режим работы в парламенте, чтобы хватило сил на четыре года».

Действительно, была достигнута полная гармония даже с самим залом. Стол, за которым сидел президиум, стоял на сцене на фоне красной занавеси, а на стенах по обеим сторонам висели барельефы Ленина и Маркса. Но это внешне все так выглядело. Если заглянуть поглубже, скажем, хотя бы в тот же проект решения сессии (его вслух не зачитывали), за который депутаты дружненько проголосовали, то можно прочесть буквально следующее. Цитирую п.4: «...особое внимание следует сосредоточить на работе базовых районов и хозяйств по отработке рыночной экономики, новых хозяйственных структур, предпринимательских подходов по наращиванию сельскохозяйственного производства»; п.16: «...продолжить работу по дальнейшему реформированию сельскохозяйственных предприятий в хозяйственные структуры нового типа. Активизировать работу по переходу на арендно-договорные земельные отношения между собственниками земельных паев и другими субъектами хозяйствования». О необходимости продолжения начатых в стране реформ говорится и в утвержденных депутатами «Основных направлениях развития сельскохозяйственного производства Одесской области на 1999-2005 годы».

Чему же верить - речам или бумагам? Или все-таки жизни, которая на практике демонстрирует и не то, и не другое, а совсем третье. Многострадальное сельское хозяйство... Даст Бог, как говорят сельчане, будет день и будет пища. Больше надеяться, похоже, не на кого.