UA / RU
Поддержать ZN.ua

ШКУРА ПОБЕДИВШЕГО МЕДВЕДЯ

«Большевики» победили, оставив в меньшинстве … больше половины страны. По крайней мере, столько н...

Автор: Ольга Дмитричева (Чорная)

«Большевики» победили, оставив в меньшинстве … больше половины страны. По крайней мере, столько народу на мартовских выборах проголосовало за тех, кто, в свою очередь, не стал в четверг отдавать свои голоса за премьер-министра Януковича. Теорема о том, что математические законы абсолютно не применимы в области украинской политики, была с блеском доказана еще во время спикериады, в результате которой главой законодательного органа стал представитель блока, чей рейтинг симпатий у населения был далек от блестящего. Но слабые иллюзии по поводу возможности диалога между провластными силами и теми, кто им противостоял, все же оставались. Приблизились к нулю, но все-таки не исчезли они после провозглашения в парламенте в муках родившегося большинства, в котором вновь не оказалось места фракциям из оппозиционной четверки. Теперь же, после того как табло для голосования в числе 234 сторонников Виктора Януковича бесстрастно зафиксировало отсутствие представителей «Нашей Украины», БЮТ, коммунистов и социалистов, добрая половина населения Украины может больше не рассчитывать на участие посредством своих представителей в деятельности исполнительной и законодательной власти. Под процессом, начавшимся с идеологической обработки избирателей, административного давления в ходе предвыборной кампании и фальсификаций на самих выборах, подведена жирная черта. Которая имеет все шансы стать точкой отсчета следующего крупномасштабного проекта, ради которого, собственно говоря, и затевался предыдущий.

В старательно выстраиваемой в последнее время стене, которая призвана изолировать всех неподконтрольных Банковой кандидатов в президенты от СМИ, бюджетных средств, мало-мальского общественного влияния (в том числе и через активную парламентскую деятельность), до сих пор имелись некоторые провалы. Мешали ее герметичности, например, должности глав парламентских комитетов, принадлежащие представителям оппозиции. Виданное ли дело, когда на прием к «нашеукраинцу» Петру Порошенко выстраивается очередь из столь тщательно отбираемых и ревностно опекаемых Банковой губернаторов и бизнесменов. А роль и весомость в формировании областных бюджетов главы парламентского бюджетного комитета такова, что без «тесного сотрудничества» с ним, особенно в бюджетную страду, главам облгосадминистраций – ну, никак! Случались и другие «непотребства», свидетельствовавшие о необходимости радикальных преобразований. И, кстати, одним из весомейших аргументов в пользу именно донецкого губернатора как кандидатуры на смену Анатолию Кинаху была его «неместность». Поскольку любой киевский, либо в силу долгого пребывания на постах в столице окиевляненный, премьер-министр обладал бы теми обязательствами, в том числе и перед представителями оппозиционных сил (ведь многие из них еще какой-то год-полтора назад таковыми не считались), опять-таки грозившими бы нарушить целостность вышеупомянутой стены.

Так вот, назначение Виктора Януковича на должность главы правительства знаменует собой начало процесса люстрации, о необходимости которой (только в отношении бывших партийно-номенклатурных работников) после обретения Украиной независимости так любили порассуждать наши национал-демократы и под которую они теперь сами попадают. Поскольку большой передел коснется нынче не только правительственных должностей, но и портфелей глав парламентских комитетов, а также их первых заместителей. И теперь не отдавшим за нового премьера свои голоса просто ничего не светит.

Вопрос об экспроприации парламентских должностей уже даже не обсуждается, поскольку решен окончательно. И комитетские портфели, вернее, баллы, которыми они оцениваются в зависимости от своей «калорийности», уже надежно вживлены в некую формулу. С ее помощью и будет определяться степень благодарности каждой конкретной фракции большинства за участие в этом самом большинстве и избрании нового главы Кабмина. Оказывается, существуют все-таки случаи в украинской политике, когда математические законы вступают в силу, более того, когда только благодаря обращению к ним и можно добиться политических результатов. Другое дело, что относятся эти случаи к разряду тех, где, простите за тавтологию, случайные цифры, то есть те, что отражают мнение народа, не фигурируют. Вот тогда это самые «рабочие» законы.

Так и не примкнувший ни к одной из ведущих политических сил глава украинского парламента Владимир Литвин тем самым вывел свою должность за скобки дележа. Начинается список парламентских руководящих постов, подлежащих учету в «переразделе собственности» с первого вице-спикера, оценивающегося в четыре балла, и простого вице, тянущего на «тройку». Столь же высокой оценки удостоено место главы лишь одного комитета – бюджетного. Остальным комитетским должностям начислены баллы в размерах от 1,4 до 0,5. Максимальный рейтинг имеют должности заместителя главы бюджетного комитета (подлежит изъятию), главы комитета по вопросам строительства (остается в числе так называемого пассивного капитала, поскольку возглавляется «большевиком» Валерием Пустовойтенко), топливно-энергетического комитета (наверняка останется у донетчанина Андрея Клюева), финансов и банковской деятельности (глава – «большевик» Сергей Буряк), иностранных дел ( глава – «трудовик» Дмитрий Табачник), аграрной политики (будет отобран у «нашеукраинцев»), по вопросам правовой политики (место главы пустует после ухода в Верховный суд Василия Онопенко), по вопросам экономической политики (с руководством им распрощается коммунист Станислав Гуренко), регламентный и оборонный комитеты (также возглавляемые до сих пор коммунистами), по вопросам борьбы с оргпреступностью (глава – «нашеукраинец» Владимир Стретович). Включены в призовой фонд, кроме всего прочего, должности семи членов совета Национального банка, такого же числа «наблюдателей» Эксимбанка и Ощадбанка, а также четырех членов Национального совета по вопросам телевидения и радиовещания.

Суммарный балл парламентской составляющей «убитого зверя» – 66,6. Охотников поживиться трофеем просят не проявлять чрезмерной активности, поскольку сей процесс будет проходить в строгом соответствии с уже имеющимися «регалиями» и скрупулезно высчитанными недостающими. Влияние каждого народного депутата, входящего в большинство, оценивается в 0,502 балла: к 66,6 прибавляется 48,8 и полученная сумма делится на количество большевиков — 230 (суммарная стоимость министерских постов). Квота «Трудовой Украины» и ПППУ — 21, «Регионов Украины» — 19, СДПУ(о) — 20,66, «Деминициатив» и «Европейского выбора» — по 10, «Народовладдя», НДП и Аграрной партии — по 8, «Народного выбора» — 7,5, внефракционных — 3. Несмотря на наличие в ее рядах двух глав комитетов и двух заместителей, а также трех членов наблюдательных советов НБУ и Ощадбанка, самый большой остаток неиспользованной квоты, благодаря многочисленности фракции, остается у «Трудовой Украины». Вторыми по кадровому потенциалу являются объединенные социал-демократы, третьи – «Регионы Украины». Наверное, им действительно стоило поучаствовать в «игре в Януковича».

Только вот на что эту квоту будут стараться использовать фракции – еще вопрос. «Пессимисты», задающиеся вопросом, как скоро «большевики» перессорятся на почве дележки, и тут же одергиваемые «оптимистами», тыкающими им в лицо разработанным «Алгоритмом распределения руководящих должностей в Верховной Раде и коалиционном правительстве Украины», наверное, все-таки более убедительны. Поскольку в этой сложной формуле и парламентские, и кабминовские «лакомые кусочки» составляют единый пирог, и очень трудно не поддаться искушению наколупать себе вкусных орешков или слизать все розочки, оставив другим малособлазнительные сухие куски бисквита. На этой почве, скорее всего, и могут возникнуть ссоры и недоразумения. И тому есть, опять же, в математических законах выраженное подтверждение.

Должность премьер-министра оценивается в пять баллов. Первого вице-премьер-министра – в четыре. Кстати говоря, в том, что Олегу Дубине придется расстаться с вице-премьерством, почти никто не сомневается. Поговаривают, будто он сам это понимает и потому уже успел попытаться найти себе запасной аэродром. Попытка оказалась неудачной. По некоторым сведениям, Дубина просил Януковича подсобить ему с возвращением на «Криворожсталь», но в помощи ему было отказано (что, впрочем, не исключает более снисходительного отношения к Дубине со стороны президента, который, по некоторой информации, подумывает о назначении своего любимца на губернаторский пост). Портфель первого вице-премьер-министра является самым желанным для участвующих в разделении постов. Однако ни одна конкретная фамилия претендентов на должность первого вице, кроме разве что лидера «Народовладдя» Богдана Губского, пока не называется. Замахивающиеся на эту должность фракции — а их, по самым скромным подсчетам, около пяти, делают это неперсонифицированно. И, кстати, у наиболее активничающих в этом вопросе социал-демократов, по некоторым сведениям, проблема как раз в том, что им некого делегировать на этот пост, хотя он им позарез нужен. Кроме первого вице-премьера, эсдеки хотят трех министров: в счет социал-демократической квоты, судя по всему, останется на посту министра образования Василий Кремень, и к нему добавятся, если желания СДПУ(о) будут удовлетворены, должность министра здравоохранения, на которой эсдеки видят волковского Александра Беловола, а также портфель министра по чрезвычайным ситуациям. Должности остальных вице-премьеров, вероятнее всего, также пойдут на «раздачу слонов». Злые языки поговаривают, что остаться на своем месте агропромышленному вице Леониду Козаченко не позволят кое-какие претензии к нему со стороны правоохранительных органов. Под большим вопросом будущее экономического вице-премьера Василия Рогового. Хотя кое-кто утверждает, что он найдет «крышу» у эсдеков и даже станет первым вице. Наверное, если те не найдут достойную кандидатуру на место первого вице в собственных рядах. Не находится пока тех, кто бы взял под крыло гуманитария Владимира Семиноженко, формально относящегося к квоте партии регионов, но практической поддержки со стороны ее фракции в парламенте не ощущающего.

Зато на руку и сердце нынешнего министра транспорта Георгия Кирпы претендуют целые четыре фракции, желающие владеть этим постом посредством энергичного бывшего железнодорожника. Наибольшие шансы в этом «конкурсе невест» имеет «Трудовая Украина», которой, скорее всего, посвятит свою деятельность в правительстве Кирпа. Его министерство, кстати, оценивается в 2,4 балла. Наиболее рейтинговые министерства – экономики, финансов, а также топлива и энергетики, тянут на 2,8. Три министерства – образования, труда и социальной политики, а также культуры и искусства, оценены в два балла. «Четверка» выставлена должности главы Нацбанка.

А теперь вернемся к математике. Существует не один метод распределения правительственных должностей. Первый, самый простой – тот, о котором мы только что говорили: назначение фракционных ставленников в строгом соответствии с выделенными квотами. И второй, предложенный, если верить надежным источникам, самим премьером, – глава правительства сам решает, кого ставить на ключевые должности в Кабмине, а фракции получают взамен материальное поощрение. При этом труд, потраченный на составление «алгоритма», не пропадет даром. Легким движением руки каждый балл превратится в миллион.

Отсутствуют в списке выставленных на торгах Министерство обороны, Министерство иностранных дел, МВД и Министерство юстиции. Это квота Президента. И если руководители первых трех могут и не остаться на своих местах, Леонид Данилович, судя по всему, просто исключил эти должности из торга в силу их стратегической значимости. Что касается Минюста, то Александр Лавринович – единственный неприкасаемый министр, который останется на своем посту при любом раскладе в силу личных обязательств перед ним главы государства.