UA / RU
Поддержать ZN.ua

ШАХТЕРАМ ДОЛЖНЫ, ШАХТЕРЫ ДОЛЖНЫ… КТО КРАЙНИЙ

Уже неделю, как прилегающая к зданию Луганской облгосадминистрации территория представляет собо...

Автор: Сергей Кораблев

Уже неделю, как прилегающая к зданию Луганской облгосадминистрации территория представляет собой подобие выездного туристического лагеря, где под сенью могучих деревьев на раскладушках, надувных и просто матрасах сидят, возлежат и при этом требуют, чтобы на них обратили внимание горняки шахты им. Баракова ГХК «Краснодонуголь». Над их головами гордо реют «вымпела» из полотенец, а за всем этим наблюдает значительное количество стражей правопорядка, которые быстренько соорудили «обезьянник» и тем самым лишили возможности наиболее передовой части рабочего класса подобраться к входу в здание облгосадминистрации, как это было в прошлом году при участии тех же действующих лиц. В этом году начало акции было скромным - участие приняли 95 горняков шахты имени Баракова и 28 - «Суходольской-Восточной» ГХК «Краснодонуголь» (прошлогодние показатели вращались около цифры 400), но постепенно пикетчиков стало 220 человек. Основные требования - выплата заработной платы и соблюдение Конституции.

Посмотрев на все это и учитывая, что в угольной отрасли области занято около 160 000 человек, облгосадминистрация старается придерживаться следующих принципов в своей работе.

1) Благосостояние горняков, сохранение социальной инфраструктуры возможно при условии стабилизации добычи угля и наращивания темпов производства.

2) Сохранение отрасли не может быть ориентировано исключительно на государственную поддержку. Отраслевой эгоизм не может быть основой для стабилизационных процессов. Ориентация отрасли лишь на государственное финансирование исключает полное использование внутренних резервов, порождает всеобщую безответственность и расслабляет руководителей и трудовые коллективы с точки зрения поиска собственных ресурсов для удовлетворения потребностей как производственного, так и социального характера.

3) Процессы, происходящие в угольной отрасли, должны быть деполитизированы. Политика только усугубляет проблемы, лишает государство возможности сбалансированно осуществлять намеченные программы выхода из кризиса.

По состоянию на 1 июля дебиторская задолженность за отгруженный шахтерами области потребителям уголь составляет 225 млн. грн. Если бы эти средства удалось возвратить, то их хватило бы для полного погашения бюджетной задолженности угольных предприятий и закрытия трети долгов по заработной плате. В структуре задолженности сама Луганская область составляет всего 10%, или 25 млн. грн. Все остальные долги - внешние. В общем балансе дебиторской задолженности почти 50% (109 млн. грн.) составляют предприятия Министерства энергетики, 25% (48 млн. грн.) - Министерства угольной промышленности, 12% (25 млн. грн.) - областные организации по обеспечению населения топливом (Херсонская область - 9,5 млн., Винницкая - 4 млн., Сумская - 2 млн. грн. и т.д.). Долг угольных предприятий перед энергетиками за потребленную электроэнергию практически равен задолженности, которую имеет Министерство энергетики за потребленный уголь.

Областные власти говорят, что они отчетливо понимают, что своевременная выплата заработной платы - фактор не только социальный, но в свете предстоящих президентских выборов - политический. И заверяют всех, что постараются не допустить, чтобы повторилась ситуация, когда политические спекуляции на этой проблеме становились козырными картами в предвыборной кампании. Для этого предпринимаются следующие шаги - недопущение увеличения доли заработной платы в себестоимости добываемого угля. Рост зарплаты должен достигаться исключительно за счет увеличения добычи и производительности труда. Совместными усилиями с Минуглепромом уже в текущем году увеличить денежную составляющую в структуре реализации угля до 20%. В настоящее время в Луганской области только 11% - «живые» деньги за отгруженную продукцию. Все остальное - бартер. Планируемая государственная поддержка на текущий год -

430 млн. грн. Государство свои обязательства выполняет, и 208 млн. область уже получила. В год реализуется продукции на 1 млрд. грн. Господдержка плюс планируемые 20 процентов (около 200 млн. грн) позволяют гарантированно говорить о погашении текущей заработной платы в этом году и предыдущей задолженности. На этой основе строится переговорный процесс как с трудовыми коллективами, так и с руководителями холдинговых компаний и Министерством угольной промышленности.

Хотя не все так просто в этом вопросе. По словам заместителя председателя облгосадминистрации Валентина Дзоня: «Переговоры с руководителями нынешней акции зашли в тупик. Та постановка вопроса, которую озвучил их лидер Дмитрий Калитвинцев, не может нас удовлетворить. Парадокс в том, что на площади перед облгосадминистрацией находится не шахта им. Баракова, а отдельные личности, которые добиваются своих индивидуальных целей. Исходя из требований участников акции, конструктивизма в их позиции не видно и близко - требуют разрешить разбить палаточный городок, предоставить технические средства для агитации и т.д. (К этому добавилось требование пригласить лектора, чтобы он ходил по палаткам и читал лекции о конституционном строе и истории президентства в Украине. - С.К.) Если это собрались шоумены, то тогда требования вполне закономерны, а если шахтеры...

Самое интересное, что подавляющее большинство горняков шахты им. Баракова не прекратили работу после начала акции, хоть их и призывали к этому. Более того, за 14 дней июля, до начала пикетирования, «бараковцами» было добыто 4 800 тонн угля, а за четыре дня акции, когда шахта продолжала работать, - 2 900 тонн. В Минуглепроме тем же Калитвинцевым был подписан протокол, где были указаны четкие сроки финансирования шахты, и эти обязательства выполняются. При этом во второй половине протокола было указано, сколько шахтеры должны добывать угля, но на это обращается гораздо меньше внимания. Я считаю, что речь идет о сознательном нарушении договоренностей. В прошлую субботу я объявил личный прием для всей группы пикетирующих. Не пришел ни один человек, потому что Калитвинцев и другие лидеры практически запретили шахтерам идти на прием из боязни, что после нашего разговора люди могут пошатнуться в своих убеждениях. Когда мы разговаривали с Дмитрием Калитвинцевым, то я ему сказал, что мы - одинаковые «шахтеры» и он за месяц ни разу в шахте не побывал. Я думаю, что отношения будут накаляться и дальше и не исключаю провокации.

Но пока провокаций нет, а есть обращение горняков краснодонской шахты им. Баракова - депутата облсовета Д. Калитвинцева и депутата Краснодонского горсовета М.Микерина к депутатам, органам местной власти, руководителям предприятий и различных ассоциаций, ко всем заинтересованным лицам с призывом разработать комплексную программу по выводу из кризиса предприятий угольной промышленности, шахтерских поселков и городов, нормализации оплаты труда горняков, а также провести «круглый стол» по этим проблемам под эгидой облгосадминистрации.

Авторы обращения уверены, что в условиях, когда центральные власти в Киеве не считают для себя приоритетной задачу становления отечественной угольной промышленности и развития угольных регионов, «власти на местах должны взять инициативу на себя, последовательно и целенаправленно решая проблемы конкретных людей, коллективов, предприятий, населенных пунктов, социально-экономических отношений на уровнях внутри- и межрегиональном, побуждая центр к строительству цивилизованного, правового, социального государства».

С большой долей вероятности можно предположить, что сбор наработок для данной антикризисной программы, как и продолжение пикетирования, будут продолжаться столько, сколько стоит хорошая погода. Ведь под дождем, без крыши над головой, митинговые страсти уже не те. Не пора ли местной власти начать бить в тамтамы и смотреть на небо?