UA / RU
Поддержать ZN.ua

РЫНОК ВООРУЖЕНИЙ В ЦЕНТРАЛЬНОЙ ЕВРОПЕ: НОВАЯ РЕАЛЬНОСТЬ

Европейский военно-политический ландшафт пребывает в ожидании мощных тектонических сдвигов. Уже ...

Автор: Владимир Перепадя

Европейский военно-политический ландшафт пребывает в ожидании мощных тектонических сдвигов. Уже к середине нынешнего года Североатлантический альянс намерен определиться в вопросе об очередности приема новых членов. Однако уже сейчас страны-кандидаты плавно входят в фазу глубоких трансформаций, которые коренным образом преобразят военную мощь стран Центральной Европы, ранее входивших в военно- политические структуры Варшавского Договора. Все одиннадцать государств, подавших заявки на прием в НАТО, приступили к преобразованию своих вооруженных сил, чтобы приблизить их к стандартам, принятым в НАТО. В практической плоскости это означает обновление арсеналов и систем управления. По оценкам американского Конгресса, расширение НАТО на Восток потребует в ближайшие 15 лет от новых членов альянса от 90 до 190 миллиардов немецких марок. К освоению этого гигантского нового рынка уже приступили американские, французские, шведские и британские производители вооружений. Новые возможности на Востоке приобретают особое значение на фоне устойчивой тенденции к снижению затрат на оборону в странах- членах НАТО. В восточноевропейских столицах уже ведутся переговоры по закупкам новейших высокотехнологичных систем вооружений. Список возглавляют американские самолеты F 16 ( Lockheed Martin ) и F/A 18 Hornet (McDonnel Douglas ), а также французские Mirage 2000 ( Dassault ). Свой сектор рынка пытаются освоить и шведы, продвигающие многоцелевой истребитель Gripen JAS- 39 (SAAB). Особо перспективным считается также рынок тяжелых наземных систем оружия. Наибольший интерес проявляется к танкам - здесь в палитре предложений самыми яркими вариантами являются американские М1 Abrams, британские Challenger и французские Leclerc, по техническим характеристикам являющиеся аналогом германских Leopard II. Повышенный интерес восточноевропейских столиц к новейшим вооружениям объясняется расчетом на то, что быстрый переход на стандарты НАТО ускорит их интеграцию в структуры Североатлантического альянса.

Уже в следующем году Венгрия и Польша намерены начать переоснащение своих ВВС , что будет означать отказ от ставших в послевоенное время традиционными МИГов советского и русского производства. Польша планирует окончательно снять с вооружения двести МИГ- 21 и заменить их новейшими машинами западного производства. Особенно настойчиво работает Варшава и над модернизацией структур контроля и управления войсками. К концу 1996 года 67 000 офицеров Войска Польского пройдут переподготовку, призванную завершить переход на стандарты НАТО. Не менее уверенно перестраиваются и Вооруженные силы Чешской Республики. Программа модернизации предусматривает осуществить к 2005 году переход на вооружения, принятые в НАТО, причем перестройке подлежит и оборонная промышленность. Венгрия, которая еще в 1994 году закупала вооружения у России ( в счет погашения почти трехмиллиардного долга Москвы Будапешту), намерена к 2000 году расстаться с реликтами советской эпохи - МИГ-21. Переговоры о закупке 30 шведских истребителей Gripen JAS (SAAB) идут полным ходом, сумма контракта оценивается в 1,8 миллиарда германских марок. Румыния, которой трудно рассчитывать на скорый прием в НАТО, ведет переговоры с американской фирмой Bell Helicopter Textron o строительстве у себя завода по производству боевых вертолетов. Ориентировочный объем американских инвестиций в этот проект - 150 миллионов германских марок. Часть продукции будущего совместного предприятия предназначена для сбыта в страны бывшего Варшавского блока.

Таким образом, центральноевропейский массив, еще недавно поглощавший огромное количество советского вооружения и обеспечивавший загрузку мощностей советского и постсоветского военно-промышленного комплекса, уходит как бы в иное измерение и окончательно рвет привязку к советским военным технологиям. Правда, не вполне ясны источники финансирования столь масштабных программ перевооружения. Так, например, венгерская армия, насчитывающая 64 000 человек, в 1995 году получила из бюджета сумму, эквивалентную всего лишь 918 миллионам германских марок. Однако господствующая тенденция на рынке вооружений в Центральной Европе однозначна - прочь от систем вооружений, производящихся в странах СНГ. Переломить ее пытается Москва, правда, до сих пор без видимого успеха. Россия стремится сохранить за собой хотя бы часть центральноевропейского рынка военной продукции в рамках переговоров о расширении НАТО. Так, одним из компонентов цены продвижения блока на Восток Россия хотела бы видеть в сохранении за собой определенного фрагмента рынка в Центральной Европе даже после того, как страны региона вольются в Североатлантический альянс. Во всяком случае Россия в этом вопросе вправе рассчитывать на совпадение интересов с США в вопросе о судьбе военно-промышленного комплекса бывших стран - участниц Варшавского Договора. Ни Москва, ни Вашингтон не желают конкуренции центральноевропейских государств на мировом рынке вооружений. Политическое давление обеих столиц на правительства потенциальных членов НАТО в этом вопросе достаточно массивно. Кроме того, Россия справедливо рассматривает свой военно-промышленный комплекс как один из немногих надежных источников валютных поступлений. Только Китаю Москва продала в 1995 году вооружений на 1,5 миллиарда германских марок. Россия, обладающая огромным потенциалом новейших технических разработок в военной сфере и проводящая агрессивный маркетинг в странах третьего мира, менее всего заинтересована в соперничестве бывших союзников из Чехии или Польши на рынках развивающихся стран. Таким образом, экспортного будущего у военной промышленности стран Центральной Европы нет и это грозит превратиться для них со временем в трудноразрешимую экономическую проблему. Ее вряд ли смягчит программа конверсии, не давшая до сих пор ни в одной стране бывшего советского блока ощутимых результатов.