UA / RU
Поддержать ZN.ua

СОТЫЙ

25-й избирательный округ по выборам депутата Верховной Рады автономии называют не иначе как многострадальным и даже, по аналогии с булгаковской квартирой, «нехорошим»...

Автор: Валентина Самар

25-й избирательный округ по выборам депутата Верховной Рады автономии называют не иначе как многострадальным и даже, по аналогии с булгаковской квартирой, «нехорошим». Здесь завершалась богатая судебными разбирательствами борьба Л.Грача за власть в Крыму. Здесь нардеп Украины Лев Миримский пытался создать прецедент совместительства двух парламентских мандатов — крымского с украинским. В минувшее воскресенье избиратели округа, симпатии которых сначала были на стороне главного коммуниста, а затем — авторитетного в прошлом бизнесмена, проголосовали за главного милиционера. Сотым депутатом парламента автономии стал начальник главка МВД Украины в Крыму генерал-лейтенант милиции Николай Паламарчук. Победа досталась ему сравнительно легко. Негласная поддержка руководства автономии, заинтересованного в том, чтобы количество коммунистов в парламенте не увеличилось, открытая поддержка всех без исключения ведущих крымских СМИ и демонстрация больших возможностей кандидата еще до выборов решать наболевшие проблемы округа сделали свое дело.

На вопрос, зачем главному милиционеру идти во власть, разве ее и сегодня недостаточно, Николай Паламарчук говорил телезрителям: «Есть желание реализовать себя в качестве юриста и экономиста, публичного политика. Полагаю, что мой жизненный опыт и опыт руководителя дает мне такое право». Однако такой ответ порождал еще больше вопросов и главный из них — зачем заместителю министра внутренних дел Украины, сделавшему блестящую карьеру всего-то за несколько лет, идти в публичную политику в таком известном своей непредсказуемостью регионе?

Первая версия — служебная. Паламарчука в милицейской среде принято считать человеком из команды ныне покойного Ю. Дагаева. Свой стремительный карьерный рост Николай Петрович начал с начальника ГАИ управления МВД в Херсонской области. Далее — всего год в должности первого замначальника милиции этой же области, потом в 1999—2001 гг. — начальник управления МВД в Полтавской, а с середины того же 2001-го — начальник главка МВД в Крыму и — по должности — заместитель министра внутренних дел Украины. С приходом Николая Билоконя начальники главков сменились в подавляющем большинстве регионов, и вполне логично, что Паламарчук, вопрос о смене которого возникал и при прошлом министре, решил укрепить свои позиции в Крыму. Правда, крымский мандат еще никого не спасал от отставки, а во времена генерала Г.Москаля некоторые его обладатели «зарабатывали авторитет» на нарах следственных изоляторов. Естественно, решение начальника главка идти в депутаты получило согласие министра. Интересно другое: идея принадлежит не самому генералу. По крайней мере, в интервью «ЗН» Н.Паламарчук утверждает, что это была инициатива коллектива ГАО «Черноморнефтегаз», с которым, по долгу службы, ему приходится часто работать. Коллектив и выдвинул генерала в кандидаты. И это обстоятельство дает основания для существования версии второй — политической.

Напомним, что председателем правления «Черноморнефтегаза» является народный депутат Украины Игорь Франчук, член фракции СДПУ(о) и главная опора крымской организации партии. Примечательно, что в декабре Игорь Анатольевич заявлял, что в крымском парламенте необходимо создать партийную фракцию: «Я уверен, что фракция такая должна быть, однозначно. Я действительно поддерживаю социал-демократов, не только в крымском парламенте, а также в других органах власти в Крыму. И учитывая, что я являюсь членом фракции СДПУ(о) в парламенте Украины, хотя и не являюсь членом партии, для меня непонятно, почему в крымском парламенте не существует такой партийной фракции… Потому что, чтобы победить на следующих выборах, любой партии надо иметь авторитет в Крыму». Лидеры крымской организации СДПУ(о) заявляли задачу на 2004 год еще шире — кроме ВР автономии создать фракции партии и во всех городских советах. По словам заместителя секретаря КРО партии Александра Сибилева, первичные парторганизации созданы практически во всех населенных пунктах Крыма, 752 депутата представляют СДПУ(о) в советах всех уровней автономии и в планах на будущий год доведение их числа до 1 тыс. Понять мотивы лидеров партии можно: Крым, в отличие от других регионов Украины, остается для социал-демократов объединенных своего рода заповедником. В том смысле, что свобода действий ограничена. В руководстве автономии практически нет членов их партии, потому как премьер — лидер местной организации НДП, а спикер — в руководстве Партии регионов. Объединив усилия и голоса после выборов против Л. Грача, Дейч и Куницын заполучили в сторонники даже депутатов из блока главного коммуниста. Политическая стабильность последних двух лет в Крыму во многом определяется умением обоих договариваться. Теперь в крымском парламенте всего одна фракция — «Стабильность» числом в 82 депутата! Но недовольных и обделенных при этом гораздо больше, чем семнадцать неприсоединившихся. Доведенное до автоматизма принятие решений в парламенте у многих вызывает протест, потому что напоминает бездумный одобрямс. А поскольку многие депутаты из большинства трудятся на правительственных должностях, то контролируют себя, по сути, сами. Таким образом, почва для бунта на корабле вполне созрела.

Знающие люди утверджают, что активность социал-демократов по созданию собственной фракции в декабре прошлого года удалось пригасить после личного разговора С.Куницына с В.Медведчуком. Что будет в связи с «вновь открывшимися обстоятельствами» — неизвестно. В депутатских кругах можно услышать и о готовящейся отставке премьера Куницына, и о создании новой фракции, которая приведет к власти нового спикера. Сотого депутата называют то «парламентским смотрящим» от СДПУ(о), то претендентом на главные должности. Генерал Паламарчук говорит, что разговоры эти ему известны, но все это сплетни, потому что ни возглавлять новую фракцию, ни выступать на стороне какой-либо политической силы он не будет — закон не позволяет. И никаких амбиций относительно руководящих должностей в Крыму у него нет. «Раньше мне предлагали перейти на работу в другие ведомства, но я — милиционер, я люблю эту работу, я ее знаю и буду в милиции», — сказал Н.Паламарчук «ЗН». Ситуация как в популярном сериале: вы верите в такие совпадения? — спрашивал старый вор в законе. Он верил и — зря. Впрочем, с генералом или без, но пытаться переделить власть в Крыму все равно будут. Потому что впереди не только октябрь 2004-го, но и 1 января 2005-го, открывающее дорогу купле-продаже земли, а застолбить «золотоносные» участки на Южнобережье надо сейчас. Иначе за московскими, питерскими, донецкими и прочими инвесторами можно и не успеть! Но насколько реально сегодня пошатнуть монолит «Стабильности»?

Игорь Франчук, заявлявший о необходимости создания фракции СДПУ(о), не может не знать, что депутатов — членов этой партии в ВР Крыма всего… два. То есть о партийной фракции говорить как-то даже неудобно, другое дело — объединение по общему интересу парламентариев из нынешнего большинства. Депутатов, которых принято называть командой отца и сына Франчуков, — человек 15. Плюс 5—7 соратников Льва Миримского. Кое-кого можно мобилизовать из резерва в 17 оппозиционных депутатов, среди которых — осколки блока Л. Грача, представители общественного комитета «Прозрачная власть» и лидеры пророссийских организаций. Если сотый депутат окажет процессу хотя бы моральную поддержку, так много значащую для «фигурантов» старых незакрытых дел и претендентов на новые, а в коридорах поползут слухи, что все санкционировано Самим — в парламенте появится не то что фракция, появится новое большинство. И абсолютно правильно указывает народный депутат Лев Миримский механизм смены власти: «… депутаты поддерживают Президента. А Л. Кучма поддерживает Куницына. Пока он — премьер, в парламенте есть большинство. Если завтра Президент скажет, что премьер плохо работает, сомневаюсь, что он соберет поддержку хотя бы из 5 человек» («Корреспондент»).

А за что Президент может сегодня так наказать С.Куницына? Правильно, за неспособность удержать под контролем ситуацию в межнациональной сфере, взрывоопасность которой, как понимаете, зависит не только от действий крымских татар и власти автономии. Есть еще и третья сторона — коммунисты, лидеры пророссийских организаций и неведомо откуда возрождающееся крымское казачество. Все они называют себя защитниками славянского населения и православия. Все они — в оппозиции к нынешнему руководству Крыма. «Стабильность» в Крыму зиждется на славянской крови, а бандиты разгуливают на свободе» — обыгрывает в заголовке название парламентской группы большинства «Крымская правда». Это еще не призыв к топору, но уже где-то близко. С другой стороны — подпорченные противостоянием по земельному вопросу отношения премьера с меджлисом. Так что не справиться с ситуацией помочь С.Куницыну могут многие. Особенно если со стороны кто-то будет технологично управлять процессом. При этом, заметим, критика в адрес Бориса Дейча, в вотчине которого — в Восточном Крыму и происходят самые бурные события, со всех сторон пока крайне осторожная. С партийным соратником премьера-министра Украины оппоненты ссориться не решаются. «Все будет зависеть от того, как договорятся Янукович и Медведчук», — прогнозирует развитие событий один из советников спикера. Сомневаться не приходится, политическая стабильность в Крыму редко определялась на месте. Тем более в такое ответственное для страны и упомянутых политиков время.