Дало серьезную трещину еще одно образование, созданное на постсоветском пространстве при активном участии Москвы, - на глазах начал разваливаться Ташкентский пакт, оборонный союз, призванный по планам кремлевских стратегов создать подобие противовеса расширяющемуся на восток НАТО. В общем-то, мало кто предсказывал счастливую судьбу этому образованию даже в момент его рождения - с первого взгляда было ясно, что этот союз был создан скорее по необходимости, чем по взаимной симпатии. России нужно было сохранить свое военное присутствие на территориях бывших советских республик, а тем просто некуда было деваться - для создания собственных вооруженных сил нужны были время и возможности. Однако то, что договор о коллективной безопасности СНГ в самом начале отказались подписать Украина, Грузия и Туркменистан, и стало определяющим для его дальнейшей судьбы.
Со временем стало очевидно, что пути-дорожки бывших «братских республик» постепенно расходятся, однако демонстративно выходить из Ташкентского пакта никто не торопился - участие в нем было чисто символическим, кроме того «союзники» не хотели лишний раз раздражать Москву. Между тем, удобный случай для «спрыгивания с поезда» все же представился. В мае текущего года договор утрачивает силу и требует от всех его членов подтверждения дальнейшего участия в нем.
Думается, что в России ожидали этого момента с некоторыми опасениями. Правильно делали. На проходившей 4 февраля встрече министров иностранных дел в Москве представители всего шести стран - России, Беларуси, Армении, Таджикистана и Киргизстана заявили о своем желании дальнейшего участия в договоре. Из трех оставшихся участников наиболее определенно выразил свою позицию Узбекистан - министр иностранных дел страны, в столице которой был подписан договор о коллективной безопасности СНГ, объявил о выходе своего государства из него. Причиной такого демонстративного акта стал протест против «российской политики, направленной на укрепление связей с бывшими советскими республиками и военного присутствия России в некоторых странах СНГ». Совершенно ясно, что главной причиной такого демарша Ташкента является его желание распространить свое влияние на Таджикистан, в котором у власти сегодня находится поддерживаемое Москвой правительство Рахмонова, которое даже российская пресса называет не иначе как «марионеточным». В ответ на российскую политическую и военную поддержку Душанбе Узбекистан негласно все активнее вдохновлял деятельность таджикской оппозиции.
Своим решением прекратить членство в Ташкентском пакте Узбекистан не только открыто заявил о своей борьбе с Россией за лидерство в регионе, но и создал прецедент для остальных участников этого договора, недовольных московской политикой в СНГ. Процесс разрыва политико-военных связей с Россией вступил в свой новый этап.
В русле решения Узбекистана оказалось заявление на пресс-конференции в Тбилиси командующего пограничными войсками Грузии генерал-лейтенанта Валерия Чхеидзе о том, что его страна вполне способна обеспечить охрану своих границ собственными силами не хуже, чем это удается российским пограничникам. Этим он дал понять, что российских военных очень скоро из Грузии могут попросить.
На последнем заседании министров иностранных дел стран СНГ Грузия не объявила о своем решении относительно участия в Ташкентском пакте, обусловив его выполнением взятых Москвой обязательств в сфере решения проблемы абхазского сепаратизма. На ближайшей встрече глав государств СНГ по этому вопросу ожидаются нелегкие переговоры между российской и грузинской делегациями.
Последний удар по московским амбициям, связанным с желаниями удержать под своим контролем хотя бы часть бывшей империи, был нанесен Азербайджаном. И если сообщение об уходе Узбекистана из «эсэнгэшного оборонного союза» стало новостью номер один для российских масс-медиа, то подобное решение, принятое Баку, они комментировали вяло и без особого энтузиазма. Процесс пошел, и шагреневая кожа Ташкентского пакта стала неумолимо сокращаться. 9 февраля госсоветник президента Азербайджана по внешнеполитическим вопросам Вафа Гулузаде объявил, что его страна также не собирается пролонгировать свое участие в договоре о коллективной безопасности после мая этого года.
Удар этот не стал для Москвы неожиданным. Традиционно сложные отношения между Азербайджаном и Арменией в последнее время снова накалились. Баку уже неоднократно высказывал свое негативное отношение к активизации военного сотрудничества между Россией и Арменией. На недавней встрече с заместителем министра иностранных дел РФ Леонидом Драчевским президент Азербайджана Гейдар Алиев выступил с резким предупреждением по поводу того, что дальнейшие поставки российских вооружений в Армению серьезно повредят отношениям между Москвой и Баку.
С целью подкрепления этого тезиса азербайджанские должностные лица стали усиленно распространять сведения о желании их страны укреплять связи с Североатлантическим блоком, в частности с военными ведомствами США и Турции. Более того, они не исключают возможности предоставления одной из своих военных баз для использования вооруженными силами НАТО.
По мнению экспертов, такие заявления делаются не без ведома президента Азербайджана. А серьезность намерений азербайджанского руководства подтверждает и выбор конкретного объекта, который может быть предоставлен натовцам. Тот же В. Гулузаде на днях сообщил, что его страна может предложить американцам совместное использование одной из бывших советских военных баз в Азербайджане, базу ВВС в поселке Hасосный недалеко от Баку. По его словам, она в прекрасном состоянии, и это далеко не единственный объект, который может быть использован совместно или передан для использования западным партнерам. Гулузаде не исключил также возможности совместного использования с турками других военных объектов, отметив необходимость укрепления военного сотрудничества с Турцией.
Трудно передать реакцию России на демарш Азербайджана. Для Москвы НАТО всегда исполняла роль основного раздражителя, на борьбу с которым поднимались все российские политические силы. И пытаясь не допустить экспансии этой организации с главного, западного направления, они проморгали ее заход с южного фланга. Все тут же вспомнили активное сотрудничество НАТО и Азербайджана по программе «Партнерство во имя мира», обучение азербайджанских военных в турецких колледжах и постепенный переход азербайджанской армии на стандарты Североатлантического блока.
Конечно, все понимают, что пока это все разговоры - база «Насосная» не превратится в одночасье в Инджирлик. Кроме того, азербайджанцы оставили для России шанс предотвратить развитие событий по такому сценарию. Для этого, по словам Гулузаде, Москве необходимо всего лишь ликвидировать свои военные базы в Армении и Грузии, прекратить снабжение армянских вооруженных сил российским оружием и оказать помощь в освобождении оккупированной армянами азербайджанской территории (то бишь, Нагорного Карабаха). Однако, думается, вряд ли Россия сможет выполнить условия Баку - в этом случае она лишится лояльности Армении и потеряет своего единственного союзника на Кавказе.
Концепция существования на пространстве СНГ военно-политической коалиции, подконтрольной Москве, сегодня явно терпит крах, и саммит глав Содружества, запланированный на 26 февраля, вряд ли сможет что-либо изменить в этой тенденции. Сегодня бывшие советские республики в сфере внешней политики ведут себя действительно как независимые страны, и если их стратегические интересы входят в противоречие с московскими, подчинение воле Кремля для них уже более не является единственным выбором.