UA / RU
Поддержать ZN.ua

СЕЛЬСКОЕ ПОЗИЦИОНИРОВАНИЕ

Старая и изрядно поднадоевшая всем интрига - кто будет выдвигаться кандидатами в президенты? - почти завершилась...

Автор: Александр Юрчук

Старая и изрядно поднадоевшая всем интрига - кто будет выдвигаться кандидатами в президенты? - почти завершилась. Центральная избирательная комиссия старательно регистрирует документы претендентов, попутно выясняя степень легитимности двух Рухов и пересчитывая трудовые коллективы, которые в едином порыве решили связать свою дальнейшую судьбу с Леонидом Кучмой. В плане, естественно, выдвижения на повторный срок.

Все, что еще могло расколоться в пестром мире украинских партий, уже раскололось. Это называется «политическое позиционирование» - партийные структуры выбирают позицию относительно того или иного претендента. Как только позиция выбрана и все между собой переругались, начинаются разговоры о поиске единого кандидата от:

а) левых (КПУ, СПУ, СелПУ);

б) национал-демократов.

Один-единственный кандидат есть только у СДПУ(о) и НДП. Это Кучма. Правда, для достижения такого позиционирования премьеру Пустовойтенко пришлось лично возглавить народных демократов, так как бывший лидер НДП - Анатолий Матвиенко - не совсем правильно понимает особенности текущего момента. Наверное, он оппортунист. В хорошем смысле этого слова.

Вроде бы все ясно и понятно, но... Остался последний незарегистрированный реальный претендент - спикер Александр Ткаченко.

Пауза

Чем больше актер - тем больше пауза. Ткаченко так непринужденно держит политическую паузу, что можно только умиляться. Он как бы не хочет выдвигаться, так как является простым председателем ВР и занимается серьезным делом.

Однако по стране 14 мая прокатилась волна сельского энтузиазма и 105 трудовых коллективов в едином порыве просят: Александр Николаевич, спикер вы наш ненаглядный, регистрируйтесь поскорее, ведь 13 июня срок заканчивается. «Никогда, - отвечает спикер, - меня просто толкают выдвинуть свою кандидатуру». Впрочем, нет, это заявление Ткаченко сделал еще до начала массовой волны, о которой его верный партийный соратник, лидер СелПУ Сергей Довгань сказал просто: «Никто не ожидал такого подъема». Действительно, все сами пришли и стали выдвигать. С подъемом. А вот после «всенародной инициативы» реакция Александра Николаевича была такой «загадочной», что приходилось ломать себе голову над ее расшифровкой. Смысл его высказываний сводится к следующему: если народ хорошо попросит, а партия (СелПУ) скажет «надо», то он готов. Но только после партийного съезда. До съезда даже думать не следует сбить Ткаченко с верного спикерского пути.

Брэнд-легенда

С грациозностью танка Александр Николаевич совершает изысканные политические маневры, «искусно» интригуя со своим выдвижением.

Его президентская брэнд-легенда (концентрированное выражение имиджевой политики) потрясает своей виртуозностью: простой сельскохозяйственный руководитель, волей случая оказавшийся в кресле спикера и настроенный на конструктивное сотрудничество с Президентом, вынужден подчиниться воле народа. Он понимает, что приходится идти на жертву во благо электората. Даже при наличии отключенной радиотрансляции сессии парламента. Не Ткаченко выдвигается в президенты - этого желают народные массы, организованные СелПУ. Не Ткаченко идет на конфронтацию с Президентом - сама логика политического развития вынуждает его сказать: Леонид Данилович, вы что-то не так делаете. Но не более того, так как никто не хочет подробно вспоминать об ассоциации «Земля и люди».

Вполне логичным дополнением к брэнд-легенде Ткаченко являются и его изощренные электоральные «фишки», которые были заброшены им еще в те времена, когда сессию парламента транслировали по первому каналу национального радио.

«Фишка 1»: только панславянский союз России, Украины и Белоруссии будет способствовать процветанию украинского электората. Практически каждый международный визит Александра Николаевича завершался громким парламентским скандалом. Поехал, например, Ткаченко в Москву и так, чисто по-человечески сказал о необходимости введения единой украинско-белорусско-российской денежной единицы. А в ответ некоторые «горячие руховские парни» стали называть его чуть ли не изменником Родины. После вояжа в Минск Александра Николаевича вообще обвинили в «махровом» панславизме. За что, спрашивается? Человек последовательно отстаивал идею МПА СНГ. Вот и все. Конечно, это покруче, чем «свободная экономическая зона СНГ» Леонида Кучмы, но такова судьба...

«Фишка 2»: знаменитая «оговорка» Ткаченко относительно необходимости оказания «военно-технической помощи» братскому народу Югославии. В свое время она (оговорка) наделала много шуму. Еще бы, ведь Леонид Данилович старательно пытался стать главным миротворцем на Балканах, а в это время украинский спикер говорит о таких удивительных вещах. Правда, как впоследствии выяснилось, Ткаченко имел в виду духовную помощь, без всяких там ракетных комплексов. Но в «электоральную душу» народа «запал» именно неправильный оборот.

«Фишка 3»: программа Национального возрождения Украины. По абсолютно случайному совпадению презентация доработанного варианта программы должна произойти в конце мая, на встрече с руководителями регионов. Естественно, что запланированное на 29 мая выдвижение Ткаченко на съезде СелПУ никак не связано с этой презентацией. Да и сам документ ни в коем случае не должен рассматриваться как программа кандидата в президенты. И, тем более, никакого умысла нет в том, что план возрождения страны будет обсуждаться в парламенте в сентябре-октябре нынешнего года, то есть в разгар предвыборной кампании. Мы опять-таки имеем дело с волей народа.

Единственный и неповторимый

Если свести все «электоральные фишки» Ткаченко в некое синтетическое целое, то вырисовывается образ того самого единого кандидата от левых, о необходимости которого так долго говорили коммунисты. Сами же сторонники марксизма, сжав зубы, вынуждены наблюдать за появлением этого загадочного феномена. Как известно, левые, чтобы продемонстрировать свою готовность к выдвижению согласованной кандидатуры, не закрыли свои партийные съезды. Правда, выдвинулись все, кто хотел: и Петр Симоненко, и Александр Мороз. Из этой парочки сделать «единственного и неповторимого» претендента не получается. И вот появляется Ткаченко, «поглощая» на ходу избирательное «поле» и Симоненко, и Мороза. Очень и очень печальное для амбиций этих лидеров совпадение обстоятельств. Возникает вопрос: на какой основе с ним следует договариваться? Александр Николаевич может, конечно, пообещать коммунистам кресло спикера в случае своего избрания президентом, но это же игра без гарантий. Да и фракционная структура ВР сегодня настолько поменялась, что стоит только Ткаченко оставить свое кресло, как развернется масштабная парламентская интрига со сменой председателей комитетов, заместителей председателя ВР и т.д и т.п.

И в то же время четыре кандидата от левых сил (Витренко, Ткаченко, Мороз и Симоненко) на президентских выборах - это уже явный перебор. Как ни странно, но Кучме также требуется на выборах один-единственный кандидат от левых. Правда, интересы Леонида Даниловича в этом отношении расходятся с возможными планами «верного слуги партии», то есть Александра Николаевича. Кучме нужен Симоненко и никто больше. А тут на предвыборную сцену выходит спикер с программой возрождения. И что ты будешь в этом случае делать?

Лидер СелПУ Сергей Довгань утверждает, что выдвижение Ткаченко - это всего лишь один из «козырей» предвыборной тактики селян. Дескать, «в рукаве» у СелПУ еще много чего припрятано. Возможно, что это и так. Пока же ясно одно:

1) Ткаченко старательно играет роль «пассивного субъекта» процесса выдвижения (вариант - «народ просит»)

2) селяне стараются подстраховаться от возможных неожиданных шагов своего «протеже». Например, они планируют закрепить такую достаточно необычную избирательную норму: кандидат Ткаченко может отказаться от дальнейшего участия в предвыборной гонке только после согласия съезда партии;

3) на данном этапе избирательной кампании все левые структуры выдвинули своих претендентов и теперь делают вид, что ищут единого кандидата;

4) регистрация Александра Ткаченко кандидатом в президенты коренным образом меняет предвыборный и внутрипарламентский расклад.