Исполняется год, как работает нынешний Совет министров Крыма. В жизни автономии за это время произошел перелом - сделаны первые шаги по выходу из кризиса, благодаря принятым мерам начался рост производства. Корреспондент «Зеркала недели» встретился с председателем Совета министров Крыма С.Куницыным. Публикуем их беседу.
- Сергей Владимирович, в некоторой степени это уникальная ситуация, когда в одном государстве работают два правительства. Но наряду с этим заметно, что Крым как-то успокоился, начал работать ровнее, появился некий оптимизм в общественных отношениях и даже в крымских газетах. Что бы вы отметили в качестве главного и принципиального достижения в работе нового правительства?
- На мой взгляд, главное достижение этого правительства в том, что оно состоялось как команда единомышленников. Это звучит на первый взгляд парадоксально, ибо правительство впервые в истории новой автономии было сформировано на действительно коалиционной основе четырьмя партиями, которые имеют совершенно разную идеологическую направленность. Но изначально моя политика была направлена на то, чтобы в основу всей работы ставить профессиональные качества и профессиональные подходы. Дело идеологической направленности мы расценивали как личное дело каждого чиновника. За год работы ни разу политические амбиции какой-либо партии не возобладали, все решалось на профессиональном уровне. Такая командная игра по большому счету дала возможность достичь успехов. Благодаря именно такому подходу мы избежали стратегических ошибок или просчетов…
- Что можно сказать о динамике уровня самостоятельности крымских министров и отразилось ли это на положении автономии?
- Одним из первых наших шагов была работа по возврату полномочий Крымской автономии. Я благодарен премьер-министру Украины и Президенту за издание указа, - вы помните, от 23 августа прошлого года, - согласно которому были расширены экономические полномочия правительства. У нас хорошие партнерские отношения с Кабинетом министров Украины, учитывая то, что крымское правительство входит в единую систему исполнительных органов власти. Вместе с тем, сравнивая работу и возможности областных государственных администраций, надо сказать, что у нас возможностей для экономического маневра и работы на порядок больше.
- Каких изменений удалось добиться в экономической сфере?
- Правительство начало работу с внутренней реорганизации - мы сократили на 20 процентов аппарат, сократили целый ряд министерств и комитетов, направили свою деятельность по пути административно-функционального управления. В результате была восстановлена управляемость и влияние правительства на уровне предприятий, в первую очередь госсобственности, крымской собственности, коммунальной собственности, было налажено взаимодействие с местными администрациями в районах и городах. Нам удалось впервые за четыре года закончить 1998 год с ростом объема промышленного производства 2,3 процента, первый квартал нынешнего - уже с ростом 8,5 процента, в апреле этот показатель достиг 11,5 процента, по сравнению с апрелем прошлого года.
Крым собрал на 35 процентов больше налогов чем в прошлом году, мы стабильно идем с выполнением консолидированного бюджета, сейчас в пределах 104 процентов к плану этого года. Нам удалось вывести с ростом производства 9 из 14 отраслей промышленности. По совокупному экономическому рейтингу Крым был на последнем месте в Украине, когда мы начали работать, тот год закончили на 12-м месте, сейчас по совокупным экономическим показателям находимся в первой пятерке.
-А как дела в социальной сфере?
- Это самый больной вопрос. Мы приняли дела, когда долги республики равнялись годовому бюджету. Эта тенденция сейчас переломлена, но основной проблемой все еще остается выплата долгов, ибо мы просто физически не в состоянии за столь короткое время заработать в два раза больше денег, чем обычно предусмотрено бюджетом. Но мы добились значительного снижения долгов - в марте долги по пенсиям снизили на 3 миллиона, в апреле - еще на 3 миллиона и на 2 миллиона - задолженность по заработной плате, но при стомиллионном долге изыскать такой ресурс сразу не можем.
Все надежды связываем с курортным сезоном. По-новому подошли к нему создали координационный совет по его проведению, проанализировали состояние отрасли и работу министерства.
- Над решением каких наиболее значимых проблем сейчас работает крымское правительство?
- У нас есть четыре приоритетных направления работы - это курорт, ряд отраслей промышленности, которые являются бюджетообразующими: сельское хозяйство, как ликвидная отрасль, топливно-энергетический комплекс.
В курортной отрасли перестроили организацию и иначе подошли к реализации курортного потенциала. Активно участвуем в международных выставках-ярмарках, открыли представительства и агентства по туризму в Москве, активно работаем на рынке туризма как в европейских странах, так и у своих соседей, реализуем программу развития туризма в Крыму по линии Европейского союза, подписали хорошее соглашение с Грецией по развитию туризма, ведем реконструкцию всех систем транспорта, наводим порядок в курортной инфраструктуре, пользуясь правами автономии, ведем перестройку налоговой отрасли, например, по патентованию отдельных видов курортной деятельности, провели полную инвентаризацию в этой отрасли.
В сельском хозяйстве также разработали новую стратегию - начали кредитовать отдельные отрасли сельского хозяйства, пусть по минимуму пока, но это дает результат, оно оживает.
В промышленности - «точечная» идеология. Берем конкретное предприятие, то, которое может дать реальный доход и рабочие места, и анализируем, что нужно для того, чтобы вывести его из кризиса. Мы заложили впервые за все эти годы специальный бюджет развития и выдаем практически беспроцентные ссуды под соответствующие бизнес-планы тем предприятиям, которые могут дать отдачу.
Одно из направлений - дальнейшее развитие специальных экономических зон. Сейчас разработаны материалы и уже готовится проект указа Президента по созданию свободной экономической зоны на Южном берегу в Ялте и Алуште, а также в Феодосии и Судаке. Планируется усиление СЭЭЗ «Сиваш» как первого эксперимента на территории Украины.
Разрабатывается также программа деятельности правительства Крыма на срок его полномочий до 2002 года. В ближайшее время мы проведем научно-практическую конференцию с целью детальной отработки этой программы.
По топливно-энергетическому комплексу. Это базовый комплекс, ибо Крым в состоянии в перспективе обеспечить себя на сто процентов газом и даже нефтепродуктами, но эта отрасль требует огромных вложений, которые мы сегодня не всегда можем сделать.
- Некоторые шаги Совета министров являются новаторскими…
- Да. Некоторые наши меры - это действительно ноу-хау. Например, бюджет развития, который нигде в Украине не практикуется... Благодаря ему мы уже больше пяти предприятий подняли с колен, на последнем заседании правительства одобрили программу кредитования из бюджета развития таких отраслей, как птицеводство и свиноводство. Внесли в Верховную Раду Крыма совместно с налоговой администрацией проект постановления о патентовании отдельных видов деятельности с учетом курортной специфики, что может дать до 10 миллионов гривен дохода уже в этом году.
- В сегодняшней сложной ситуации вы взяли на себя политическую ответственность за проведение 55-й годовщины депортации крымских татар с полуострова. В этом направлении правительство предприняло несколько действенных мер, какие результаты это дало?
- Я бы проблему депортированных разделил на две подпроблемы - одна лежит в сфере экономических отношений, другая - в политико-правовой. С одной стороны, главнейшей задачей правительства Крыма является решение при помощи центральных органов власти элементарных жизненных вопросов тех 300 тысяч людей, которые вернулись сюда.
Правительство Крыма избрало сегодня откровенно и открыто другую тактику - мы не разделяем общество на власть и депортированные народы, а говорим, что все вместе - мы, власть, и мы, депортированные народы, - вместе должны решать эту проблему. Этим и обусловлено то, что я взял на себя политическую ответственность и стараюсь сегодня как можно больше времени уделять этим проблемам, чаще бывать в поселках компактного проживания депортированных и при этом принимать конкретные решения. И общение с людьми, понимание процессов, происходящих в поселках, дают конкретные результаты, мы видим, что люди не так агрессивно воспринимают крымскую власть. Они видят, что власть делает шаги навстречу и ведет откровенный диалог с людьми.
Вторая не менее сложная проблема лежит в плоскости решений центральной власти. Это проблема представительства в органах власти, признание органов национального самоуправления. Эти проблемы тоже нужно разделить на две части. С одной стороны, с учетом специфики полуострова, его истории, наличия национальных групп и депортированных народов я вместе с представителем Президента предлагал внести дополнения в переходные положения Конституции и сохранить квоту в крымской Верховной Раде с учетом того, что она уже была. Но только так, чтобы депутаты избирались не на национальных съездах, а чтобы все население их избирало, и тогда это были бы действительно народные избранники. К сожалению, это не нашло поддержки, и сегодня мы имеем проблемы, связанные с этими акциями.
Я хочу сказать, что это очень тонкая и деликатная проблема. Мы ведем активные консультации с Киевом, есть определенные наработки, но ответ на эти вопросы входит в компетенцию Верховной Рады Украины. Если парламент проявит добрую волю и поддержит эти предложения, то нужно внести изменения в Закон о Верховной Раде Крыма и там отразить специфику национального состава Крыма.
Другое дело, что этими подходами нельзя руководствоваться при формировании органов исполнительной власти, потому что это не представительный орган, в котором должны быть представлены все группы населения, а профессиональный орган управления, у которого другие задачи.
То, что в призывах отдельных политических сил имеют место требования создания национально-культурной автономии, - это не секрет. Но если этой проблемой не заниматься с точки зрения политического и социально-экономического прогнозирования, если эти проблемы не решать с точки зрения социально-бытовых вопросов и политико-правового урегулирования, то эта проблема может вообще перерасти в самые крайние экстремистские проявления с непредсказуемыми последствиями.
На мой взгляд, на уровне государства надо разработать общегосударственную концепцию, программу решения этой проблемы, должна выдерживаться четкая линия политики по отношению к Крыму с учетом его национальных и исторических особенностей. И мы готовы принять в ней самое серьезное и активное участие, как люди, живущие на этой земле. Если такой перспективной и действенной программы еще долгое время не будет, у нас могут быть огромные проблемы. Затягивание проблемы - это худший вариант политики, это ведет к усугублению ситуации…