UA / RU
Поддержать ZN.ua

СЕМНАДЦАТЬ МГНОВЕНИЙ ИЕРУСАЛИМСКОЙ ЗИМЫ

Заметки не только о юбилейном сионистском конгрессе Мгновение первое. Юбилейно-показательное. Все, ну абсолютно все мероприятия нынешнего года в Израиле - юбилейные...

Автор: Владимир Кацман

Заметки не только о юбилейном сионистском конгрессе

Мгновение первое. Юбилейно-показательное. Все, ну абсолютно все мероприятия нынешнего года в Израиле - юбилейные. По еврейскому лунному календарю отсчет года 50-летия провозглашения государства и 100-летия сионизма (движения за возвращение евреев на священный Сион) уже начался. И столь значительное для всего остального мира мероприятие, как Новый год, Рождество, меркнут перед этими юбилеями. Это немного напоминает начало семидесятых у нас, когда праздновали столетие Ленина. Все - этому юбилею. Ханукальная скидка в небольшой лавчонке - ему. Роды двойни в тель-авивской клинике - ему. Повышение почтовых тарифов - тоже ему. Кажется, что даже солнце взяло повышенные обязательства не допускать снижения температуры в Иерусалиме ниже +15°С, а на побережьях всех трех израильских морей и вовсе не ниже +20°С. Не уверен, как остальные, но могу констатировать, что солнце с обязательствами успешно справляется.

Мгновенье второе. Приоритетно-американское. Естественно, и 7-й конгресс журналистов еврейских масс-медиа, и 33-й всемирный сионистский конгресс тоже названы юбилейными. Они собрали небывалое количество евреев-активистов всех стран мира. Правда, евреи приехали разные. Скажем, на сионистском конгрессе 29% делегатов избраны в США. Им - полный приоритет на всех мероприятиях конгресса, поскольку никто не скрывает: основные денежные реки в русло мирового сионизма текут именно из-за океана. Иногда создавалось такое впечатление, что и сам юбилейный конгресс созывался для того, чтобы привезенным американским делегатам показать и рассказать, на что тратятся их средства. Да что там: непросвещенные и вовсе бы назвали Америку родиной сионизма, его матерью. А между тем она лишь кормилица.

Мгновение третье. Революционно-«русское»… А между тем вполне справедливо называть и родиной, и матерью сионизма Восточную Европу. Точнее - Польшу, Беларусь, Украину, отчасти Россию. Именно их граждане в начале века в порыве революционного энтузиазма ринулись воплощать в жестокой действительности идеи Теодора Герцля и Зеева Жаботинского. Именно русские, польские, белорусские и украинские евреи были на передовой осушения болот, строительства городов, покорения пустынь земли обетованной - им отводилась почетная миссия первооткрывателей нового Сиона. Евреи Запада предпочитали труд на ниве заключения финансовых и дипломатических договоренностей в поддержку. Но не более. Да и вообще в возрождение Сиона верили не так чтоб уж слишком. Мудрено ли, что верхушки первых правительств еврейского государства составляли все те же выходцы из Восточной Европы… Но времена изменились. И приоритеты тоже. Сегодня многих в Израиле сжигает зависть, если руководителем канцелярии премьера становится «русский еврей» Авигдор Либерман. Если «русская» партия Натана Щаранского добивается на выборах семи парламентских мандатов, достаточных для «завала» любого правительства. Не редкостью в возрожденном Сионе становятся страшилки типа «Русские идут!»

Мгновение четвертое. Продолжение революционно-«русского». Они действительно идут. С революционным энтузиазмом. Как объединенная делегация сионистов из стран СНГ - с надеждой все поменять и изменить 32 голосами из 750. Перед лицом опасности не попасть в руководящие структуры Всемирной сионистской организации (ВСО), а то и вовсе потерять право голоса «наши» евреи из Таджикистана, Узбекистана, Грузии, России, Молдовы, Украины объединились. Жаль вот только мест в шикарных иерусалимских отелях им не досталось. Да что там в шикарных: многим пришлось ночевать у родственников и друзей за десятки километров от святого города, а некоторых расселяли в общежитиях иешлев - студентам, знаете ли, подешевле… И революционный блеск в глазах быстро померк. И, знаете ли, не до энтузиазма было, когда с трибуны конгресса весьма влиятельные деятели ВСО намекнули: дескать, не пора ли сместить акценты работы сионистских организаций, направив усилия не на Восток, а на алию с Запада… План, видимо, и тут оказался выполненным…

Мгновение пятое. Окончание революционно-«русского». Правда, справедливости ради отметим, что права свои делегаты все же отстояли - ни количественно не уступили ни мандата, ни представительства не уступили в сионистском руководстве. Но не более.

Мгновенье шестое. Статистическое. Несколько цифр, прозвучавших на конгрессе, в кулуарах семинаров масс-медиа, из уст чиновников ВОС и «Сохнута», стоит привести нашим читателям «no comments». В странах бывшего Советского Союза сегодня проживает более 1 миллиона 100 тысяч граждан, называющих себя евреями. Более 750 тысяч их бывших сограждан прибыли на постоянное место жительства в Израиль примерно за последние 20 лет. И продолжают прибывать - уже из независимых государств СНГ. В среднем - по 50-60 тысяч ежегодно. За неполный 1997 год в Израиль на постоянное место жительства прибыло 53 тысячи человек из СНГ: 15 тысяч - из России, чуть больше 3 тысяч - из Молдовы, несколько тысяч - из стран средней Азии, Закавказья. Количество «русской» алии сокращается примерно на 8-9% в год. Из других стран мира в Израиль прибыло чуть больше 11 тысяч человек в уходящем году.

Мгновенье седьмое. Статистическое, но особо важное. Из уст Амоса Лахата - исполнительного директора «русского отдела» еврейского агентства «Сохнут» мы узнали такую цифру: в 1997 году 23 тысячи человек прибудет на ПМЖ в Израиль из Украины. Рекорд среди других стран СНГ. Грустный для нас, очевидно, не слишком - для Израиля. Амос Лахат считает, что и в следующем году количество репатриантов из Украины не уменьшится. Украина - лидер по поставкам в землю обетованную мозгов, рабочих рук, армейских статистических единиц. Примерно половина приезжающих - молодежь в возрасте до 25 лет.

Мгновенье восьмое. Почти радостное. Трехтысячный зал конгресс-холла «Беньяней-ха-Ума» аплодировал семнадцатилетней украинской девушке Леночке Перчул. Отчаянно хлопал в ладоши «Биби» Нетанияху. Лена пела на иврите песню о земле обетованной. А из зала кто-то крикнул: «Слава Украине!». Так завершался торжественный правительственный концерт в честь все тех же юбилеев и все тех же конгрессов.

Мгновенье девятое. Сентиментально-ностальгическое. И опять вспомнились времена «голубых огоньков», суперторжественных концертов в Кремлевском, передачи Валентины Леонтьевой «От всей души!». Сценарий праздника в «Беньяней-ха-Ума» был словно бы списан с упомянутых советских программ. И лили слезы встретившиеся прямо на сцене родственники, и пел детский хор, и стучали африканские барабаны, и в прямом телеэфире премьер разговаривал с солдатами на далеком Западном берегу священной реки Иордан. Подумалось, что, наверное, писал сценарий кто-то из тех, кто покидал Союз в 70-е, - так и увез те же стандарты…

Мгновенье десятое. Анекдотическое (для разрядки). Корреспондент израильской газеты спрашивает нового русского репатрианта: «Как вам живется в Израиле, если сказать одним словом?». «Тов», - отвечает репатриант. «Ну а если не одним словом, а шире?» - не отстает журналист. «Ле тов», - не задумываясь отвечает «русский».

Вместо словаря:

«тов» - на иврите «хорошо»;

«ле» - на иврите - либо отрицание «нет», либо отрицательная частичка «не».

Мгновенье одиннадцатое. Правда жизни. Живется тяжело. Трудно найти работу. Особенно трудно выучить язык тем, кто приехал после 15-летнего возраста. Трудно привыкнуть к местным стандартам. В одном из маленьких городков посреди пустыни Негев умнейший человек - бывший кишиневский профессор физики Юрий Розенфельд поделился со мной «ноу-хау»: если выдержишь первые три года депрессии - надейся на повышение жизненного тонуса; если три года испытывал эйфорию - жди депрессии. Поэтому большинство занимается аутотренингом: правда, что там, в бывшем Союзе, так плохо, правда? С надеждой спрашивают, с ожиданием. Чтобы потом вздохнуть: как хорошо, что уехали!

Мгновенье двенадцатое. Продолжение правды жизни. Журналисты израильских русскоязычных газет говорили нам о жуткой тенденции в среде репатриантов из бывшего Союза. Многие становятся большими религиозными ортодоксами, чем выпускники хасидских иешив. Большими экстремистами во взглядах, чем местные радикалы. Большими расистами, чем те, кто не хотел видеть темнокожих и узкоглазых евреев в новом Сионе. Не буду утверждать, что такая точка зрения верна, ибо не наблюдал подобных явлений лично. А вот тот факт, что практически любой разговор на любую тему сводится в среде эмигрантов к так называемому «арабскому вопросу», заставляет задуматься. Иногда и вправду удивительно: неужели учитель из Винницы, музыкант из Киева, парикмахер из Харькова, мясник из Днепропетровска ехали за тридевять земель, чтобы с пеной у рта, до хрипоты обсуждать на маленькой кухне арендуемой за немалые деньги квартирки в бетонном домике проблемы передислокации Цахала на территориях, «зеленую черту» или нюансы ситуации в секторе Газа?

Мгновенье тринадцатое. Снова анекдотическое (из местного черного юмора). Сидят два новых русских репатрианта в соседних туалетных кабинках. «Абрам, слышишь, как ты думаешь: то, чем мы занимаемся, - умственная или физическая работа?». Молчание, потом ответ: «Я думаю, Мойша, что умственная. Если была бы физическая, то наняли бы арабов…».

Мгновения с четырнадцатого по семнадцатое. Без названий и коротко. Концерты Жванецкого, Винокура и Лещенко, Буйнова и «кавээнщиков», наших родных «кроликов» - по-прежнему в Иерусалиме при полных залах. Практически в каждом доме здесь смотрят три российских канала и удивленно спрашивают: «Почему же Украина ничего нам так и не транслирует?» (Переадресовываю вопрос трехсотпятидесяти тысяч наших бывших сограждан-«украинцев» министру информации г-ну Кулику.) Здесь ждут украинских бизнесменов и удивляются отсутствию приглашений местных к нам. Здесь помнят и любят Украину. Потому что наглядно опровергают не такие уж бесспорные выводы отцов - основателей сионизма. Земля обетованная, священный Сион - он не у подножия Масличной горы в Иерусалиме. По крайней мере, не только там. Он - в коротких мгновениях детских воспоминаний, в обрывках фраз на родном языке, в снах, что приходят пусть и нечасто, но ясно и осязаемо. Он - в душе, в памяти. Этот священный Сион твоей родины.

Постскриптум. У древних стен Иерусалима сегодня сошлись раввины - чтобы зажечь ханукальные свечи, ксьондзы - чтобы встретить католическое Рождество, муллы - чтобы пропеть утреннюю молитву. Стены стоят и знают, что так было тысячи лет и так будет. Пока всходит и заходит теплое иерусалимское солнышко.