Межпарламентская ассамблея СНГ, куда Верховная Рада благополучно вступила 3 марта, понеся некоторые потери в материально-технической базе (сломаны два микрофона на столе у спикера Ткаченко), имеет для украинского истемблишмента символическое значение. Все смешалось в этом вопросе: Эрос и Танатос, Содом и Гоморра, реставрация Советского Союза и продажа Украины, ложь и предательство, разбитые органы обоняния и новая волна структуризации парламента. Получается нехилый политический коктейль, который (такая подлая особенность напитков данного класса) «вставляет» не в тот момент, когда это необходимо.
Следствия «первого уровня»
Если отвлечься от традиционно насыщенного аудивизуального сопровождения вступления Верховной Рады в МПА (криков «мы тебя посадим,...», адресованных спикеру, физических контактов противоборствующих сторон и т.д.), то можно прийти к следующим выводам.
Во-первых, было разрешено базовое противоречие, на котором строилось противостояние Руха-1 (Вячеслав Черновил), Руха-2 (Юрий Костенко) и левых. Как известно, для руховцев МПА являлась символом реставрации Советского Союза, возврата в тоталитарное прошлое и т.д. Для левых Ассамблея - это очередной шаг на пути сближения и интеграции «братских славянских народов».
В обоих случаях мы имеем дело с «базовыми инстинктами» двух политических сил страны. Возможно, проблема вступления в МПА никогда бы не была решена, если бы в биполярную структуру отношений национал-патриотов и левых не вмешалась исполнительная власть. Хотя голосование по Ассамблеи проводилось в закрытом режиме, все же ни для кого не секрет, что многолетняя эпопея со вступлением (1995-1999 гг.) завершилась во многом благодаря голосам лояльных по отношению к главе государства фракций «Возрождение регионов», СДПУ(о) и ПЗУ. Кроме того, разрушению парламентского МПА-паритета способствовал и очередной этап структуризации парламента методом деления. «Громада» разделилась на «Батькiвщину» Юлии Тимошенко и собственно «Громаду», народные демократы дали миру «Возрождение регионов», ну а Рух распался на две части благодаря особенностям национального мировоззрения Вячеслава Черновола.
Можно сказать, что благодаря активизации креатуры исполнительной власти в парламенте национал-патриоты получили очень и очень чувствительный удар. Принцип «разделяй и властвуй» был реализован в полном объеме.
Во-вторых, Леонид Кучма, объявив о своей поддержке вступления в МПА СНГ, сделал уверенный шаг к потере значительной части голосов западного электората страны на президентских выборах 1999 года. Программа любого кандидата на должность главы государства должна базироваться на идее национального согласия. Причем искусство использования этой идеи заключается в том, чтобы в западных регионах обещать укреплять самостоятельность и суверенитет страны, а на востоке говорить о развитии дружеских связей с Россией. После вступления ВР в МПА СНГ Президент уже не может использовать в полную силу идею национального согласия в своей предвыборной кампании. Какое там согласие, если он способствовал коммунистам в деле реставрации Советского Союза. Возможно, этим «проколом» Кучмы воспользуются его конкуренты на выборах.
Существует, правда, версия, что в последний момент с Банковой поступила неожиданная команда «валить» голосование. Источники утверждают, что внезапная смена взглядов Президента связана не столько с попыткой укрепить собственные позиции в «нацiонально свiдомих» кругах электората, сколько с желанием ослабить позиции спикера. Якобы кто-то растолковал гаранту, что присоединение к МПА резко повысит влиятельность Александра Ткаченко. Но обратного хода не вышло - председатель ВР интересующее его постановление все равно «протащил», заодно показав Леониду Даниловичу, что способен управлять сессионным залом без президентских «поддавков».
Версия не до конца проверена, но вполне правдоподобна. Как бы там ни было, а после голосования 3 марта Президент скорее всего проиграл, а Ткаченко наверняка выиграл.
Третье. В парламенте успешно завершились торги по принципу: мы вам МПА СНГ, а вы... Что получат в обмен правые фракции, пока точно неизвестно. Вернее, известно, но не понятно, будут ли реализованы левыми имеющиеся договоренности. О содержании этих договоренностей можно косвенно судить по заявлению Юрия Костенко (Рух-2). Он подчеркнул, что после присоединения к Ассамблее СНГ фракция Руха будет голосовать против приватизации «Укртелекома», металлургических комбинатов и других привлекательных объектов.
Вышеприведенные выводы являются, так сказать, следствиями вступления ВР в МПА первого порядка.
Следствия «второго уровня»
К ним можно отнести:
а) формальное снятие коммунистами блокады ратификации международных договоров Украины. Прежде чем говорить о реальном разблокировании этого процесса, необходимо, чтобы левые действительно проголосовали за какое-нибудь международное соглашение. Ну, хотя бы со Всемирным банком. Вполне возможно, что ратифицироваться будут лишь второстепенные документы, а такие интересные вопросы, как Меморандум с МВФ или сотрудничество Украины с НАТО, станут предметом для увлекательных дискуссий с печальным концом;
б) стремление руховцев оспорить в Конституционном суде правомерность вступления Верховной Рады в МПА СНГ. Их аргументация сводится к тому, что, во-первых, спикер Александр Ткаченко нарушил регламент работы ВР при рассмотрении этого вопроса. Прежде чем ставить его на голосование, необходимо было рассмотреть проект постановления о неприемлемости присоединения к Ассамблее, подготовленный Рухом. Во-вторых, в сессионном зале некоторые депутаты якобы голосовали «виртуально». Во всяком случае, так утверждают национал-патриоты, называя при этом фамилии Суркиса и Кравчука, Зинченко и Мороза, электронными карточками которых воспользовались их коллеги. Правда, Александр Ткаченко достаточно просто объяснил данную коллизию: голосование не было поименным, поэтому концов не найти.
И наконец, в-третьих, по словам Романа Зварыча, постановление о вступлении в Ассамблею предполагает присоединение к Алма-Атинскому соглашению 1992 года об МПА, которое недействительно. Вот на юридическом аспекте «МПА-эпопеи» следует остановиться отдельно.
Куда они вступили?
Алма-Атинское соглашение является базовым документом для деятельности Ассамблеи. Оно претерпело в 1995 году определенную модернизацию после подписания рядом государств СНГ так называемой Минской конвенции МПА. В проекте постановления, который был в свое время внесен Геннадием Удовенко, Вячеславом Черноволом и Романом Зварычем, отмечается, что после Минска МПА СНГ превратилась из межпарламентского органа в межгосударственный и, следовательно, Алма-Атинское соглашение утратило силу. Сама процедура вступления в МПА может, по мнению национал-патриотов, происходить следующим образом: Президент подписывает Минскую конвенцию, а парламент ее ратифицирует. Именно эта аргументация будет представлена, скорее всего, в Конституционном суде для обоснования неконституционности решения ВР Украины.
Правда в официальном разъяснении генерального секретаря МПА, которое было представлено спикеру Ткаченко, такой подход к проблеме считается необоснованным. «Поскольку Алма-Атинское соглашение заключено на неопределенный срок, оно в настоящее время является действующим и открытым для подписания парламентами государств, не являющимися в настоящее время участниками МПА» - подчеркивается в документе.
Итак, существуют два юридических документа Ассамблеи, к одному из которых ВР как бы присоединилась, а относительно второго ничего не известно. Насколько правомерно решение украинского парламента, наверное, определит Конституционный суд. Правда, почему-то возникает нехорошее предчувствие, что решение КС будет зависеть от предвыборных ожиданий ныне действующего Президента. Вот, например, МВФ требует от исполнительной власти повысить тарифы на коммунально-бытовые услуги. Исполнительная власть этого хочет, а парламент против. Угадайте с трех раз, какое решение примет суд? Деньги МВФ сегодня очень нужны.
Окончательные следствия
Реальное использование структур МПА в политических, экономических и иных целях начнется не скоро. Если кто-то думает, что уже после 3 марта начнется бурный процесс гармонизации законодательств Украины и России, то этот человек глубоко ошибается. Сначала должна пройти политическая волна и «разбор полетов» по поводу того, кто как голосовал. После идеологических разбирательств наступит время решать достаточно щекотливые вопросы:
а) сформировать парламентскую делегацию для участия в работе Ассамблеи. Не исключено, что ее может возглавить известный славяновед Александр Ткаченко. Как известно, от идеи межпарламентского сотрудничества до концепции союза трех славянских государств всего один шаг. Например, вице-спикер Госдумы Светлана Горячева заявила, что не за горами то время, когда парламент Украины примет решение о ее присоединении к Союзу России и Белоруссии;
б) внести членский взнос в размере 6 млн. 400 тыс. грн. Естественно, национал-патриоты не упустят случая поднять вопрос о нецелевом использовании бюджетных средств;
в) определить модель поведения в МПА. Как известно, сегодня в Ассамблее доминируют левые. Правда, есть еще исполнительный секретарь СНГ Борис Березовский, который является сторонником перевода отношений между странами Содружества на экономическую основу. Чем закончится процесс реформирования СНГ и, соответственно, МПА - неизвестно. Некоторые аналитики склонны предполагать, что под «крышей» Ассамблеи могут проворачиваться достаточно «крутые» дела, которые могут оказать влияние на экономику Украины. В связи с этим уже называлось имя одного бывшего высокопоставленного украинского чиновника, который должен был вот-вот появиться в ближайшем окружении Бориса Березовского. Но, по последним сведениям, в данной структуре данный чиновник так и не появится. А Березовскому сейчас и вовсе не до этого. Кстати, МПА СНГ пользуется на территории государств-участников правами юридического лица и имеет, в частности, право:
1) заключать договора;
2) приобретать движимое и недвижимое имущество и распоряжаться им.
В общем, как говорится, процесс пошел. Увертюра исполнена, и теперь начинается первая часть СНГ-симфонии.