UA / RU
Поддержать ZN.ua

ШЕЙХ АХМЕД ТАМИМ: «НАДО ОТЛИЧАТЬ ДОБРО ОТ ЗЛА»

Увлеченные идеей «христианской Украины», вопросы, связанные с «мусульманским меньшинством» мы старательно отодвигаем за границы ежедневного интереса...

Шейх Ахмед Тамим

Увлеченные идеей «христианской Украины», вопросы, связанные с «мусульманским меньшинством» мы старательно отодвигаем за границы ежедневного интереса. Мы вспоминаем о них тогда, когда что-то происходит и говорим об «исламской угрозе». Но все равно она от нас где-то далеко. То есть нам так кажется. Чаще всего мы не знаем что именно далеко, а что близко. Прокомментировать трагические события в Америке и их возможную связь с «исламским экстремизмом» мы попросили муфтия Украины Шейха Ахмеда Тамима.

— Каково отношение украинских мусульман к терактам в Америке?

— Конечно, отрицательное. Мусульмане Украины и Духовное управление мусульман Украины всегда выступали против крайностей, против экстремизма, против терроризма. Здесь, в Украине мы всегда предупреждали от экстремизма, призывали наши власти обращать на это внимание. Мы говорили о том, что терроризм недопустим, особенно если это пытались делать под лозунгом ислама.

— Как вы оцениваете реакцию палестинцев, которые радовались случившейся в Америке трагедии?

— Не надо говорить, что это делал народ. Кто-то, видимо, захотел использовать это для пропаганды против всего народа. Ведь неправда, что люди празднуют чью-то беду. И сами лидеры палестинского движения осудили теракт и говорили, что это не метод. Какие-то единичные действия — еще не повод для оценки всего народа. Я думаю, что они радовались другому. Думаю, что радость палестинцев — это радость человека, боль которого начинают понимать.

— Последнее время нас все больше занимают вопросы возможного противостояния двух цивилизаций — мусульманской и европейской. Насколько болезненным оно может оказаться?

— Отличие существует не только между исламским и неисламским миром. Это может быть отличие между восточным и невосточным в целом. Поэтому я не принимаю утверждений о глобальном водоразделе именно между исламским и неисламским. Вопрос о диалоге обсуждается очень много, есть публикации, конференции, посвященные проблемам межкультурного диалога между Востоком и Западом. Основной вопрос, конечно, как предупредить конфликт. Это можно сделать только путем развития знакомства. Когда мы друг друга узнаем, мы сможем вместе разрешать проблемы и предупреждать неприятные неожиданности.

— Последнее время часто можно слышать об «исламском терроризме». Создается впечатление, что сам ислам неразрывно связан с насилием.

— Это ложь. Мы не согласны с этой формулировкой. Исламский мир уже десятки лет страдает от крайностей и экстремизма. Весь исламский мир всегда выступал против тех элементов, которые делали политику под лозунгом религии ислама. Делали революции, перевороты. Запад не обращает серьезного внимания на опасность подобных действий. А ведь большинство таких движений, как ни странно, развивались как раз на Западе. А потом начинаются неприятности — как это было во Франции, в Америке, — и пропаганда идет сразу против всей религии, против всего народа. Это несправедливо. Ислам чист от экстремизма. Да, многие пользуются такими понятиями, как «исламкий терроризм» или «исламский экстремизм», но мы не согласны с такой терминологией. Не только под лозунгом ислама есть элементы, развивающие крайности и терроризм. Под лозунгом других религий или национальных объединений, идеологий делается не меньше преступлений. Поэтому надо сохранять ясный взгляд и стараться быть справедливым. Надо просто отличать зло от добра.

— Но вы не исключаете возможности участия мусульман в последних событиях в Америке?

— Пропаганда всегда спешит. У Запада много и других проблемных точек: внутри самого американского общества или Латинская Америка, которая имеет свои особые и действенные структуры. Конечно, во многих точках исламского мира есть напряженность. Кроме того, есть экономические интересы западных стран на Востоке. Поэтому создается ситуация, когда на уровне западного государства — не народа — и исламского мира — народа, а не государства — возникает враждебность. Между американским государством и исламскими государствами тоже существуют нормальные отношения.

— Тем не менее, то, что теракт в Америке связывают с мусульманами, может сильно ударить по ним и в Америке, и в Украине?

— Да, есть грамотные люди, которые четко могут отличать где заканчивается религия и начинается экстремизм. Но, конечно, простые люди часто бывают неподготовленными к тому, чтобы все понять и принять правильно. Здесь, мне кажется, очень важна роль средств массовой информации — они могут служить или улучшению взаимопонимания, или разжиганию враждебности. Ведь если что-то случается, мы сразу имеем среди первых предположений что-то вроде «исламского терроризма». Обычный человек в конце концов привыкает к мысли об опасности ислама. В любой стране, где живут мусульмане, они являются законопослушными гражданами и они не могут и не должны отвечать за тех, кто ставит на службу своим политическим амбициям религию.

В Украине мы как правило предупреждаем власть и общественность, когда нам становится известно что-то о деятельности экстремистов в Украине. Другое дело, что к нам не всегда прислушиваются. Мы четко отмежевываемся от таких мусульманских объединений, которые можно считать экстремистскими. Мы стараемся вести в Украине разъяснительную работу, призываем знакомиться с нами, налаживать диалог. Ведь нельзя же ждать, пока что-то случиться у нас — потом же как обычно скажут, что во всем виноваты не кучка преступников, а мусульмане. Вы же посмотрите, как волна этих проблем подкатывается к нам. Сначала Египет, Афганистан, Ближний Восток, но вот уже и Европа: Албания, Босния — к нам эти проблемы придвигаются все ближе. А ведь в Украине тоже есть мусульмане. И мы должны сделать все, чтобы у нас в Крыму не случилось того же, что случилось уже во многих мусульманских и немусульманских странах. Поэтому нам надо сотрудничать и стараться понять друг друга. Тогда мы сможем вместе противостоять нашим общим проблемам и опасностям.

«ЗН» располагает информацией о том, что в нашей стране действуют мусульманские организации экстремистского толка. Они занимаются в основном просветительской деятельностью среди молодежи — открывают школы, молодежные лагеря, распространяют литературу. В этой литературе можно найти много интересного: например, рассуждения о необязательности подчинения государству, если оно не мусульманское и т.п. Причем в некоторых случаях все это делается при поддержке местной власти. Нет, она не поддерживает экстремистов — Боже упаси. Просто трактует таким образом закон о свободе совести или чего-то не понимает…