UA / RU
Поддержать ZN.ua

ШПИОНСКИЕ ИГРЫ ВОЗВРАЩАЮТСЯ

Центр общественных связей Федеральной службы безопасности РФ на прошлой неделе объявил о том, что...

Автор: Михаил Соколовский

Центр общественных связей Федеральной службы безопасности РФ на прошлой неделе объявил о том, что 23 июня 1999 года в связи с истечением срока действия визы пределы России покинула гражданка США 25-летняя Джастин Алексис Хамилтон, находившаяся с января прошлого года в Воронежской области по линии гуманитарных контактов со штатом Канзас и исполнявшая по согласованию с областной администрацией обязанности консультанта по вопросам научно-педагогического и межвузовского обмена.

Как стало известно, за пару дней до своего отбытия из России, она была приглашена в Воронежское управление ФСБ РФ, где контрразведкой ей были высказаны претензии в нарушении статуса пребывания, определенного принимающей стороной. Не знаю, что ей такое сообщили представители организации, унаследовавшей все методы работы от своего предшественника - КГБ, но в ходе беседы Хамилтон признала обоснованность претензий и подтвердила факты сбора закрытой информации по оборонным предприятиям города, а также получение материалов от российского гражданина для передачи в ЦРУ США.

Кроме этого, американка сообщила, что имеет связи с сотрудниками разведслужб США, от которых получала указание о сборе информации экономического и политического характера по данному российскому региону.

Средства массовой информации России немедленно заговорили о «выдворении из страны американской шпионки». Выждав определенную паузу, официальные представители ФСБ «поправили» журналистов, порекомендовав им в подобных случаях не бросаться с легкостью словами. Они наоборот уверены, что их организация отнеслась к молодой американке благосклонно - ведь действия российских компетентных органов в отношении Джастин Хамилтон ограничились лишь профилактической беседой и закрытием ей въезда в Российскую Федерацию. И вообще, по сведениям ФСБ, профилактическая работа такого рода является нормальной повседневной деятельностью органов безопасности России.

Как обычно, посольство США в Москве не опровергло и не подтвердило данное сообщение.

Любопытно, что скандал с госпожой Хамилтон произошел буквально через месяц после того, как помощник военного атташе при посольстве США в РФ подполковник Петер Гофман также был объявлен российским внешнеполитическим ведомством нежелательным лицом в РФ и получил приказание покинуть страну. В Вашингтоне факт выдворения Гофмана из России рассматривают не иначе как ответ Москвы на аналогичные действия американских властей в отношении российского сотрудника ООН, пойманного в апреле «на горячем» при попытке получения американской секретной информации. В прошлом году США отказало в визе еще одному работающему на ФСБ сотруднику российского посольства, когда тот собирался вернуться к месту службы после отпуска, проведенного в Москве.

Похоже, что после десятилетнего перерыва мы становимся свидетелями не только возвращения российских бомбардировщиков на боевое патрулирование вдоль берегов Исландии, но и возобновления «шпионских игр» между спецслужбами США и России. Противостояние между ФСБ и ЦРУ, разумеется, не прекращалось все это время, однако мы уже отвыкли от того, что шпионские скандалы между двумя странами становятся достоянием средств массовой информации и инструментом политической борьбы.

По сведениям американских официальных лиц, Москва значительно активизировала свою разведывательную деятельность в последние полгода, одновременно свернув начавшие активно развиваться отношения между представителями вооруженных сил России и западными дипломатами. К тому же, в то время, как Вашингтон попытался привычно сгладить последние инциденты, чтобы избежать дальнейшего осложнения в отношениях с Москвой, российское руководство наоборот постаралось придать им политическую окраску. За выдворением из России Гофмана последовали полеты российской бомбардировочной авиации вдоль норвежских и исландских границ, а сразу же после этого появилось сообщение о «деле Хамилтон». При этом высылка Гофмана стала нарушением соблюдаемых обычно всеми спецслужбами мира неписаных правил, согласно которым ответные действия страной, агент которой был пойман с поличным (как это было в случае с российским дипломатом из ООН), не предпринимаются. Понятно, что «засветка» в прессе случая с Хамилтон также преследовала явно политические цели.

Точно по такому сценарию были организованы, к примеру, судебные процессы над пилотом шпионского самолета У-2 Пауэрсом в Советском Союзе и над предполагаемыми советскими агентами четой Розенбергов в Соединенных Штатах. Однако тогда в разгаре была «холодная война», и не использовать для массированной пропаганды провалы агентов разведки противника было бы просто безрассудством. Похоже, что стороны, в первую очередь Россия, готовы сегодня вернуться к старой схеме поведения. И для этого, разумеется, имеются веские причины.

Первый раз проведением в декабре прошлого года операции «Лиса в пустыне» против Ирака и ныне - бомбардировками силами Североатлантического альянса территории Югославии Вашингтон дал ясно понять, что беспокойство, выражаемое Россией по поводу подобных действий, не будет более фактором, стоящим на пути реализации геополитических решений, принимаемых как США, так и НАТО.

Москва, понятно, не смогла это безмолвно «проглотить» и вполне логично пришла к выводу, что если США более не ведут себя по отношению к России по-дружески, то к ним нужно относиться только как к врагу. Это и стало причиной возрождения открытой борьбы спецслужб и вынесения ее на обозрение общественности.

В целом последние инциденты с участием шпионских ведомств мало на что могли повлиять, разве что вдохнуть новую струю в творчество авторов шпионских романов времен «холодной войны» вроде Джона Ле Карре, который из-за отсутствия сюжетов для своих книг вынужден был обратиться к рассказам об интриге вокруг Панамского канала, или Тома Клэнси, последняя серия повестей которого «Оперативный центр» выглядит явно провальной. Шпионскую деятельность против США Россия вела и будет вести всегда, то же справедливо и для противоположной стороны. Однако при этом особое значение приобретает символизм происходящего. Военные учения, свертывание отношений с НАТО, активизация торговли оружием, высылка предполагаемых агентов спецслужб - все это является звеньями одной цепи. Цель этих действий - наглядно продемонстрировать Западу то, к чему может привести продолжение игнорирования интересов России.

Все это также повышает цену достижения согласия как для Запада, так и для российского прозападного лобби. Вновь обретенная российской армейской верхушкой и спецслужбами страны воинственность является средством воздействия как на НАТО, так и на правительство Ельцина. Российские сторонники жесткой линии далеки от того, чтобы снова целоваться и мириться со своими привычными оппонентами. Они себя чувствовали весьма некомфортно, осваивая новые отношения со своими недавними противниками, развивая сотрудничество с ними, проводя совместные учения и даже спецоперации. В последние полгода они вновь возвратились к привычному поведению, да и вероятного противника не нужно придумывать, можно по прямому назначению использовать знания, полученные в советских академиях.

Понятно, больше всего на свете они не хотят возвращения «статус-кво», если оно означает отношения между Москвой и Западом, существовавшие до ноября 1998 года (когда бомбежки Ирака только планировались стратегами Пентагона). Действия ФСБ и генералов российской армии стали лишь небольшим напоминанием Западу о том, как дела обстояли раньше, до 1989 года. При этом ему ненавязчиво дается понять, что так они могут обстоять и в будущем.