UA / RU
Поддержать ZN.ua

ШАХРАЙ

и несть ему конца Уже первая пресс-конференция известного российского политика Сергея Шахрая в но...

Автор: Виталий Портников

и несть ему конца

Уже первая пресс-конференция известного российского политика Сергея Шахрая в новой должности - представителя президента в Конституционном суде и - по посту - заместителя главы президентской администрации - убедила, что в большую политику вернулся опытный мастер интриги и человек, не опасающийся невзначай обидеть сильных мира сего откровенным анализом ситуации в верхах - роскошь, которую действующие российские чиновники себе не то чтобы редко позволяют, а скажем прямо - не позволяют вовсе и даже сам Шахрай в бытность свою вице-премьером себе этого не позволял ни в коем случае. А теперь вот - позволил: значит, точно просчитал, что откровенность нынче дорогого стоит.

Дело даже и не в самом Шахрае и его новой должности, вернее, не только в этом. Дело в том, что Сергей Шахрай стал вторым после Бориса Березовского политиком, встречавшимся с Борисом Ельциным в обход главы администрации Анатолия Чубайса и получившим после этой встречи высокое назначение. И в том, и в другом случае встречи состоялись, судя по информации из околокремлевских источников, при прямом посредничестве дочери президента Татьяны Дьяченко. На фоне публикаций в российской прессе о возможном назначении дочери президента его же помощником такая демонстративная самостоятельность выглядит более чем показательно и обещает в будущем появление нового ельцинского фаворита - только в отличие от Геннадия Бурбулиса или Александра Коржакова этот фаворит почти непобедим... Но вернемся к Шахраю. В случае с назначением Березовского все было хоть и неприятно, но терпимо - речь шла о повышении человека из одной команды, только более шустрого, и о назначении не в президентскую администрацию, а в Совет безопасности. Однако взаимная антипатия Шахрая и Чубайса ими даже не скрывается. Шахрай уже после назначения счел необходимым подчеркнуть, что он - человек из другого лагеря. «Это было большой неожиданностью для господина Березовского или еще для кого-то, потому что вся истерика идет оттуда. В понедельник они собрали специальное совещание, во вторник - специальное совещание. Хорошо, что я был в командировке... Может, они провоцируют меня на какие-то резкие шаги», - говорит Шахрай в пространном интервью еженедельнику «Коммерсантъ». нужно отметить, что команда Чубайса пыталась даже упредить назначение Шахрая, напоминая через подвластные Владимиру Гусинскому и Борису Березовскому СМИ о негативной роли Шахрая в чеченских событиях, создавая образ ястреба, рассчитывающего вернуться в политику. Между тем Шахрай до последнего времени не отождествлялся у многих наблюдателей с силовым решением чеченского конфликта. Да, он занимался промосковской оппозицией Джохару Дудаеву, однако план непосредственного вовлечения российских войск связывают как раз с отставкой Шахрая с должности министра национальностей и назначением на этот пост одиозного Николая Егорова.

Продолжать доказывать, что на весьма ответственную должность в структуре президентской власти назначен более чем далекий от Анатолия Чубайса человек, по-моему, бессмысленно: и так все ясно. Происшедшее - не просто первое серьезное кадровое поражение Чубайса. Это симптом грядущего возвращения Бориса Ельцина в Кремль, симптом президентского выздоровления. Здоровый Ельцин - в отличие от Ельцина недомогающего - должен быть озабочен новым конструированием знаменитой системы сдержек и противовесов, рассыпавшейся в прах после отставок Александра Коржакова, а затем Александра Лебедя. Очевидно, что назначенный на не самый влиятельный пост Шахрай не будет реально уравновешивать Чубайса, однако это первое серьезное напоминание главе президентской администрации о том, кто в доме хозяин, и о том, что не все так благополучно, как кажется. К тому же назначение Шахрая состоялось на фоне слухов о грядущей отставке главы президентской администрации и о том, что почему бы всегда преданному президенту Сергею Шахраю не заменить Анатолия Чубайса.

Слухи были вскоре опровергнуты - и в приватных беседах, и в прессе - благо, был повод: тот же еженедельник «Коммерсантъ» посвятил назначению Шахрая чуть ли не половину номера, так что можно было рассказать обо всем. Однако уже после выхода знаменательной публикации Шахрай сообщил журналистам, что не собирается заниматься на новой должности политикой, а только правом. Но, собственно, Шахрай почти никогда и не занимался политикой, а только правом - и когда готовил оформляющие российский суверенитет указы председателя Верховного Совета РСФСР Бориса Ельцина. И когда готовил знаменитые указы 1993 года, чтение которых привело к незабываемым последствиям для многих российских политиков. И когда совсем недавно подготовил закон об объявлении Чечни свободной экономической зоной - это тоже право, никакой политики. Именно поэтому упрямое нежелание Шахрая заниматься политикой должно было бы вызвать повышенную нервозность у Анатолия Чубайса: готовность Шахрая выполнять самые деликатные поручения Бориса Ельцина не нуждается в дополнительных комментариях. Можно долго обсуждать, удастся ли Шахраю превратить свой пост в нечто большее, сможет ли он стать заместителем главы президентской администрации не только по должности и как будут в дальнейшем развиваться его взаимоотношения с командой Чубайса. Важно другое - назначение состоялось, Шахрай возвратился к Ельцину, чаши кремлевских весов чуть заметно поколебались... в чью пользу.

В завершение - заключительный диалог из интервью Шахрая «Коммерсанту»:

«...Мои друзья на день рождения повесили мне табличку на дверь: «Народный Шахрай Российской Федерации».

- А что означает слово «шахрай»?

- Скажем так, те, кто меня ненавидит, переводят фамилию с украинского языка как «мошенник», «жулик», «хитрован». А те, кто мне симпатизирует, переводят иначе - «находчивый», «предприимчивый». Естественно, я согласен со второй точкой зрения...»