Все течет, все изменяется. Меняется власть, денежные знаки, экономические приоритеты; на смену одним выборам идут другие, но постоянным остается интерес граждан к своей личной жизни, к ее уровню и уровню собственной социальной защищенности. Последняя, увы, с каждым годом становится все более независимой и оторванной от «человеческого фактора», которому, по идее, призвана помогать выжить…
Недавно работники системы социальной защиты населения Украины под руководством Министерства труда и социальной политики разбирали свои «полеты» за прошлый год с перспективой взлетов и падений на год 1998-й. На итоговом совещании сыпались цифры, звучала робкая самокритика и жалобы на неблагодарную работу социального служащего. Обсуждались внутренние проблемы системы, перспектива реорганизации ее органов, финансирования, восхвалялась почетная миссия служб соцзащиты в наше трудное и неблагодарное время. Все очень напоминало партийное собрание застойного периода. Возможно, это сравнение не случайно, т.к. социальная политика государства нынче по-прежнему держится на трех китах безоблачного социалистического периода: солидарности, энтузиазме и вере в светлое будущее. Увы - это, пожалуй, единственный позитив, который имеется сегодня на вооружении отечественных социальных защитников.
Социальщики констатировали, что новый год встретили с большим мешком «подарков». Задолженность по заработной плате к середине января текущего года составляла 5,2 млрд.грн., в том числе в бюджетной сфере - 0,8 млрд., на хозрасчетных предприятиях - 4,4 млрд. В долгах по зарплате лидирует Донецкая область (747 млн. грн.), о чем недавно напоминали правительству шахтерские каски, стучащие об асфальт возле Минуглепрома Украины. Не помогает даже революционное постановление Кабинета министров, принятое летом прошлого года, о разрыве контрактов с руководителями предприятий, которые плохо «гасят» задолженность по зарплате своим работникам: с 7 тысяч госконтрактов по этой причине было аннулировано лишь 245.
На страже интересов трудящихся героически стоит Государственная инспекция труда. В минувшем году она провела 17 тысяч проверок на предмет выполнения предприятиями законодательства о труде. По требованиям инспекции пострадавшим выплачено более 88 млн. грн. заработной платы.
Никакая «упса» не поможет головной боли правительства, вызванной огромным долгом по выплате трудящемуся народу заработанного. Эту мигрень усиливает слабо финансируемое пенсионное обеспечение, низкий уровень оплаты труда, прогрессирующий рынок свободной рабочей силы, несовершенство социально-трудовых отношений, катастрофическое состояние стационарных учреждений социальной защиты населения и т.д.
В данной ситуации вполне оправдан исторически-риторический вопрос «что делать?» Попытаться ответить на него мы предложили вице-премьер-министру Украины, министру труда и социальной политики Николаю Белоблоцкому. Николай Петрович признался, что устал от популистских лозунгов и является сторонником конкретных, финансово обдуманных решений. Увы, крупномасштабная резонансная акция повышения пенсий с 1 марта 1998 года может добавить нашему министру только усталости…
По словам г-на Белоблоцкого, она является первым серьезным этапом пенсионной реформы, намеченной на этот год.
- Три года к нам ездили со всего мира финансисты, экономисты, политики с рассказами, что такое пенсионное обеспечение. Пора уже действовать. Правовой плацдарм создан - Верховная Рада приняла Основы социального страхования, разработана концепция пенсионной политики... Дело за практикой, - считает вице-премьер.
А пока теоретически, чтобы прибавить к пенсиям 6 миллионов граждан червонец, ежемесячно необходимо 52 тысячи гривен. Если налоги в ПФ будут поступать относительно регулярно - в месяц тысяч по 700, это возможно... А если нет? Социальщики надеются на высвобождение денег для повышения пенсий в результате разделения источников финансирования и освобождения Пенсионного фонда от не свойственных ему социальных выплат (пособий семьям с детьми, «донорских» и т.д.). Но все это наполеоновские планы. Если они сорвутся, то, похоже, у правительства нет запасных вариантов финансирования пенсионных прибавок. Естественно, кроме перекладывания из одного кармана в другой. В канун нового года таким образом выплатили долги за несколько месяцев пенсионерам, получающим социальную пенсию, «одолжив»… месячную пенсию у военных.
Некоторые скептики считают первый этап пенсионных реформ предвыборным трюком. Так или иначе, но популизмом здесь попахивает. Его ярый противник Николай Белоблоцкий так и не смог ответить, что будет после 1 марта в случае, если придуманные механизмы финансового обеспечения выплаты повышенных пенсий не сработают.
Однако большинству граждан Украины до пенсий еще далеко, до них надо дожить, вернее, доработать. Вопрос - где? Отечественный рынок труда ответа на него не дает. На 1 января 1998 года количество зарегистрированных в государственных центрах занятости составило 678 тысяч человек, а вакансий - всего 35 тысяч. По прогнозам Министерства труда и социальной политики Украины, в этом году на учете в центрах занятости окажутся 2,4 млн. чел., в следующем - 3,1 млн…
- Чтобы решить проблему безработицы, - считает Николай Белоблоцкий, - необходимо внедрять активные формы занятости - создавать новые рабочие места в малом и среднем бизнесе.
По данным Международной организации труда, в развитых странах Западной Европы до 75% населения занято именно в малом и среднем бизнесе. Исходя из последнего указа Президента и правительственных решений, направленных на развитие и поддержку частного предпринимательства в Украине, новая концепция государственной политики занятости может обрести реальную почву. И не только правовую, но и финансовую. Как сообщил вице-премьер, сейчас ведутся переговоры со Всемирным банком, который намерен предоставить нашей стране целевой кредит (на развитие малого и среднего бизнеса и решение проблемы занятости) в размере 200 млн. долларов.
Впрочем, основная проблема нашего рынка труда не в недостатке рабочих мест, а в отсутствии мест с нормальной человеческой заработной платой. С целью стимулирования покупательной способности граждан в конце 1997 года был принят закон Украины «Об индексации денежных доходов населения» и Положение о порядке компенсации потери части заработной платы в связи с нарушением сроков ее выплаты. В нынешнем году первыми, пожалуй, добились выполнения этого документа шахтеры, которые на прошедшей неделе добастовались до выплаты части долгов по зарплате и компенсации (некоей «материальной помощи» в размере 5 млн.грн.). Другим категориям работающих силенок для борьбы с перманентными долгами может не хватить…
Задачей-максимум в этом году, по словам вице-премьера Н.Белоблоцкого, является поэтапное подтягивание минимальной зарплаты к уровню черты малообеспеченности (эта «уравниловка» оговорена в действующем законодательстве). С 1 января 1998 года минимальная зарплата установлена на уровне 45 гривен. Теперь правоведы будут думать над изменениями в законодательных актах, где используется новый социальный норматив, уточнять само понятие «минимальной заработной платы». Ожидается и внедрение почасовой оплата труда. Законодательное определение размера минимальной почасовой зарплаты и внедрение почасовой системы оплаты труда, по мнению вице-премьера, гарантирует работникам более-менее достойное вознаграждение и позволит временно незанятым гражданам и пенсионерам получать дополнительные доходы.
Если о реформах и перспективных планах во вверенной ему сфере Николай Белоблоцкий говорит уверенно, со знанием дела, то финансовое обеспечение этих самых гуманных проектов, похоже, остается пока загадкой и для него самого. «Главное - не допустить ухудшения социальной защиты населения!» - таков основной лозунг 1998 года у нашего вице-премьера, курирующего все социальные вопросы в стране. На нем, уважаемые сограждане, нам и предстоит продержаться до лучших времен...