UA / RU
Поддержать ZN.ua

СОВЕТ ПО БОРЬБЕ

С УГРОЗОЙ ИЗНУТРИ Фото Валерия Милосердова Тех, кому верят, проверяют те, кому доверяют Аппаратная...

Автор: Александр Макаров

С УГРОЗОЙ ИЗНУТРИ

Фото Валерия Милосердова

Тех, кому верят, проверяют те, кому доверяют

Аппаратная мудрость

Не знаю как у кого, а у меня при словах «Совет безопасности» в последнее время возникают ассоциации в виде отбывающего в Чечню Лебедя, небритых, но уже мирных мужиков с зелеными повязками и автоматами. И, конечно, этот неиссякаемый народный юмор.

Но отбросим это полное несоответствие формы содержанию прочь и отнесем его на счет больного, неадекватно реагирующего на ситуацию, находящегося в постоянных поисках себя российского общества.

Мы уже шестой год живем в другом, более постоянном, спокойном, безопасном, кстати, состоянии, которое напоминает скорее европейское, чем азиатское, и заслужили право иметь вполне европейский и конституционный Совет безопасности и обороны.

И благодаря творцам новой Конституции, как стимулировавшим ее, так и непосредственно голосовавшим, мы его начинаем получать. начинаем - потому что факт конституционности его мы уже получили, благодаря чему он, как говорят, вышел из предыдущего состояния, так раздражавшего ряд депутатов, и вошел в правовое поле.

И депутаты, ранее подозревавшие в нем потенциальный источник неприятностей для себя, теперь могут познакомиться с ним поближе и даже попробовать порешать его судьбу - на носу рассмотрение законопроекта о нем.

Но не скоро, как известно, законы пишутся, а временные положения пишутся и издаются гораздо быстрее. Вот и это издалось - «временное положение о Совете безопасности и обороны», утвержденное Президентом и очертившее рамки его полномочий до тех пор, пока рак... простите, пока закон не наберет простое большинство голосов.

В положении имеем 10 основных задач, которые сразу ставят все на место и окончательно отличают наш совет от их совета под командованием пикирующего Лебедя.

В их число входят такие сугубо мирные вещи, как «анализ состояния и тенденций», «комплексная оценка и прогноз», «планирование, организация и контроль», «рассмотрение вопросов и проектов», «подготовка предложений» и, наконец, «координация». Все вышеупомянутое касается различных аспектов как безопасности, так и обороны.

В состав совета входят Президент, премьер-министр, министры обороны, внутренних дел, иностранных дел, председатель Службы безопасности. Итого 6 человек. Решения принимаются большинством голосов, причем при равенстве их «за» и «против» (до чего мы, я думаю, не опустимся) побеждает, как всегда, сторона, за которую голосует Президент.

Но координация и анализ - само собой, а «решения совета оформляются указами Президента». Что и является основным пунктом деятельности новорожденного и такого знакомого органа.

Треть положения посвящена секретарю совета - то есть тому, кто реально в рамках органа работает. 13 абзацев полномочий с головой покрываются двумя. Первый: «обеспечивает координацию и контроль деятельности органов исполнительной власти, на которые возложены функции осуществления внешней политики, внешнеэкономических связей, военного, военно-технического и других направлений сотрудничества Украины с иностранными государствами».

И второй: «организует разработку и внедрение мер по защите территориальной целостности, укреплению государственной безопасности и общественного порядка, соблюдению прав и свобод человека, повышению уровня работы правоохранительных органов».

И вы можете ломать голову часами, привлекать специалистов из разных областей знания, листать газеты - и все равно никогда не найдете экономическое, политическое, культурное или религиозное явление в стране, которое не может быть отнесено к компетенции секретаря, исходя из этих двух пунктов.

нет никаких сомнений, что законопроект, который будет подан на рассмотрение парламенту, будет если не буква в букву, то максимально приближен к упомянутому положению. Также нет сомнения, что значительная часть депутатов и, возможно, даже во главе с руководством парламента захочет полномочия секретаря существенно пощипать. И если не ликвидировать совсем, то хотя бы отнести к ведению совета в целом.

Они будут говорить о неподконтрольности органа и его секретаря парламенту, о том, что он перебирает на себя часть полномочий самого парламента и его комитета по безопасности и обороне и еще много чего вполне объяснимого, исходя из политических взглядов этих депутатов и их отношения к Президенту вообще.

А есть такие депутаты (и мы знаем их имена), которые просто обвинят действовавший до этого Совет национальной безопасности в национальной измене и потребуют выяснить, насколько глубоко залезла в его печенки «шмаровщина».

Но встанут и иные депутаты. Они встанут на защиту прав главы государства и будут обосновывать безграничную широту понятия «национальная безопасность».

И, наконец, третьи депутаты, которые бы были не прочь выступить на стороне первых, промолчат, потому что парламент - это пока не то место, где происходят разборки внутри исполнительной власти.

И, как всегда, в споре депутатов родятся поправки к законопроекту или не родятся. И закон примут с ограничительными линиями для секретаря совета или не примут. И это абсолютно не важно.

Потому, что если поправки будут существенными, Президент наложит вето, которое преодолеть будет практически невозможно. А вето он наложит, потому что у Президента нет оснований отказываться от услуг уже фактически действовавшего совета и его секретаря - Владимира Горбулина, всеми вышеперечисленными полномочиями уже обладающего два года (на правах ближайшего советника Президента, под которого и была создана структура, ранее в Украине фактически не существовавшая).

Лирическое отступление. Снова приходит в голову ассоциация - на этот раз «грабли». Это не те, наступив на которые попадаешь в нокаут, но именно те, которые оставляют легкие синяки.

Все прекрасно знают, что неправильно с управленческой и какой угодно точки зрения создавать структуры под человека, - и создают. Точно так же неправильно бороться с личностью, нападая на структуру, - и нападают.

Речь в данном случае не идет о том, нужен ли Совет безопасности в нынешнем виде и хорош ли В.Горбулин как ближайший советник Президента или нет. И тот, и другой существуют такими, как они есть.

Но возникает вопрос, а если по каким-либо причинам кадровый состав в высших эшелонах власти изменится - нам что, опять Конституцию менять? И снова выписывать функции органа исходя из деловых качеств и характера другого человека или от степени его близости к Президенту?

Но все эти вопросы - риторические. Поскольку все знают, насколько внимательно прислушивался Президент к рекомендации парламента рассмотреть вопрос о пребывании Д.Табачника на посту главы администрации. Все также понимают, что в отношении В.Горбулина реакция будет аналогичной, его права и место в иерархии не изменятся, как бы его должность не называлась.

Гораздо интереснее те сферы, которые собственно секретарь совета будет координировать. То есть, откуда исходит угроза.

Сегодня совершенно очевидно, что снаружи она если и исходит, то, скажем так, на далекую перспективу. Самая духовно близкая к нам страна, все время норовящая задушить в объятиях, в ближайшее время будет переживать операцию на сердце и послеоперационный период, в ходе которого аппаратным образом должен быть найден человек со здоровой сердечно-сосудистой системой. Ну и, конечно, с чистыми руками, холодной головой и т. д. Не до Украины им будет.

Угроза может, правда, появиться, если Александр Иванович с Виктором Степановичем не поделят власть, так сказать, «амбулаторно» и все это перейдет в грандиозное соревнование типа «стенка на стенку»... Но тут мы уже бессильны и забор высотой в километр на границе не поставишь - все равно осколки долетят.

Вряд ли что-то угрожает со стороны братской Румынии. Хочется все же верить, что местные национал-патриоты не поплывут под свои президентские выборы на подручных плавсредствах водружать свой триколор на острове Змеиный и не превратят его таким образом в Даманский.

Что же касается Турции - то тут скорее речь идет не об угрозе, а о проникновении с далеко идущими результатами. Они не спешат и проникать будут долго.

Как внешняя, правда, проявляется угроза информационному пространству. Но руководство своевременно определило, откуда она исходит - от сверхпопулярного ОРТ и приняло соответствующие меры, эффект от которых население почувствует где-то в октябре. начиная с осени до украинских граждан будут доходить только те новости от Шараповой и Гмызы, которые будут интересны народу, а все остальные покроют украинскими новостями.

Правда, если качество последних окажется где-то на уровне УТН, то НТВ, запускающее спутниковые каналы, ждет в Украине хороший бизнес, а В.Горбулина - новая головная боль. И она будет преследовать его до тех пор, пока на украинском телевидении не родятся профессиональные программы, которые с интересом будут смотреть украинские рабочий, колхозник и интеллигент.

нет, внешние угрозы - это цветочки. Все угрозы национальной безопасности - у нас внутри, хоть ситуация намного лучше, чем в соседней Белоруссии. Там главной угрозой национальной безопасности является народ, который готов проголосовать за что угодно, лишь бы побыстрее влиться в Россию и получать зарплату в рублях.

У нас носителями угрозы, слава Богу, не являются граждане как таковые. Ее создает наша нереструктуризованная экономика, наши колоссальные стоящие заводы, которые раньше выпускали неизвестно что и для кого. невыплаты зарплат, преввращающие рабочих и интеллигенцию в лучшем случае - в садоводов, в худшем - в люмпенов.

Угрожает отключение света и тепла зимой. В холоде и темноте без благотворного влияния телевидения народ способен на весьма неординарные поступки.

Угрожает падение гривни. Силы Нацбанка не беспредельны, а бюджет, дефицит которого покрывается эмиссией, приведет к тому, что люди быстро забудут светлый лик Владимира Великого на новых купюрах и начнут засматриваться на Тараса Шевченко, а потом на других классиков с большим количеством нулей, которых еще не напечатали.

Конечно, угрожает «одноканальное» поступление предметов критического импорта. Но так же угрожают и те, кто монополизирует распределение этого импорта внутри страны.

Борьба с этими негативными явлениями потребует активного участия правительства, что, как представляется, будет сделать достаточно просто - премьер-министр, как мы помним, - член совета, а решения его, как мы тоже помним, оформляются указами Президента.

И когда будет реструктуризовано все до винтика, а монополисты оставят народу награбленное и разместятся в камерах - тогда Совет национальной безопасности займется, наконец, проблемами ограничения абортов и борьбой с вредными выхлопами автомобилей. Но, сдается мне, этим займутся уже другие люди.