UA / RU
Поддержать ZN.ua

СЕВЕРОИРЛАНДСКАЯ ЗЕМЛЯ: ЗАСТЫВШИЕ ПРЕГРАДЫ

Два совершенно разных человека стояли рядом в Осло на торжественной церемонии вручения им Нобелевской премии мира за 1998 год...

Автор: Юлия Загоруйко

Два совершенно разных человека стояли рядом в Осло на торжественной церемонии вручения им Нобелевской премии мира за 1998 год. 30 предыдущих лет их разъединяла борьба за одну и ту же землю, но по разные стороны баррикад, и именно в этот год усилием собственной воли и разума они объединились в тяжелом труде - ради мира для этой же, североирландской земли. Они не очень комфортно переносят друг друга, никогда не были замечены в беседах вне переговорного стола, единственный раз в жизни пожали руки - публично, агитируя за всеирландский референдум. Вопрос о личной дружбе вызвал неудобную паузу, тогда один из них сказал: «У нас хорошие рабочие отношения».

И тем не менее они получали одну Нобелевскую премию - на двоих. Потому что при всем несовпадении их политического прошлого, теперешнего и, наверное, будущего, они явили собой пример беспрецедентного компромисса - между враждующими партиями, между католиками и протестантами, между националистами и юнионистами, что привело к подписанию Мирного договора Страстной Пятницы в апреле 1998 года.

Дэвид Тримбл, председатель Партии ольстерских юнионистов, и Джон Хьюм, лидер Социал-демократической и либеральной партии Северной Ирландии, продолжили список, в котором значатся Мартин Лютер Кинг, Нельсон Мандела, Лех Валенса, Михаил Горбачев, Далай-Лама, Мать Тереза. Высшая премия мира уже однажды отправлялась в Ольстер - в 1976 году - ее получили «женщины мира» Мэйрид Корригэн и Бетти Вильямс.

Даже речи, с которыми лауреаты выступили на церемонии в Осло, подчеркивали их разность. Джон Хьюм (не страдающий тщеславием лидера настолько, что даже в руководство Ассамблеи выдвинул заместителя по партии Шеймаса Мэллона), адресовал свою премию «мужественному народу» Северной Ирландии и благодарил его за «спокойный героизм», противостоящий злу и насилию. Дэвид Тримбл, первый министр Североирландской ассамблеи, поэтическую речь солауреата быстро переложил на язык прозы, и использовал свое выступление для акцентирования проблем, не покидающих эту землю.

Действительно, новые тучи недоразумений по простым, казалось бы, вопросам прочно цепляют и грозятся заморозить продвижение мирного процесса в Провинции. Резкий отказ Ирландской республиканской армии

(ИРА) расформироваться и сдать свои военные арсеналы рождает настоящий беспорядок в переговорных рядах. И этот отказ приходит в то время, когда уровень насилия в резко повысился. В текущем году зафиксировано 55 смертей, подавляющее большинство из них в результате терактов или убийств на религиозной почве. Тогда как в прошлом году - 22 убитых, в 96-м - 15, в 95-м - только 9.

В центре Мирного договора заложен компромисс: ИРА сдает свои вооруженные арсеналы и расформировывается - правительство освобождает заключенных террористов, бывших членов ИРА. Особо подчеркивается - эти процессы должны идти параллельно. Что касается правительства Блера, то оно выполнило уже большинство своих обязательств по Мирному договору: освободило 214 заключенных террористов, количество армейских формирований на территории Северной Ирландии сократило с 15 тысяч до 1500, закрыло две военные базы и ликвидировало 4 наблюдательные вышки, аресты террористов сократились на 80%.

Что касается партии Шин Фейн, которая несет политическую ответственность за свое военное крыло - ИРА, то, кроме нечетких обещаний, конкретных результатов по выполнению условий договора не наблюдается. Ольстерские юнионисты (партия Тримбла), призывают правительство немедленно прекратить процесс освобождения заключенных членов ИРА и требуют шагов, ведущих к исключению Шин Фейн из переговорного процесса. В ответ республиканцы из Шин Фейн (партии Джери Адамса), советуют юнионистам ослабить «оголтелый» нажим, который может повернуть боевиков на тропу войны.

Когда Дэвид Тримбл обвинил Джери Адамса в нарушении обещаний, он не учитывал того, что новая политика внутри ИРА, новые назначения и перестановки могут вообще лишить Адамса его влияния на эту структуру, даже если он и останется членом совета армии. Например, в прошлую пятницу руководство ИРА издало заявление об исключении самороспуска и разоружения, невзирая на условия Мирного договора.

Дэвид Тримбл, первый министр Североирландской ассамблеи, заявил на прошлой неделе, что он не будет формировать новый исполнительный орган (в будущем - кабинет министров) с включением туда членов партии Шин Фейн до тех пор, пока ИРА не начнет разоружаться. У республиканцев, которые подписали Договор Страстной Пятницы, действительно, есть только один выбор. Условия договора таковы, что весь арсенал ИРА должен быть уничтожен до мая 2000 года, но начало процесса должно опережать начало работы Североирландской ассамблеи, запланированное на февраль.

Тони Блеру, считающему Мирный договор своим лично «выстраданным» делом, нужен успех. Он отказался, например, согнуться под шквалом требований об отмене освобождения террористов из тюрьмы. Он лично занялся урегулированием тупиковой ситуации вокруг запрета парадов оранжистов, которая не разрешилась с июля, с момента драматических событий в городке Портодаун и в любую минуту может перерасти в новые столкновения.

Вполне возможно, что на решение Блера повлияли субботние события в североирландском городе Лондондерри, где парад начинающих оранжистов спровоцировал выступление против них националистически настроенных молодых ирландцев. И трудно было поверить, что через два дня после того, как Джон Хьюм произнес в Осло свою поэтическую речь в качестве нобелевского лауреата мира, в его родном округе, который он представляет в парламенте, улицы рокотали беспорядками - летели камни, зажигательные бомбы, горел грузовик, метались полицейские отряды в бронированных экипировках. Какой ничтожно малой должна быть искра, чтобы религиозная и политическая непримиримость на этой земле вспыхивала вновь и вновь.

Несмотря ни на что, Лондон и Дублин все же надеются обеспечить быстрое подписание соглашения между двумя главными партиями провинции, в котором бы были сняты все недоразумения по структуре центрального и местных исполнителных органов, а затем, на его основании требовать от Шин Фейн жесткого влияния на ИРА в деле разоружения. Если Лондон собирается делегировать власть в Белфаст в начале февраля, то упомянутое соглашение должно быть подписано до Рождества. Осталось всего пару дней, которые решат, перейдет в новом году Северная Ирландия на самоуправление или упустит этот шанс.