Так называется болезнь, эпидемия которой поразила украинскую власть. Она зародилась в недрах предвыборной президентской команды, поразила ближайшее окружение Президента, инфицировала Кабмин и в результате накрыла парламентские массы, сказавшись в острой форме на состоянии руководства Рады. Результат — на сегодняшний день среди руководителей страны нет ни одного политика, который ставил бы интересы государства выше либо вровень с личными амбициями. Основные вопросы, занимающие сегодня умы первых лиц, сводятся к следующему списку: как в результате парламентских выборов получить контроль над страной; с кем идти на выборы, самостоятельно либо в блоке; как получить гарантии премьерства; как получить гарантии спикерства; как собрать под свое знамя самых богатых «бывших»; как убедить электорат в том, что претензии к их «подвигам» — это политические репрессии; как завалить конституционную реформу; как сохранить конституционную реформу; как переделить телевизионные каналы; как не допустить к переделу медийного электронного поля партнеров по правящей коалиции; кого из испуганных олигархов взять под крышу; как минимизировать дивиденды соратников, берущих под крышу тех олигархов, которые не поместились под первую; как взять под контроль суды; на базе чего сделать «главную прачечную» — на базе ДУСи или на базе «Укрспецэспорта»; как стать единственным и незаменимым проводником российских интересов; как поступить со схемами старой власти в газовом секторе и в секторе отмывания НДС; с какой степенью доходности сформировать партийные списки на выборах в местные советы; как минимизировать компетенцию СБУ; как эффективнее использовать искусственно созданное двоевластие в Генпрокуратуре? Словом — список задач, решение которых находится в повестке первоочередных, вынуждает в общем-то способную к внятным действиям центральную власть решать общественно значимые вопросы на огрызках времени. Если бы во главу угла ставились интересы общества и страны, то никаких конфликтов на линии Зинченко—Третьяков, Порошенко—Тимошенко, Ющенко—Тимошенко, Порошенко—Пискун и многих других попросту не было бы. Поэтому напряжение на линии Тимошенко—Литвин, ярко проявившееся после резкого заявления правительства в адрес руководства ВР, стало просто логичным проявлением сложившейся схемы отношений в совражестве власти. Не более того. (Впрочем, с аргументами премьера и спикера вы можете ознакомиться в эксклюзивных интервью, взятых Сергеем Рахманиным ).
Единственное лекарство от «синдрома амбициозной несовместимости» — это занять власти руки чем-нибудь полезным. Например, необходимостью проводить реформы, либо эффективно отстаивать национальные интересы на международной арене, либо осознать масштаб последствий повышения цен на газ.
Самое интересное, что каждый из игроков понимает это, ибо является в отдельно взятом состоянии абсолютно вменяемым человеком, имеющим в большинстве случаев сложившееся представление о том, какими в нынешних обстоятельствах должны быть первоочередные шаги государственных мужей. Каждый осознает важность собственной детали в государственном механизме. Но когда речь заходит о взаимоотношениях и амбициях, механизм государственной власти, который должен работать как часы, превращается в груду металлолома.
Интересно, задумывался ли кто-нибудь в новой власти, что сейчас чувствует экс-президент Леонид Кучма? Есть предположение, что в свободное от переляка время, Леонид Данилович просто ухахатывается, наблюдая за тем, как его оппоненты шествуют по граблям. Есть основания полагать, что оппозиция нынешняя во всех своих действиях напоминает карикатуру на оппозицию прошлую. Все эти палатки, захваты трибун, пикетирования в исполнении мультимиллионеров выглядят если не потешно, то жалко. Но ведь и власть являет собой карикатуру на своих предшественников, зачастую демонстрируя стремление обретших ее стать левочкиным, волковым, горбулиным, медведчуком и даже кучмой вместо того, чтобы оставаясь самими собой, ответственно и эффективно выполнять функции высокопоставленных чиновников. «Ну что, — насмешливо спросит Леонид Данилович, — вы хотели страну? Вы получили ее. И что вы способны толкового ей предложить?». Неужели хотя бы осознание того, что у заклятого оппонента есть основания задаться этим вопросом, не может отрезвить нашу власть и перенаправить ее амбиции в конструктивное русло?! Впрочем, тот же вопрос власти могут задать все без исключения послы стран цивилизованного мира, лидеры украинского третьего сектора и интеллигенция. И еще добавить к главному вопросу следующие: неужели Президент не понимает, что именно он несет ответственность за отношения в команде власти; отдает ли себе отчет Президент в том, что превращение Тимошенко в номинального премьер-министра, стремление к чему прослеживается и в его действиях, и в действиях всего президентского окружения, приведет к тому, что сам Ющенко станет заложником семибоярщины; понимает ли Президент, что на данном этапе Тимошенко и Турчинов являются единственными сдерживающими факторами для буйного расцвета коррупции в его окружении; понимает ли Президент, что необходимый контроль за Тимошенко не должен превращаться в эксклюзивную задачу лиц, призванных решать на своих постах государственные вопросы, связанные с национальной безопасностью и обеспечением деятельности главы государства; понимает ли премьер, что без договорных отношений с руководством парламента никаких, даже самых важных, законодательных актов в Верховной Раде не принять; понимает ли Литвин, что в глазах электората он несет ответственность за работу Верховной Рады, которая все больше напоминает не солидный законодательный орган, а место столкновения районных банд?
Но самое страшное состоит в том, что действия этой власти, начертавшей на своих знаменах слово «Демократия», в глазах украинских граждан дискредитирует саму по себе идею демократии. Ибо явочным порядком насаждают вывод: альтернатива диктатуре — бардак и склоки. Страна вынуждена оценивать талант Паваротти по тому, как его песни напел Гиви. Еще немного фальши — и страна вспомнит о Кобзоне…