UA / RU
Поддержать ZN.ua

ШАТКОЕ РАВНОВЕСИЕ УКРАИНЫ

Шум по поводу так называемого «славянского братства», поднятый Россией, Беларусью и Югославией, похоже, оказался недостаточным для того, чтобы остановить воздушные удары НАТО по Балканам...

Автор: Игорь Джуник

Шум по поводу так называемого «славянского братства», поднятый Россией, Беларусью и Югославией, похоже, оказался недостаточным для того, чтобы остановить воздушные удары НАТО по Балканам. И все же Запад не может позволить себе недооценивать ту проблему, которая стоит перед альянсом в этот критический момент: борьбу за поддержку Украины.

До этого времени Украина балансировала на канате, протянутом между Востоком и Западом, и стравливала их между собой. В середине марта украинское правительство официально приветствовало расширение НАТО на восток, выразив надежду, что присоединение Польши, Венгрии и Чехии будет способствовать «дальнейшему продвижению идей демократии и свободы на нашем континенте».

В тот же день Леонид Кучма, Президент Украины, принимал у себя Александра Лукашенко, авторитарного белорусского лидера, который неустанно осуждает расширение НАТО и настаивает на создании единого фронта России, Беларуси и Украины, способного противостоять западному милитаристскому альянсу. Г-н Кучма не стал комментировать более радикальные заявления г-на Лукашенко, сказав лишь, что «это большая радость - приветствовать хорошего соседа».

Г-н Кучма не комментировал также и состоявшуюся в начале апреля встречу Содружества Независимых Государств, расплывчатого конгломерата бывших советских государств, на которой президент России Борис Ельцин настаивал на «стратегическом партнерстве» между Москвой и Киевом в противостоянии политике НАТО на Балканах.

Такое шарахание имеет соответствующий смысл с точки зрения внутренней политики. Хотя Россия и является наиболее важным торговым партнером, отношение к ней украинского народа остается крайне противоречивым. Опросы общественного мнения показали, что русскоязычные украинцы в большинстве своем живут в восточной части страны, где ностальгия по Советскому Союзу в два раза сильнее, чем на границе с их славянскими братьями, которые сейчас очутились в НАТО. Однако те же самые опросы показывают, что украинско-язычные украинцы, многие из которых живут в западной части страны и имеют исторические связи с Западом еще со времен империи Габсбургов, в два раза чаще поддерживают расширение НАТО.

В условиях приближающихся национальных выборов г-н Кучма осознает, что он не сможет стать на одну сторону и отвергнуть другую, не потеряв при этом половину электората. В результате он осуждает «вооруженное вмешательство» НАТО в Югославии и в то же время продолжает проводить прозападную политику, например, соглашаясь открыть постоянную миссию НАТО при украинском Министерстве обороны, а также провести в этом году в августе учения миротворческих сил НАТО во Львове.

Такое жонглирование становится все более трудно осуществимым, особенно с учетом экономических проблем в стране. ВВП Украины в этом году может сократиться на 5 процентов, а инфляция - подняться до 70 процентов, согласно оценкам независимых экспертов. Кроме того, стремительно растет безработица, а государство, как и в России, задолжало народу зарплаты и пенсии.

И все же опросы общественного мнения не направлены решительно против Запада так, как это наблюдается в странах, подобных России и Беларуси. Частично это может объясняться тем, что администрация Клинтона признала геополитическую значимость Украины, которая является одним из крупнейших реципиентов американской внешней помощи.

Запад должен воспользоваться этим моментом для того, чтобы подтолкнуть Украину к более тесному контакту с НАТО и Европейским союзом. Вместо того чтобы грозить Украине исключением из членства в Совете Европы за провал политических и экономических реформ, европейцы должны предпринять более позитивные шаги для поощрения демократии и сдерживания коррупции.

Как показала ситуация в Югославии, беспорядки даже в маленькой стране могут дестабилизировать Европу - а ведь Украина является крупным государством. Еще хуже будет в том случае, если Украина присоединится к коалиции раздраженных передергивающих наций, стремящихся дискредитировать западные интересы и ценности. В случае нарастающей враждебности роль Украины как буфера между Россией и НАТО для центральноевропейских стран может стать еще более критической.

Украина сейчас скользит по кромке. И именно от Запада зависит, приземлится ли она на стороне Европы или же упадет в объятия «славянского братства».

«New York Times», 27 апреля