UA / RU
Поддержать ZN.ua

СОН РАЗУМА РОЖДАЕТ ОБИДУ И БЕССИЛИЕ,

или Политика в Украине пахнет газом и грязными деньгами Удельные вожди и жулики-пророки Мелькают тут и там поверх бурлящих вод...

Автор: Владимир Скачко

или Политика в Украине пахнет газом и грязными деньгами

Удельные вожди и жулики-пророки

Мелькают тут и там поверх бурлящих вод.

А с ними весь народ по узенькой протоке

Навстречу неизвестности плывет.

Но мы имеем то, чего мы сами стоим,

Пока в своей душе не одолеем страх.

Вон снова говорят, мол, тучи над страною,

А это просто небо в облаках.

Трофим,

современный русский певец

Что-что Украина научилась за шесть лет независимости, так это обижаться. И, как малое дите, у которого что-то не получается, обвинять в собственных неуспехах взрослых. Первым «обидчиком» Украины, естественно, является Россия. Известно же, что именно «москали», утоляя имперские аппетиты, съели наше сало и нашу колбасу, чем, конечно, помешали, к примеру, построить нормальную эффективную рыночную экономику. Видимо, мы потому и тормознули эту самую экономику страны, чтобы не дать москалям заниматься любимым делом - мешать украинцам.

И, казалось бы, путь нашли достойный, ведь известно, что если взять талончик и пойти пешком, то кондуктор повесится.

Но внезапно идиллию успешного противостояния нарушили посторонние. Если почитать и послушать украинские СМИ за последние три-четыре месяца, то станет ясно, что Украину обижают еще и США. Причем, как минимум, по двум направлениям. Во-первых, поверив года три назад в реформаторские заявления, сначала вывели Украину на третье место по размерам собственной помощи да еще международные финансовые организации подбивали на помощь украинским реформам. А теперь, приучив «официальный Киев жить на американскую шару», вдруг резко отказались помогать. Во-вторых, американская нефтяная компания «Шелл Интернешнл Газ Лимитед» вдруг резко захотела поучаствовать в приватизации украинских магистральных газопроводов, предложив смехотворную сумму в 1,5 млрд. долларов при реальной стоимости в 25-30 млрд. тех же «зеленых». «Караул!» - закричала власть. «Садизм какой-то! Сначала, как наркомана, посадили Украину на иглу финансовой помощи, а теперь ничего не дают», - подхватили СМИ.

Обидно, конечно. А тут еще внутренние неувязки: зарплаты и пенсии платить нечем, премьера сняли, парламент не очень хочет продлять свои полномочия, а некоторые особо зарвавшиеся поговаривают об импичменте Президенту…

Повторяю, обидно, но… неудивительно. Потому что, подходя к шестой годовщине образования, Украина подтвердила и старую, как мир, истину: если в стране нет элементарного порядка, не говоря уже об отсутствии целостной политики государственного строительства, если носители власти думают только о собственном кармане и живут по принципу «нацарював сто рублів і втік», то страна становится легкой добычей окружающих. И выгодное, Богом данное, географическое положение в центре Европы, способное превратить страну в торговый мост между Западом и Востоком, приносит прямо противоположные результаты. Страна медленно, но уверенно превращается либо в проходной двор, где каждый может нагадить, либо в буфер, санитарный кордон на пути вредных бацилл.

Все как раз удивительно просто и логично в том, что Украина вдобавок ко всему превращается в зону борьбы мировых центров силы. В частности, США, кои таковыми являются, и России, которая хочет вернуть себе место центрового.

Нет ничего непонятного и тем более для Украины обидного в том, что США, казалось бы, заинтересованные в ослаблении России, помогают ей больше и в проведении реформ требуют меньше. У всех до сих пор на слуху рассуждения Киссинджера и Бжезинского об «империи зла», о необходимости окончательно развалить «советскую империю». Да, многие в Америке и сейчас спят и видят Россию, охваченную «чеченским синдромом». Существуют, видимо, и разработки, как это можно при случае сделать. Но существуют как один из вариантов политики США, которую можно осуществить именно при случае.

Сейчас же, похоже, на вооружение взят не такой «экстремистский» вариант, а другой, который вполне можно назвать прагматическим. В основе его скорее всего лежит учет исторического опыта начала века, когда четырнадцать государств хотели разорвать Российскую империю, а она взяла и возродилась в виде советского монстра со Сталиным во главе. Перестройка же в СССР явилась как бы воплощением идей «ястребов». Под мировые аплодисменты от Союза отвалилось все, что могло. Но Россия осталась. И за яростным сопротивлением попыткам развалить ее дальновидные политики вдруг увидели силуэты Зюганова, Анпилова, Жириновского, а следовательно, стал возможен и вариант возрождения имперского монстра в новом обличии и с теми же ядерными боеголовками. И Запад резко затормозил. Решил взять не мытьем, так катаньем, а именно - поддерживая Ельцина и реформаторов, максимально капитализировать Россию, сделать ее себе подобной. От натиска на агрессора перешли к его умиротворению. И нынешнее руководство России на это пошло, понимая к тому же, что слишком шоковая терапия и очень высокая цена за реформы для простого обывателя - это питательная среда для самовозрождения коммунизма. Поняли это и кредиторы России, потому и закрывают глаза на «нерыночность» некоторых шагов Кремля. И действительно помогают, помогают, а от Украины требуют.

«А причем здесь Украина и ее обиды?» - спросит читатель. Да при том, что ей отводилась и сейчас отводится роль главного противовеса российскому влиянию на постсоветском пространстве, а она этим практически не пользуется. Вместо реформ - разговоры о них, вместо поступательного развития - стагнация, вместо четкого определения ориентиров и следования им - шараханье в разные стороны. В итоге, вместо создания нормального стабильного государства, знающего себе цену, - существование некоего политически признанного в мире хилого государственного организма, который в любой момент может оказаться банкротом и упасть к подножию Кремля. Вот отсюда и охлаждение во взаимоотношениях с США, с МВФ, со Всемирным банком. Они такого падения не хотят.

Конечно, правы те, кто утверждают, что Запад, отказывая нам в помощи, хочет подтолкнуть реформы в Украине. Но есть в сложившейся ситуации еще один неприятный момент. Все утверждают, что слабостью Украины может воспользоваться Россия и отобрать все, что ей нужно. Например, нефтегазовую инфраструктуру, в частности, транзитные газопроводы, по которым российские энергоресурсы текут в Европу (ежегодно до 130 млрд. м 3 газа). Это правда. В создаваемом ЗАО «Газтранзит», например, 37% уставного капитала - российские. Украина и Россия уже договорились до 1 октября этого года выработать общую концепцию энергетической безопасности. Что же может Россия сделать с Украиной, на 80% зависимой от российских энергоносителей, видимо, объяснять не надо, чтобы не пугать самих себя. Тем более, что поиски альтернативных источников энергоносителей не пошли дальше разговоров о них…

Однако не только Россия хочет контролировать украинскую газотранспортную систему. В начале этого года упомянутая выше компания «Шелл» захотела получить 49% акций АО «Укргазпром», которое сегодня распоряжается как тремя основными транзитными газопроводами («Союз», «Братство» и «Прогресс»), так и вспомогательными. За это обещано полтора миллиарда инвестиций, что смехотворно мало, хотя бы учитывая то, что, по оценкам украинских специалистов, только годовая прибыль Украины от транзита российского газа составляет 2,4 млрд. долл.

Вопреки украинской традиции в Киеве от слов перешли к делу. Результатом первого заседания украино-американской комиссии «Кучма-Гор» в Вашингтоне стало обнародование инициативы по разработке к концу года «стратегии и плана действий, которые позволили бы создать в Украине ориентированный на свободный рынок, открытий и эффективный газовый сектор». В конце мая представитель «Шелл» в Киеве был принят Президентом и председателем парламента, создана рабочая группа, изучающая инвестиционное предложение американцев и т.д. На эти действия отреагировал председатель временной специальной комиссии парламента по вопросам формирования национального рынка энергоносителей Николай Дудченко. В письме председателю Госнефтегазпрома Михаилу Ковалко депутат написал: «Реализация такой программы опасна для Украины в политическом и экономическом планах и противоречит действующему законодательству». Против предложения «Шелл» (во время обсуждения кандидатуры В.Пустовойтенко) в один голос выступили депутат от группы «Реформы» Александр Ельяшкевич и лидер коммунистов Петр Симоненко. Потрясающее единодушие непримиримых оппонентов невольно заставляет задуматься и над сутью сказанного.

То, что исполнительная власть потакает «Шелл», однозначно противоречит законодательству: еще в 1994 году Верховная Рада запретила приватизировать стратегически важные объекты, в том числе транзитные газопроводы. Признал это и глава Национального агентства Украины по вопросам реконструкции и развития Роман Шпек, которому Президент указом поручил еще в апреле за два месяца разработать мероприятия по реформированию газовой отрасли с привлечением иностранных инвесторов. Кроме того, именно парламент определяет стратегию приватизации.

А если говорить о политических и экономических моментах, то тут все по-прежнему. Они тесно переплетены при полном доминировании политической целесообразности над экономической, а не наоборот. Ведь когда заходит речь о дележе такого лакомого кусочка, как газовая отрасль, сразу возникает закономерный вопрос: а почему именно иностранцы должны приватизировать, неужели отечественный капитал так мал и слаб? Практика последних двух лет показала, что не мал и не слаб. Отечественные нефтегазовые трейдеры смогли наделать немного новых долгов за российские энергоносители, и расплатились со старыми, сделанными государственными структурами. Даже при огромных неплатежах внутри Украины за потребленное у наших магнатов наверняка нашлись бы деньги, чтобы выкупить упомянутые 49% акций АО «Укргазпрома». А не хватило бы, то тогда можно и иностранцев подпускать. Это и было бы на деле реальной поддержкой и отечественного капитала (возможно, даже возвращенного с зарубежных тайных счетов), и отечественного производителя. Ан нет- подавай американцев. Почему? Очень просто: вмешалась политика. И внешняя, и внутренняя. Личную заинтересованность и протекционизм «Шелл» со стороны Алберта Гора и Билла Клинтона наши СМИ уже объяснили. Мол, газовые магнаты США сосредоточены в республиканском Техасе, а «Шелл» лояльна к Демократической партии Клинтона-Гора. Это во-первых. А во-вторых, США решают несколько своих проблем, кроме того, что по дешевке приобретают солидное имущество. При всей своей прагматичной любви к России США так и не дождались от Украины, что та сама станет весомым противовесом России, а потому элементарно подстраховываются против чрезмерного возмужания украинского «старшего брата». И не хотят дать ему за долги перехватить газотранспортную систему Украины и напрямую качать энергоносители в Европу. Кроме того, некоторые считают, что именно через Украину пролягут новые планируемые трансконтинентальные коридоры из Азии в Европу. Поэтому Вашингтону, конечно, выгодно, чтобы Киев был проамериканский, а не пророссийский.

Другими словами, «любя» друг друга, США и Россия не замедлили воспользоваться слабостью Украины и побороться за нее и ее имущество, за влияние над Киевом.

Политика виновата и в том, что Л.Кучма все больше и больше «американизируется». У него на носу выборы. И если, по данным «Комсомольской правды», в 1994 году Россия через фирму «Балкар Трейдинг» передала кандидату Кучме 100 млн. долл. и обеспечила победу, то в

1999-м это может не повториться. Либо Москва потребует новых уступок. А деньги-то все равно нужны, и немалые. Без выплаты задолженностей по пенсиям и зарплатам собственному народу стать повторно президентом Л.Кучме «не светит», несмотря ни на какие усилия бюрократии с ее возможностями подтасовок и фальсификаций. Вот потенциальный кандидат и страхуется, меняя друга Бориса на «друга Билла» с его «Шеллом». А «Шелл» может выплатить многое. Другое дело, что Украине от этого не легче: за победу одного из кандидатов она может лишиться главного бесценного достояния. И о ее независимости (экономической) говорить можно будет с большой натяжкой, неважно под каким напором - московским или вашингтонским - эта независимость рухнет…

Но самое трагикомичное в украинской ситуации то, что в свете вышеизложенного совсем по-другому можно взглянуть на деятельность экс-премьера Павла Лазаренко, обвиненного в «торможении реформ», в «строительстве государственно-монополистического (олигархического, кланового и т.д.) капитализма». Да, П.Лазаренко, которого считают подлинным владельцем крупнейшего газового трейдера «Единые энергетические системы Украины» (ЕЭСУ), - вряд ли истинный рыночник, готовый к справедливой конкурентной борьбе за использования полученных властных рычагов. Какая честная конкуренция, когда появилась реальная возможность стать неконтролируемым монополистом и за газовые долги получить еще и собственность других украинских предприятий. Но кто и где в мире из «акул капитализма» добровольно откажется от плывущей в руки добычи?!! Вот и серчали на Павла Ивановича представители конкурирующего отечественного капитала, браня с парламентской трибуны: мол, не хочет делиться. А он действительно хотел стать «хозяином», но параллельно создавал и систему доступа к украинскому имуществу отечественного капитала. И могло так случиться, что П.Лазаренко стал бы таким «хозяином» наряду с другими соотечественниками, распоряжающимися национальной экономикой, если бы парламент позволил предприятиям отдавать долги за энергоресурсы, банковские кредиты и прочее своими акциями. Это могло бы стать победой не только Лазаренко, но и многих других, в том числе и самих предприятий. Между прочим, так во всем мире делается, если страна не хочет, чтобы кто-либо в ней распоряжался. Но депутаты не позволили, и победа у них получилась с привкусом горечи - появилась «Шелл», а «родной» капитал опять рискует остаться с носом, но без газопроводов. Кстати, с учетом амбиций «Шелл» многое можно думать и о настойчивых просьбах Вашингтона убрать «главного коррупционера» Лазаренко. Хочешь не хочешь, а можно заподозрить, что премьера-«хозяина» убирали как конкурента. И Л.Кучма согласился с американским капиталом. А РАО «Газпром», конечно, объективно было выгоднее иметь дело с украинским газовым монополистом, способным платить. А следовательно, зачем ему тогда тратить деньги на другого кандидата в президенты Украины, когда можно поддержать «хозяина», возможно, заставив его делиться.

Вот Л.Кучма абсолютно логично и кинул взгляд за океан, где могут помочь. И нашел сочувствие. Но не бескорыстное… Но и глава РАО «Газпром» Рэм Вяхирев не оставил попыток прозондировать Л.Кучму и на этой неделе побывал в Киеве. Естественно, зондировал секретно, а поставки газа сократил открыто.

Итак, торг продолжается. А общий вывод традиционно неутешителен. Украине так и не довелось делать выбор между плохим и хорошим. Ей предстояло выбирать, в чьих руках оказаться: московских, вашингтонских либо… днепропетровских. То есть выбор между плохим, плохим и менее плохим, потому что Лазаренко и стоящие за ним силы - хотя бы свои акулы, отечественные. Захваченное ими могло стать материальной основой для авторитарного режима выходцев одного клана, но это хотя бы не посягало на государственный суверенитет. Теперь же остались Москва и Вашингтон. Первая, крепчая, обязательно захочет «теснее интегрироваться», второму после захвата газовой инфраструктуры выгоден любой марионеточный режим, новую собственность охраняющий. По таким объективным законам и строятся взаимоотношения сильных государств со слабыми, тут ничего не попишешь…

Правда и то, что выход, позволяющий объявить вышеизложенное горячечным псевдополитологическим бредом, у Украины имеется. Как и у всякой страны, которая хочет самоутвердиться, ни перед кем не заискивать, быть хозяином своей судьбы. Государственным мужам элементарно нужно призадуматься, зачем же их все-таки вынесло к державным рулям, и перестать тянуть одеяло только на себя. Стране нужно дать стабильное законодательство, обеспечивающее и рыночные отношения, и социальную защиту тем, кто до конца жизни будет путать рынок с колхозным базаром. Называется это просто - открытая, предсказуемая, понятная всем государственная политика, незыблемость которой по основным направлениям не зависит от предвыборных кампаний или от того, какой партбилет захватил депутат, идя на работу. Возможно ли это? Теоретически - да, чай не глупее других. Но вот практически… Психология временщика у власти тем и страшна, что не позволяет видеть перспективу, заставляет жить на чемоданах.

И это действительно обидно. Тем более, что изменить что-либо к лучшему пока не представляется возможным. Когда граждане - по-прежнему винтики, то государственный механизм, конечно, работает, но вот страна никуда не движется и может развалиться от вибрации. Обидно…