UA / RU
Поддержать ZN.ua

РОССИЯ МОЖЕТ ИСПОЛЬЗОВАТЬ ЯДЕРНОЕ ОРУЖИЕ ПЕРВОЙ

В двух случаях: если начнется широкомасштабная война и если не будет решена проблема недофинансирования армии.....

Автор: Валерий Саенко

В двух случаях: если начнется широкомасштабная война и если не будет решена проблема недофинансирования армии...

После позорного ухода российских войск из Чечни даже человеку, далекому от военных вопросов, стало очевидно, что вооруженные силы России нуждаются в коренном реформировании. И вот наконец-то аппарат Совета обороны РФ на основе анализа предложений по военному строительству в Российской Федерации, поступивших от различных организаций, учреждений и граждан России, разработал схему реформирования вооруженных сил и других войск Российской Федерации до 2005 года.

Схемой предусмотрено, что это реформирование будет осуществляться при неуклонном соблюдении принципа сохранения Российской Федерацией способности осуществлять ядерное сдерживание от любого вида масштабной агрессии против нее и союзных с ней государств. При этом проект предполагает твердо придерживаться такой позиции, что для отражения агрессии регионального масштаба (деэскалации вооруженного конфликта) Россией могут быть использованы все обычные средства вооруженной борьбы, которыми она располагает.

Вообще же военное строительство и мобилизационная подготовка экономики в России должна осуществляться, исходя из таких главных целей:

- локальный вооруженный конфликт должен быть нейтрализован в основном силами одного территориального объединения войск (военного округа);

- региональный вооруженный конфликт должен быть нейтрализован в основном силами двух-трех военных округов.

В случае угрозы перерастания агрессии из фазы регионального вооруженного конфликта в широкомасштабную войну Россия может использовать ядерное оружие первой для нанесения обезоруживающего удара по военным объектам.

Нанесение ограниченного ядерного удара стратегическими ядерными силами осуществляется для деэскалации вооруженного конфликта и предотвращения его перерастания в широкомасштабную войну против России и ее союзников.

Военную реформу предполагается осуществить поэтапно, имея конечной целью приведение в соответствие боевых возможностей вооруженных сил и других войск как существующим и потенциальным угрозам и вызовам безопасности России и ее союзников, так и экономическим возможностям страны.

Первый этап - 1997-2000 гг. Учитывая ограниченные экономические возможности государства в этот период, основные усилия будут направлены на оптимизацию существующей структуры центральных органов военного управления, сокращения их состава и численности за счет укрупнения задач, решаемых в области обороны и военной безопасности России и ее союзников. Одновременно будет создана целостная система управления всеми вооруженными формированиями в стране с единым планированием подготовки и ведения военных действий вооруженными силами и другими войсками.

Второй этап - 2001-2005 гг. С учетом прогнозных оценок развития экономики государства предусматривается проведение глубоких структурных изменений в вооруженных силах и других войсках, переведя их полностью на комплектование только военнослужащими, проходящими военную службу по контракту, с созданием системы подготовки военно-обученных резервистов. В этот период должна быть завершена реорганизация военно-промышленного комплекса, обеспечен выпуск в необходимом количестве современных вооружения и военной техники для нужд обороны.

Сокращение численности вооруженных сил и других войск должно быть осуществлено в рамках этапов военной реформы.

К концу первого этапа численность вооруженных сил будет сокращена до 1,2 млн. военнослужащих, а других войск - в общей сложности на 30%. При этом максимально сокращается количество военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, а из состава вооруженных сил и других войск выводятся все воинские формирования, выполняющие не свойственные вооруженным силам функции, в том числе военно-строительные отряды с образованием при необходимости Федеральной службы специального строительства.

К концу второго этапа военной реформы при сохранении благоприятных военно-политических условий Россия должна иметь общую численность вооруженных сил и других войск до 1,7 млн. военнослужащих. При этом общее количество генералов (адмиралов) не должно превышать 0,1% от суммарной численности военнослужащих.

Социальное обеспечение и переподготовка по гражданским специальностям офицеров и прапорщиков, увольняемых из вооруженных сил и других войск в связи с их сокращением, предусматривается в рамках специально разрабатываемой общегосударственной программы, финансируемой отдельной строкой бюджетных расходов государства, а также за счет внебюджетных поступлений от реализации реприватизации высвобождаемых при сокращении вооруженных сил и других войск предприятий, объектов, имущества и земельных участков.

Совершенствование военно-технической политики в Российской Федерации предусматривается за счет реализации государством мероприятий, направленных на сохранение научно-производственных и мобилизационных мощностей промышленности по созданию и выпуску ВВТ; разработку и осуществление долгосрочных (до 10-15 лет) программ вооружения, подготовки и развития производственных мощностей промышленности, способных в рамках государственного оборонного заказа обеспечить оснащение вооруженных сил и других войск современным ВВТ; оптимизацию (унификацию) номенклатуры разрабатываемых и поставляемых в войска образцов ВВТ; расширение экспорта самых современных образцов ВВТ (при соблюдении Россией обязательств по нераспространению определенных видов вооружения и технологии их производства). При этом Россия должна вернуть утраченные позиции на рынке вооружения и военной техники и оказания военно-технических услуг.

Развитие военного и военно-технического сотрудничества Российской Федерации со странами СНГ (с приоритетом для участников Договора о коллективной безопасности) предусматривается прежде всего в таких областях, как: координация планов военного строительства, стратегического развертывания воинских формирований и их боевого применения; проведение совместных учений, командно-штабных военных игр и тренировок; совместное использование сложных военно-технических систем; создание (реанимирование) единых систем не только противовоздушной обороны, но и предупреждения о ракетном нападении, контроля космического пространства и т.п.; подготовка военных кадров; совместное производство экспортных образцов ВВТ.

Сотрудничество с военными партнерами, в том числе с государствами, входящими в НАТО, предусматривается развивать в направлении координации усилий по подготовке и проведению миротворческих операций.

Основные моменты проекта реформирования российской армии были озвучены министром обороны РФ И.Родионовым на совместной с секретарем Совета обороны Юрием Батуриным пресс-конференции в конце прошлой недели.

Кроме уже приведенных выше, на этой пресс-конференции были приведены еще несколько любопытных фактов.

Так, было сообщено, что на 1 января 1998 года штатная численность вооруженных сил России составит 1,5 миллиона человек. По словам министра обороны, решение о сокращении численности войск в течение 1997 года на 200 тыс. человек принято президентом России. Родионов сообщил также, что на сегодняшний день в вооруженных силах России насчитывается 1928 генералов.

Любопытно, что согласно приведенным данным, штатная численность войск МВД составляет на сегодняшний день 251 тыс. 543 человека, они укомплектованы на 85 проц., а штатная численность войск федеральной пограничной службы составляет 205 тыс. 154 человека, при укомплектованности 94 проц. Штатная же численность войск всех силовых структур составляет на сегодняшний день 2 млн. 401 тыс. 127 человек, при укомплектованности 83,9 проц.

Между тем было отмечено, что качественные параметры вооруженных сил России подошли к критической черте.

По словам Батурина, в последние годы вооруженные силы России финансировались на 60 процентов от минимальных потребностей, практически прекратилась модернизация армии, и если не принять кардинальных мер по реформе, флот останется без боевых кораблей, авиация - без самолетов.

В свою очередь, министр обороны РФ сообщил, что в 1996 году по продовольствию армия и флот получили 55,7 процента от утвержденной федеральным законом суммы, по вещевому имуществу - 49,8, по топливу - 81,2, ремонту техники - 25,0, транспортным расходам - 51,0, связи - 10,0, медобслуживанию - 5,7 процента.

В связи с этим Родионов сделал свое знаменитое сенсационное заявление относительно ракетных ядерных сил России. Он безапелляционно заявил, что, если не будет решена пресловутая проблема недофинансирования, ставшая вопросом «выживания» для армии, то нельзя исключать снижения надежности и устойчивости систем управления стратегическими ядерными силами России.

Министр обороны уверен, что эти системы будут разрушаться, потому что кончаются гарантийные сроки. Их надо или снимать, или заменять новыми. Через год-два-три такой возможности замены может не быть, если не будут приняты меры.

Родионов успокоил присутствующих, что пока все системы управляемы, работают под контролем. В качестве аргументов он привел оценки разведок стран НАТО, которые, по его словам, высоко оценивают состояние стратегических ядерных сил России и систем управления.

Вот здесь отставной генерал и слукавил. Еще в прошлом году тогдашний директор ЦРУ Джон Дейч докладывал руководству США об угрожающем положении дел в стратегических ядерных силах России. Легко догадаться, что за прошедшее время ситуация разве что только усугубилась.

Конечно, подобное заявление сделано было не для того, чтобы предупредить американцев об угрозе несанкционированного пуска баллистической ракеты с российской территории и дать дополнительный козырь в руки сторонников немедленного развертывания системы противоракетной обороны американского континента, а скорее для «внутреннего употребления». Неизвестно, достиг ли он внутренних целей, но то, что на Западе появился лишний повод поговорить об «этой вечно нестабильной и непредсказуемой России», а Черномырдину пережить несколько неприятных минут на совместной с Гором пресс-конференции в США, - это известно точно.