Его жертвой может стать финансовая помощь США зарубежным странам
Оказывается, принятие бюджета в летнее время является прерогативой не только украинских законодателей. В этот же период над главным экономическим законом страны в поте лица трудятся их коллеги в далеком Вашингтоне. Правда, в этих параллельных процессах законотворчества имеется незначительная разница - американцы готовят бюджет не на текущий, а на следующий, 1998 финансовый год, который в отличие от года календарного начинается уже через каких-то пару месяцев - 1 октября.
После того, как в Конгрессе и Белом доме обосновались представители антагонистических политических сил, утверждение бюджета стало тем полем боя, на котором сражение между республиканцами и демократами идет особенно бескомпромиссно, можно сказать, не на жизнь, а на смерть. Пиком этой борьбы можно считать знаменитый «шатдаун» конца 1995 года, когда из-за несогласия Билла Клинтона с показателями утвержденного конгрессменами бюджета прекратилось финансирование практически всех бюджетных организаций, их сотрудники были отправлены в неоплачиваемые отпуска, а политическая жизнь в Вашингтоне была на долгое время парализована. Тогда камнем преткновения стало финансирование социальных программ, в том числе знаменитого детища четы Клинтонов - реформы здравоохранения. В дальнейшем определились и другие приоритеты, вокруг которых бюджетная возня происходит практически ежегодно, - расходы на оборону и финансирование различных государственных структур.
Однако в этом году под горячую руку конгрессменов попала экономическая помощь США другим странам. Особенно досталось странам бывшего СССР, включая и ту, в которой мы с вами проживаем. Итак, все по порядку.
Администрация президента США на новый финансовый год запросила в качестве помощи для новых независимых государств 900 миллионов долларов. По сравнению с 625 миллионами, выделенными для этого в текущем году, увеличение значительное - чуть меньше, чем на одну треть. Большая часть этих денег должна была пойти на создание условий для развития бизнеса в этих странах. Новая программа, получившая название «Партнерство во имя свободы», должна была быть направлена на улучшение законодательной базы для проведения экономических реформ в этих государствах, укрепления положения американских компаний в регионе и развитие малого бизнеса.
Согласно предложениям администрации Клинтона, Россия должна была получить еще 100 миллионов долларов в дополнение к выделенным ранее 241 миллиону и выйти на третье место по американской финансовой помощи, вытеснив с него Украину, которой были обещаны те же 225 миллионов, что и в этом году. Предполагалось и значительное увеличение суммы для других девяти государств СНГ, особенно для таких, как Азербайджан, Грузия, Казахстан и Таджикистан.
Однако запланированные экономические программы в этих государствах окажутся под большим вопросом, если Конгресс США отрежет немалую часть от того, что в американской прессе принято называть «пирогом экономической помощи».
Пока что соответствующий комитет Сената высказался за уменьшение суммы финансовой помощи странам СНГ, предложенной президентом США, на 10 процентов. Но подкомитет по зарубежной деятельности комитета по ассигнованиям Палаты представителей пошел еще дальше - он урезал сумму президента почти на треть, возвратив ее на уровень 1997 года - к все тем же 625 миллионам. Здесь кампанию по сокращению финансовой помощи возглавляет сам председатель подкомитета - республиканец из Алабамы Сонни Каллахан. По мнению аналитиков, он это делает с особым вдохновением и упорством и не потому, что в бюджете не хватает денег на эти программы, а просто из принципа. Один из американских наблюдателей пояснил, что Каллахан просто-напросто не любит отсылать за границу деньги налогоплательщиков его страны.
Вместе с тем, многое из того, что предлагает подкомитет Каллахана, может кардинально измениться, пока законопроект примет свой окончательный вид. Он еще не прошел обсуждение в комитете по ассигнованиям Палаты представителей. После этого предстоит раздельное голосование по нему в обеих палатах Конгресса, которое должно состояться до парламентских каникул, начинающихся 1 августа. Наконец, если проголосованные варианты Сената и Палаты представителей будут принципиально различаться, законодатели создадут смешанный согласительный комитет, которому на протяжении сентября предстоит ликвидировать эти различия. Окончательное решение должно быть принято до 31 сентября. А далее все будет зависеть от президента, который уже сегодня высказывает свое несогласие с отдельными пунктами парламентского законопроекта.
На сегодняшний день обе палаты Конгресса достигли принципиального согласия по двум вопросам.
Первый - вся финансовая помощь России должна быть ликвидирована, если Москва будет продолжать поддержку ядерной программы Ирана. Здесь можно было бы злорадно потереть руки и вспомнить добрым словом нашего Президента, пообещавшего американцам не участвовать в поставке комплектующих для иранской атомной станции, если бы не второй пункт. А в нем записано, что помощь Украине должна быть уменьшена наполовину, если Киев не искоренит коррупцию в высших эшелонах власти, не начнет эффективную борьбу с преступностью и не перестанет ущемлять американские компании, работающие в Украине. Комментарии излишни.
Вместе с тем, успешно сработали грузинские и армянские лоббистские группы - помощь Грузии планируется увеличить до 100 миллионов долларов, а Армении - до 95 миллионов. В отношении Армении складывается вообще любопытная ситуация. Еще в 1992 году конгрессмены приняли закон, ограничивающий любую американскую помощь программам, спонсируемым правительством Азербайджана. Тогда это объясняли необходимостью осуществлять давление на Баку с целью ослабления его экономической блокады Армении. Сегодня этот запрет снят, ясное дело, по причине участия американских компаний в разработке богатейших каспийских нефтяных месторождений. В проект сенатской бюджетной резолюции включено разрешение выделения государственных кредитов и займов этим компаниям. Более того, обе палаты согласились на разрешение проведения государственными органами США мероприятий по оказанию азербайджанской стороне помощи в осуществлении демократических преобразований в стране и направлении гуманитарных миссий в Нагорный Карабах. Так что многочисленная армянская диаспора в США на этот раз, похоже, оказалась нейтрализованной.
Однако следует отметить, что печальная судьба американских денежных инъекций может постигнуть не только страны СНГ. Под большим вопросом на сегодняшний день находится вторая по объему помощь США Египту, а это не много, не мало - 2,1 миллиарда долларов. Вопрос полного аннулирования этой суммы был поставлен членами сенатского комитета по причине «подрыва президентом Мубараком мирного процесса на Ближнем Востоке» и активизации сотрудничества АРЕ с Ливией.
В конце хочется отметить вот что. Сама финансовая помощь США проблемы не решает. Тем более, что деньги эти идут в большей степени на оплату товаров и услуг американских компаний, поставляющих их в Украину. Дело здесь в другом. Объем этой помощи, ее тенденции роста или сокращения являются лакмусовой бумажкой для иностранных инвесторов, желающих вести бизнес у нас в стране, по ней они определяют благонадежность государства. Если же американские миллионы все же окажутся усеченными, да еще и с такой формулировкой, какая присутствует сегодня, на крупных инвестиционных проектах в Украине в ближайшем будущем однозначно можно ставить крест.