UA / RU
Поддержать ZN.ua

СМЕНА РОЛЕЙ

12 марта парламент принял по результатам Дня правительства, состоявшегося 11 марта, постановление совершенно в духе Президента - еще более взвешенное и еще более решительное, чем все предыдущие...

Автор: Ирина Погорелова

12 марта парламент принял по результатам Дня правительства, состоявшегося 11 марта, постановление совершенно в духе Президента - еще более взвешенное и еще более решительное, чем все предыдущие. Взвешенность заключается в том, что никому лично никаких претензий не высказано, и тем соблюдены требования Конституции. Недюжинную уравновешенность проявили, в частности, левые, в очередной раз «поверившие», что нынешний премьер способен-таки вот-вот преодолеть платежный кризис и победить задолженность по зарплатам. Мудрость центристов выразилась в пожелании внести поправки в программу действий правительства, принятую в октябре под честное слово П.Лазаренко, и теперь уже обязательно учесть в этих поправках недостаточность финансового обеспечения функционирования экономики. Попросту говоря, добавить в обращение денежную массу. Задание Кабмину - разработать и внести на рассмотрение ВР закон об управлении государственным сектором экономики - можно считать паллиативом уже, кажется, похороненного закона о самом Кабинете министров, ибо управление госсектором - есть функция отраслевого «блока» правительства и ничего более.

Решительность же заключалась в том, что правительству предложено информировать парламент о предоставленных юридическим лицам льготах по налогообложению, в частности, юридическим лицам газотрейдерной направленности. Инициаторы этого пункта не скрывали, что желают посмотреть сами и показать народу, как премьер-министр предоставляет налоговые льготы «Единым энергосистемам», в результате чего вопрос о зарплатах бюджетникам теряет всякий политический и экономический смысл.

Вообще же увлекательная игра под условным названием «затрави премьера», в очередной раз, как кажется, близящаяся к финалу, еще только раскрывает свои возможности. С одной стороны, участники взвешивают, сколько еще полновесных грехов всего ныне правящего истэблишмента можно навесить на самого крепкого практика Украины. С другой стороны, учитывая хозяйские качества лично П.Лазаренко, никто не желает с ним ссориться открыто, как ввиду надежды на финансирование им определенных избирательных кампаний, так и из страха просто разъярить затравленного, но не сдающегося хозяина самого лучшего региона страны. Есть также расчеты разнопартийных интересов, а также классическая драма «кто виноват?» - парламент или Президент.

В действительности же проблема лично П.Лазаренко, занимающего должность премьера, уже мало кого волнует. После того как он «проговорился», что надеется получить от парламента поддержку в выбивании эмиссионных денег, поскольку не видит возможностей добыть деньги неэмиссионными путями, премьер фактически продемонстрировал Президенту неспособность решить поставленную им, Президентом, реформаторскую сверхзадачу. И когда на другой же день Л.Кучма «освятил» категорическое возражение против эмиссии, сделанное В.Ющенко, - тем самым Президент только подтвердил наличие этого принципиального противоречия между своими и премьерскими подходами к дальнейшему экономическому курсу. После этого сохранять на посту премьера, который не понимает политики Президента, конечно, можно. Но тогда возникает вопрос - а знает ли сам Президент, чего он хочет?

Парламенту же премьер продемонстрировал, что справиться, например, с НБУ, сам не в силах, а если так - то и доброго слова, как, впрочем, и злого, такой премьер не заслуживает. Не под силу ему поменять экономический курс так, чтобы и реформы проводить, и страну не загубить... То есть, как сказал коммунист Гмыря, если премьера отправить в отставку, то плакать о нем здесь не будут. Однако не парламентское это дело - премьеров прогонять, полагает А.Мороз. Но и защищать их - тоже, о чем и свидетельствует согласованное левыми и правыми постановление ВР...

Видимо, не вполне правы те, кто полагает, будто и на этот раз очень «крутая» повестка Дня правительства была использована всего лишь для выпускания пара депутатами. Не будет преувеличением даже предположить, что нынешний День правительства, особенно на фоне перелома в бюджетно-налоговом процессе, стал поворотным пунктом и в отношениях ветвей власти Украины. В данном случае Верховная Рада выступила в роли хладнокровного арбитра, наблюдающего метания исполнительной власти в поисках новых решений. Роли вообще начинают заметно меняться. Парламент, по всей видимости, убедившись в своей неприкосновенности, совершенно избавился от комплекса вины и более не оправдывается за непринятие навязываемых ему законов. Он даже позволил себе на минувшей пленарной неделе вообще не рассматривать ни одного налогового закона, имея основания предполагать (и не ошибиться), что Президент уже не станет делать на этот счет слишком резких замечаний. Ведь Президент так и не подписал закон о системе налогообложения, в котором и легализованы все пакетные налоги, и частично снижены отчисления в многообразные фонды, перегружавшие предприятия знаменитым налоговым прессом. А если Президент непоследователен даже в столь принципиальном, как казалось, вопросе, то зачем парламенту спешить выполнять «то, не знаю что», и спешить «туда, не знаю куда»?

И парламент терпеливо ждет, когда же Президент и правительство начнут выполнять свои собственные обязанности по управлению экономикой. Парламент предоставляет Президенту самому выбирать, кто виноват в потере еще одного года, не использованного для начала экономического роста, - П.Лазаренко или В.Пинзеник. И в принципе парламенту все равно, что хуже - «налоговая авантюра» (цитата из В.Суслова), в результате революционного запуска которой в бюджетный процесс искусственно сорвано пополнение госказны, или же зияющие налоговые льготы для самых небедных юридических лиц страны.

Единственное, что не безразлично в этой ситуации парламенту, это - что все происходящее в исполнительной власти делается под контролем Президента, благодаря, а не вопреки его политике. В конце концов, Президент слишком давно, пусть и с нарушениями Конституции, подчинил себе и налоговую администрацию, и различные координационные советы и комитеты в правительстве, чтобы ныне можно было думать, будто он, глава государства, совершенно далек от всего, что делается в высшем исполнительном органе страны. Исполнительную вертикаль в областях, между прочим, он, Президент, сам назначал, а кое-где и менял по собственному усмотрению. И если, как утверждают Рух и «Конституционный центр», сам насажал туда деструктивные кадры, то теперь валить на них всю вину за происходящее - просто поздно. Как поздно и лишать зарплаты министров, вместо того чтобы вообще реформировать структуру правительства и т.д.

Короче говоря, парламент сделал все, чтобы заставить Президента принимать решения «самостоятельно». То есть не под давлением законодателей, а лишь под давлением народа. Говорят, серьезность этих решений будет зависеть от уровня гражданского протеста 18 марта. А уровень этот, как уже становится все более очевидно, будет невысок, акции ожидаются мирные и без эксцессов, и символизировать они, скорее всего, будут даже не протест, а как бы цивилизованные формы демократии. Ведь страна, в которой во время глубочайшего кризиса не происходят народные волнения, - не может считаться демократической страной. Не случайно генпрокурор, МВД и СБУ «благословили» будущих протестантов и призвали их протестовать в рамках Конституции. Со своей стороны левые, не воспользовавшиеся Днем правительства, чтобы с трибуны ВР разжечь страсти, пойдут на митинги только для поддержания своего имиджа. И никто, даже Н.Витренко, больше не беспокоится, что исполнительная власть своими методами заранее отговаривает население от участия в акциях, что профсоюзы - как официальные, так и большинство неофициальных - гасят усилия Всеукраинского союза рабочих. В некотором смысле, левые просто проведут здесь смотр своих рядов, причем крайняя левизна, возможно, не будет оценена как наибольшее преимущество для участия в предстоящих выборах.

Что же касается президентских решений, которые должны быть приняты на фоне вполне умеренных социальных волнений, то Президент может продемонстрировать свою назависимость от воли народа к получению зарплаты, отказаться от принятия решений сейчас и позволить ситуации и дальше сползать вниз и ухудшаться по мере приближения парламентских выборов. Чтобы победа левых весной следующего года была вернее? Пожалуй, именно так будут впоследствии оценены эти непринятые решения... Но это уже дело самого Президента, которому во всем обеспечен щадящий режим, включая возможность обратиться с посланием к ВР не до, а после 18 марта.