UA / RU
Поддержать ZN.ua

СЕНТЯБРЬ

Дела европейские... На минувшей неделе видимая деятельность внешнеполитического ведомства Украины была сосредоточена на Европе...

Автор: Антон Крюков

Дела европейские...

На минувшей неделе видимая деятельность внешнеполитического ведомства Украины была сосредоточена на Европе. В первую очередь это касается двух визитов в Украину: министра иностранных дел Хорватии Мате Гранича и комиссара Европейской комиссии по внешним связям - фактически тоже министра иностранных дел, только уже «надгосударственной структуры» - Европейского союза - Ханса ван ден Брука.

За последние годы Хорватия воспринималась большинством населения Украины преимущественно в контексте распада Югославии и последующей войны. Стало модным, опираясь на некоторое сходство между положением в СФРЮ и СССР Сербии с Хорватией, с одной стороны, и России с Украиной - с другой, проводить далеко идущие аллюзии, параллели и сопоставления. Кое-кто договаривался до того, если есть Сербия - Россия, Хорватия - Украина, то уж Босния - точно Крым. Стереотипы живучи, поэтому некоторые дипломаты даже немного испугались непривычно большого количества представителей прессы в Борисполе на встрече Гранича - уж не следствие ли это надуманной пикантности встречи «товарищей по несчастью»...

Всякое сравнение хромает, поэтому лучше обратиться к тому, что действительно объединяет Украину и Хорватию. А именно к тому, что до 1990 года значительную долю в товарообороте между СССР и СФРЮ занимала торговля именно между Украиной и Хорватией. Что славой туристского и курортного рая, которой пользовалась в Европе Югославия, она обязана в основном Хорватии. В конце концов то, что тяжелые последствия, в первую очередь психологические, надеемся, закончившейся войны более успешно преодолеваются именно там (другое дело, какую цену за это пришлось заплатить). И что не последнюю роль в этом сыграли украинские солдаты в составе войск ООН, выполнявшие и выполняющие свою миссию в хорватских Западной и Восточной Славонии. Не говоря уже об общих целях (интеграция в Европу) и взглядах на будущее европейской безопасности (активное сотрудничество в рамках натовского «партнерства»).

В Загребе, похоже, тоже не усматривают каких-то «подспудных» объединяющих моментов. Во всяком случае, в Киеве М.Гранич несколько раз подчеркнул, что хорошие перспективы для развития украино-хорватского сотрудничества открываются именно теперь, после подписания Белградских соглашений о нормализации отношений между Хорватией и Союзной республикой Югославия (читай: Сербией).

Мате Гранич совместно со своим коллегой Геннадием Удовенко парафировал Договор о дружбе и сотрудничестве между Украиной и Хорватией. Документ может быть подписан уже в следующем году, в ходе визита Президента Украины Леонида Кучмы в Загреб - соответствующее приглашение было доставлено министром иностранных дел и вручено Президенту лично. Сам Г.Удовенко, возможно, посетит столицу Хорватии уже в начале следующего года. Кроме этого, в Киеве были подписаны соглашения об избежании двойного налогообложения и сотрудничестве в области туризма.

Естественно, в Киеве интересовались точкой зрения хорватского министра на перспективы окончательного урегулирования. Как известно, в настоящее время там проводится две миротворческие операции: натовская в Боснии и Герцеговине и ооновская в хорватской Восточной Славонии, обе - с участием Украины. Мате Гранич весьма оптимистично смотрит на перспективы умиротворения в Восточной Славонии, то есть у себя в стране. Хорватская сторона надеется, сказал он, что до 15 апреля следующего года мандат ООН будет успешно завершен, после чего потребуется около двух месяцев на окончательный вывод миротворческих формирований. Что же касается Боснии, пока ничего не ясно. Многое будет, конечно, зависеть от того, как там пройдут завтра выборы. Однако в любом случае, считает М.Гранич, мандат IFOR необходимо будет продлить года на два, пусть даже и сократив численность задействованных войск.

Важным результатом встреч в Киеве можно назвать выраженную сторонами готовность начать переговоры о заключении соглашения о свободной торговле. Для Украины, стремящейся в Центральноевропейскую ассоциацию свободной торговли, в качестве «непременного условия» должны быть соглашения о таковой со всеми ее членами. В том числе и с Хорватией. Кроме этого, Хорватия поддержала стремление Украины принять участие в восстановлении разрушенной войной экономики как у себя, так и в Боснии. В этом, правда, нет сенсации, ибо не припомню страны, представители которой сказали бы: «Видеть вас в Боснии не желаем!» Другое дело, что отечественные строительные организации, похоже, сидят и ждут, когда им по факсу с голубой каемочкой пришлют подписанные контракты на астрономические суммы, по почте - мешки с долларами, а для руководства и членов семей - бесплатные путевки во всякие Дубровники. Стремление выгрызать эти контракты зубами пока, увы, не отмечено.

* * *

Ханс ван ден Брук, в отличие от Мате Гранича, не в первый раз в Украине. В Киеве ценят его личные усилия, направленные на укрепление сотрудничества между объединенной Европой и ее географическим центром. По крайней мере, Г.Удовенко отметил личный вклад комиссара в принятие решения о признании Украины страной с переходной экономикой, его усилия по ратификации всеми членами ЕС соглашения о сотрудничестве между Украиной и ЕС 1994 года.

Процесс ратификации соглашения медленно, но верно приближается к экватору, кроме Испании, Великобритании и Дании, его уже одобрили парламентарии Италии, Ирландии и Люксембурга. Если темпы сохранятся, то, возможно, не пройдет и трех лет, как соглашение вступит в силу... И хотя со всех сторон, в том числе и от ван ден Брука, идут заверения, что причина задержки - чисто техническая и объясняется исключительно загруженностью национальных парламентов и сложностью процедуры в некоторых из них, представляется, что существуют и другие причины не торопиться.

Украина заявила о своем стремлении вступить в ЕС в качестве стратегической цели на перспективу. Одновременно заявила о своем нежелании вступать в НАТО, во всяком случае в ближайшее время. Тем не менее, складывается парадоксальная картина: сотрудничество с НАТО развивается, во всяком случае сейчас, гораздо более успешно, чем с ЕС. Создается впечатление, что выраженное Президентом страны стремление Украины когда-нибудь вернуться в европейскую семью не географически, но фактически, вызывает у многих в ЕС реакцию типа «воспитанный человек делает вид, что ничего не замечает». Никакого энтузиазма не замечено. И не только потому, что на момент провозглашения данной цели Украина была страной без Конституции и постоянной валюты.

Вступление Украины в ЕС, кода бы оно ни произошло, повлечет за собой значительное изменение сложившегося в объединенной Европе и ее экономике баланса между производителями и покупателями. Это равновесие достаточно шатко, формировалось оно непросто, поэтому многим даже страшно подумать, что в этот «общий рынок» может ворваться Украина с ее металлом, удобрениями, растительным маслом и прочим, причем все это может быть в больших количествах и дешевле. К этому надо добавить много достаточно квалифицированных и неприхотливых людей, известная часть которых спит и видит, как бы занять место европейских гастарбайтеров. Не говоря уже и о том, что есть еще и Россия... Это - «пессимисты», так как «оптимисты», напротив, напоминают, что 52 миллиона - это достаточно неплохой рынок.

Думается, никто из «европейцев» не лукавит, когда говорит о том, каким важным фактором стабильности в Европе является Украина. Не сомневаюсь, что Европа искренне приветствует и принятие Конституции, и введение стабильной (дай Бог) валюты. Однако идеальным, с точки зрения «пессимистов», был бы вариант, если бы Украина «сидела в Киеве тише воды, ниже травы и ни о каких квартирах в Брюсселе не мечтала».

То, что подобный подход характерен для значительной части функционеров Еврокомиссии, - факт. Что может в этой ситуации пойти Украине на пользу? Пожалуй, только время и упорный труд. Да еще постоянные усилия по продвижению украинских товаров на европейские рынки. Это приобретает, кстати, все большую актуальность, поскольку негативное сальдо в торговле с ЕС достигает уже миллиарда долларов.

Ханс ван де Брук приехал, по его словам, в Киев «не с пустыми руками» - в пятницу была подписана индикативная программа помощи Украине в рамках TACIS: ЕС выделяет до 1999 года почти 700 миллионов долларов на различные проекты в Украине. Кроме этого, начато финансирование программы реконструкции украинской энергетики в контексте работ по закрытию ЧАЭС.

Однако гораздо более существенную помощь Еврокомиссия могла бы (если бы захотела!) оказать Украине, изменив правила присутствия украинских товаров на своих рынках: пересмотр квот, предоставление возможности манипулировать различными группами товаров в пределах квот, в конце концов изменить свой подход к Украине принципиально, признав ее, например, развивающейся страной - а это, хотя звучит, возможно, и обидно для некоторых граждан страны, предполагает абсолютно другой, гораздо более льготный режим во внешней торговле. Достижение этих целей выходит на первый план в отношениях Киева и Брюсселя.

Как и во всем, что связано с Украиной, здесь успех связан со сложным сочетанием многих факторов, большинство из которых совершенно не зависит от Киева. Но это уже другая история.