UA / RU
Поддержать ZN.ua

СКРОМНОЕ ОБАЯНИЕ ПРОВИНЦИАЛЬНЫХ ВЫБОРОВ,

Парламентские выборы отодвинули на второй план результаты очередного раунда борьбы за губернаторские кресла в российских регионах...

Автор: Михаил Пашков

Парламентские выборы отодвинули на второй план результаты очередного раунда борьбы за губернаторские кресла в российских регионах. Всего в нынешнем году прошли выборы глав 16 субъектов РФ, большинство из которых - ведущие промышленные регионы страны. В следующем году выборы состоятся в более чем 40 российских провинциях. То есть сенаторский корпус будет обновлен на треть. Быть может, электоральные баталии в российских глубинках не столь эффектны, однако именно они во многом определяют современный облик федерации, характер отношений с центром, политические расклады в верхней палате парламента России. Губернаторские выборы вызывают интерес и в Украине, ибо напрямую сказываются на уровне и характере межрегионального сотрудничества между нашими странами.

Эти новые старые лица

Нелишне будет напомнить об итогах недавних (май-сентябрь) губернаторских выборов в Северо-Западном и Сибирском регионах России - опорном крае державы. Тогда все шесть действующих губернаторов уверенно одолели своих левых противников. И.о. губернатора Ленинградской области В.Сердюков победил В.Густова, которого поддерживали КПРФ и «Отечество». В Свердловской области Э.Россель с 64% голосов оставил далеко позади первого секретаря обкома КПРФ В.Кадочникова. В Омской - Л.Полежаев (59%) по всем статьям переиграл секретаря ЦК КПРФ А.Кравца. А в Томской, Белгородской и Новгородской областях вне конкуренции были сторонники НДР - В.Кресс, Е.Савченко и М.Прусак. Уже тогда, на старте парламентских выборов, обозначилась тенденция снижения симпатий к левым и усиление позиций прагматичных хозяйственников, жестко отстаивающих интересы региона перед федеральным центром.

Предварительные результаты декабрьского раунда губернаторских выборов в девяти регионах эту тенденцию почти полностью подтверждают. В Москве Ю.Лужков удержал свои позиции, хотя С.Кириенко и П.Бородину удалось «откусить» около 17%. В Вологодской области действующий глава администрации, член политсовета движения «Наш дом-Россия» В.Позгалев одолел представителя «Демвыбора России» С.Кароннова. В Приморском крае, славящемся своими громкими избирательными скандалами, победил сторонник «Единства» Е.Наздратенко. В Ярославской области удержал власть А.Лисицын. На выборах в Тверской области уверенно лидирует нынешний руководитель В.Платов, в Тамбовской - губернатор А.Рябов и представитель президента О.Бетин, в Оренбургской - нынешний глава региона В.Елагин. Переменится власть в Новосибирской области - там лидируют мэр Новосибирска В.Толоконский и замминистра экономики И.Стариков. В Московской области во второй тур выборов вышли спикер Госдумы Г.Селезнев и генерал Б.Громов. Скорее всего партия власти сделает ставку на генерала. О поддержке Б.Громова заявил и столичный мэр.

Региональные выборы, растянутые во времени и пространстве, подтверждают не просто осторожный консерватизм обывателя глубинки, но и устойчивую тенденцию, о которой мы говорили в предыдущем выпуске «ЗН», - это растущее доверие к твердой руке надежного лидера. А результаты думских выборов, когда силовики - лидеры «Единства» (генерал-полковник С.Шойгу и полковник А.Карелин) при поддержке силовика-премьера вытащили наспех сколоченный блок в лидеры, говорят о своеобразной «ретрансляции» жесткого путинского имиджа на региональный уровень. Весьма примечательным фактом является и то, что этот блок составил серьезную конкуренцию КПРФ в регионах так называемого «красного пояса».

Главные игры еще не сыграны…

Вряд ли отношения государственника В.Путина и региональных вождей будут складываться безоблачно. Еще в начале года премьер Е.Примаков, загодя включив в состав правительства глав восьми межрегиональных ассоциаций, заговорил о необходимости укрупнения субъектов федерации и о прямом административном подчинении губернаторов президенту. Б.Ельцин тогда одернул премьера. Но проблемы остались.

Во-первых, в России продолжается экономическая сепаратизация. Известны факты введения в ряде областей особого товарного режима, ограничений вывоза продукции и сырья, ввоза алкогольной продукции. В условиях кризиса главы субъектов предпринимали попытки создания местных золотых фондов для стабилизации ситуации. Минэкономики Татарии, например, рассматривало вопрос о создании в республике замкнутых циклов производства. Нелишне вспомнить и демарш красноярского губернатора А.Лебедя по поводу переработки в крае использованного топлива с украинских АЭС. Федеральный центр забил тревогу, когда нынешним летом в 36 регионах местные власти ввели запрет на вывоз зерна. Подобных примеров немало.

Во-вторых, продолжается «откусывание» федеральных полномочий в пользу регионов. Президент Ингушетии Р.Аушев выбил себе право формировать руководящий состав республиканских правоохранительных органов, издавать указы о помиловании. Беспрецедентным шагом стало сентябрьское решение Госсовета Татарстана приостановить призыв на воинскую службу. В Башкирии запрещали показ аналитических программ федеральных телеканалов. Лидеры Северо-Западного региона выдвинули программу расширения полномочий субъектов федерации в сфере налоговой политики и реструктуризации промышленности.

В-третьих, Чечня постепенно стала превращаться из системообразующей единицы федерации в плацдарм борьбы геополитических интересов «заклятых партнеров» России. Высокий конфликтный потенциал сохраняется и в северокавказской «дуге нестабильности»: напряжена ситуация в Дагестане, Ингушетии, Северной Осетии, Карачаево-Черкессии. В последнее время чувствуется охлаждение в отношениях Москвы и Ингушетии.

В-четвертых, на неопределенное время заморожена взрывоопасная проблема несоответствия республиканских Конституций Основному Закону РФ. Например, Конституция Татарстана определяет республику как суверенное государство, ассоциированное с РФ, власти Тувы вправе объявлять войну, руководство Карелии и Коми - вводить чрезвычайное положение. В региональных законодательствах есть собственные законы о воинской службе, безопасности и т.д.

Наконец, появился новый фактор, который федеральному центру нельзя не учитывать - декабрьские выборы закрепили политическую «прописку» в национальных окраинах известных олигархов - Б.Березовского, Р.Абрамовича, влиятельного В.Черномырдина.

В.Путину досталось непростое федеративное наследство. Одно дело - наводить конституционный порядок в отдельно взятом субъекте и совсем другое - упорядочивать систему явно асимметричных договорных отношений центра с регионами. Проблема укрепления исполнительной вертикали для правительства сегодня исключительно актуальна. Но, в отличие от Украины, в России региональные начальники не назначаются Президентом, а избираются населением. И после декабрьских выборов не последуют «веерные» отставки в тех регионах, где позиции «Единства» оказались, мягко говоря, слабыми. Российские и западные наблюдатели отмечают, что значительную роль в успехе «медведей» сыграла поддержка В.Путина. Это верно, но сам-то блок был межрегиональным и поддержка губернаторов дорогого стоила. А впереди президентские выборы… Поэтому решительные шаги власти в региональном направлении, видимо, последуют после судьбоносного июня 2000 года. Премьеру выгодно до поры до времени держать паузу, выгодно это и губернаторам…

Давайте дружить регионами

С учетом усиления политической и экономической роли региональных элит России, их активности на внешних рынках для украинско-российских отношений ключевое значение обретает именно межрегиональное торгово-экономическое сотрудничество. В первую очередь для торможения катастрофического падения товарооборота между нашими странами. За девять месяцев текущего года товарооборот между Украиной и Россией составил $7,3 млрд., сократившись по сравнению с прошлогодними показателями на $1,79 млрд., или на 19,6%. С другой стороны, в условиях жесткого прагматичного диалога на межгосударственном уровне децентрализация экономического сотрудничества выглядит безусловным плюсом. Хотя бы потому, что межрегиональные контакты менее подвержены политическим бурям в верхах. Именно прямая межхозяйственная кооперация поможет вытянуть госпрограммы экономического сотрудничества.

Понимание важности этого фактора начинает укрепляться и в Украине, и в России. В уходящем году регионалы сделали ряд шагов навстречу друг другу. Луганская область подписала торгово-экономические соглашения с российскими соседями - Ростовской и Воронежской областями, Запорожье и Крым - с Москвой. Есть соглашение о паромной переправе Керчь-Кубань. В Орле заработало совместное предприятие «Украинский технологический центр «Орелагромашинвест». Россияне предложили открыть в Калининграде филиал украинской торгово-экономической миссии, а в Санкт-Петербурге - Торговый дом. Ныне между украинскими областями и субъектами Российской Федерации подписано более 250 (!) соглашений. Если из них заработает хотя бы половина, то отдача будет ощутимой для обеих стран.

Два месяца назад во время визита в Белгородскую область Президент Л.Кучма заявил, что только региональное сотрудничество может решить проблемы, которые нельзя решить на центральном уровне. Это более чем справедливо, если учесть, что на этом самом «центральном уровне» разворачивается предметно-жесткий диалог. Сможет ли его смягчить новый украинский премьер? Виктору Ющенко еще предстоит пройти «российскую проверку» на прочность. Его спарринг-партнер носит черный пояс и уже приступил к тренировкам на татами…