UA / RU
Поддержать ZN.ua

СЕМЕНОВИЧА РАЗМЕНЯЛИ…

То, что нынешний руководитель НБУ в скором времени оставит свой пост, на самом деле никакая не новость...

Автор: Наталия Яценко

То, что нынешний руководитель НБУ в скором времени оставит свой пост, на самом деле никакая не новость. 63-летний Владимир Семенович Стельмах, которого в кулуарных разговорах часто с подчеркнутым уважением величают Семеновичем, долгие годы был первым замом у Ющенко и возглавил главный банк страны в дни «бархатной революции» 2000-го. Разговоры о его возможной отставке идут, пожалуй, уже год. К примеру, в одном из деловых киевских изданий достоинства и недостатки пятерых потенциальных претендентов в полный голос обсуждались еще в марте. Правда, претенденты были в основном из банковских кругов и самого НБУ.

В середине мая информированные источники сообщили, что Президент остановил свой выбор на Сергее Тигипко, а приподнятое настроение, в котором, судя по всему, пребывал нынешний народный депутат и бывший вице-премьер по экономической реформе, хоть и косвенным образом, но подтверждало данную версию. Однако смена главного банкира страны так и не состоялась. Все парламентские силы были брошены в бой за кресло спикера — разумно ли в таких условиях даже думать о голосовании по кандидатуре нового главы Национального банка?

И Владимир Семенович продолжал руководить. Можно, конечно, представить, сколько сложных рабочих моментов возникало во взаимоотношениях НБУ с другими властными институтами, тем же Минфином, однако кредитно-денежное руководство страны смотрелось на рыхлом общеукраинском фоне сравнительно неплохо и острых публичных претензий не вызывало. Если кто и жаждал «крови», то в качестве повода вполне бы сгодилось сентябрьское рассмотрение в парламенте Основ денежно-кредитной политики на 2003 год. Но, видно, депутаты сочли оное недостойным своего внимания. Ни одного вопроса Владимиру Семеновичу задано не было. Никакой критики не прозвучало.

И вот 12 ноября грянуло некое хиленькое подобие грома. Находящийся на грани отставки премьер пишет письмо Президенту с перечнем всех мыслимых и немыслимых просчетов главы НБУ. И в конце послания просит укрепить руководство Нацбанка.

Возникает вопрос к Леониду Даниловичу и возглавляющему его администрацию Виктору Владимировичу — а что, нельзя было обойтись без вот этого нагнетания фальшивых страстей? Нельзя было решить вопрос уважительно, использовав, к примеру вариант с повышением г-на Стельмаха до должности главы Совета Нацбанка? Обязательны ли были, мягко говоря, необоснованные упреки в непрофессионализме в адрес самого авторитетного на сегодняшний день человека в банковской сфере?

Конечно же, вопросы останутся без ответа. Потому что нравственность в украинской политике — категория, безусловно, лишняя.

Трудно сказать, на что рассчитывал г-н Кинах, «ябедничая» Президенту на главу НБУ. Облагодетельствованный высокой должностью лидер трудовиков поддержит его в суровую годину голосования в сессионном зале? Кому-то выгоден фантастический по своей сути вариант с ротацией в кабинете при сохранении нынешнего премьера? Страна заинтересована в правительстве, которое среди главных инвестиционных приоритетов на полном серьезе называет производство кирпичей и рыбную ловлю? Наверное, лишь желание удержаться на посту не дает возможности разглядеть для всех давным-давно очевидное — кабинет Кинаха себя изжил…

На наш взгляд, случилось это не сегодня и не вчера. Как только в силу внешнеполитических трудностей администрация Президента утратила возможность подпирать Анатолия Кирилловича, нынешнее правительство стало именоваться таким, каким оно в действительности является, то есть слабым. И раньше не блиставшее успехами, оно не в состоянии провести большинство своих инициатив через парламент — где уж тут отстаивать реальность бюджета… Министры и вице-премьеры давно вычистили столы в ожидании перемен или новых должностей. Все, брэнд «правительство Кинаха» умер. Окончательно и бесповоротно.

Кто придет на смену в Белый дом на Грушевского? Попытка смещения главы НБУ наводит на мысль, что г-н Янукович. И что многоопытный в дворцовых интригах Владимир Семенович Стельмах стал попросту жертвой политического размена: Кабмин — донецким, Нацбанк — днепропетровским. Так что вряд ли следует придумывать более сложные, многоходовые схемы, приплетая к вероятной отставке главы банка Ющенко, «Нашу Украину», облигации «Газа Украины» или «миротворческую» миссию Тигипко по созданию парламентского большинства. В украинской политике все зачастую банальнее и проще, чем кажется профессиональным аналитикам. Зато в экономике все может оказаться сложнее.

Нет, никто не говорит о бедствиях в случае прихода в Нацбанк Сергея Леонидовича Тигипко — молодого, делового, рыночно ориентированного, с богатым управленческим и банкирским опытом. Конечно, рынку больше по душе пришлась бы кандидатура с ощутимо меньшим политическим окрасом. Рискнем даже сказать, что стабильная нынче гривня стала возможной во многом благодаря аполитичности НБУ… Ну да что проку мечтать о том, что невозможно в нынешних украинских реалиях. Лишь политик, подпираемый мощной бизнес-группировкой, политик, чьи достоинства есть кому постоянно нахваливать Президенту, имеет шанс сегодня занять главное банкирское кресло.

Как воспримет его финансовая сфера — это в основном ее, сферы, проблемы. Однако разобиженный премьерской цидулой г-н Стельмах не скрывал перед журналистами своих сомнений. Показательно, что лишь очень немногие украинские СМИ решились упомянуть об этом в своих отчетах — ведь речь шла о конфликте интересов. «Я не понимаю людей, которые (или их семьи) владеют банками и хотят стать во главе института, осуществляющего надзор над банками», — говорил Владимир Семенович. И дальше: «Банкиры, уйдя в Верховную Раду, не становятся бывшими»…

К сожалению, в нашей стране нет закона о конфликте интересов. Пару месяцев «ЗН» уже вспоминало об этом, правда, по абсолютно иному поводу — статья касалась механизма закупок за государственные средства. Однако будем откровенны: если скрытый или явный конфликт интересов — одна из примет нашей экономической жизни, то хоть сто законов принимай, а решения будут определяться неписаными правилами межкланового общежития.

Конечно, в нашем «банковском» случае мы бы не исключали, что кандидат на высокий пост может передать принадлежащие ему и его семье акции в управление какой-нибудь солидной, возможно зарубежной, компании. Если так поступают американские президенты, то чем это плохо для потенциального главы украинского центробанка? В конце концов кто-то ведь должен показать пример — ну сколько можно в нашем Отечестве прикрывать собственность фиговыми листочками почетного президентства в футбольных клубах, банках, компаниях?.. Однако что думает по этому поводу единственный сегодня кандидат на должность главы НБУ, нам узнать так и не посчастливилось.

Позиции же политических сил определились очень четко: «Наша Украина» считает требования отставки г-на Стельмаха «незаконными и непрофессиональными», фракции СДПУ(о), НДП и группа «Народный выбор» готовы поддержать назначение на не освободившийся пока пост г-на Тигипко. Удачной считает кандидатуру преемника и г-н Медведчук. Здесь логика очевидна: чем дальше Сергей Леонидович от премьерского кресла, открывающего перспективы 2004 года, тем лучше…