UA / RU
Поддержать ZN.ua

РОССИЯ И ЧЕЧНЯ ПЫТАЮТСЯ ГОВОРИТЬ

ПОКА НА РАЗНЫХ ЯЗЫКАХ... Согласно Дейтонским договоренностям, международные доноры под руководств...

Автор: Михаил Соколовский

ПОКА НА РАЗНЫХ ЯЗЫКАХ...

Согласно Дейтонским договоренностям, международные доноры под руководством Всемирного банка составили трехгодичную программу восстановления важнейших объектов Боснии и Герцеговины, стоимость которой составит 5,1 миллиарда долларов. С начала 1996 года доноры уже выделили на эту программу 3,2 миллиарда долларов, из них вклад одних США в первые два года действия этой программы составил 524 миллиона долларов, ожидается, что к этой сумме будет добавлено еще 200 миллионов в 1998 финансовом году.

Чеченская Республика, пострадавшая от войны несравненно больше, чем все республики бывшей Югославии, не получила от международного сообщества ни цента. Потому как формально есть субъектом федерации. Несмотря на это, маленькая республика все больше и больше обретает черты независимого государства, и только лишь по причине определенных, устоявшихся международных правил остается не признанной другими странами мира.

Подписав договор с Татарстаном и открыв там свое представительство, Грозный продолжает создавать и другие атрибуты суверенного государства. Однако для дальнейших шагов чеченскому руководству необходимо решить три ключевых вопроса с бывшей метрополией - о компенсации убытков, нанесенных российской армией Ичкерии, о транспортировке нефти через территорию республики и о подписании договора, определяющего его отношения с Москвой. Эти три вопроса и станут ключевыми во время предстоящей встречи президентов России и Чечни. На сегодня известно, что сама встреча должна состоятся до 20 августа в Москве или в Подмосковье. О том, насколько важны для России предстоящие переговоры, свидетельствует хотя бы тот факт, что Борис Ельцин уединился на своей даче в Барвихе для подготовки к ней.

Российско-чеченская встреча готовится уже довольно давно. В Москве побывал вице-премьер Ахмед Закаев, ожидается визит Мовлади Удугова. Пока обсуждались только в большей степени первый и в меньшей второй вопросы. Обе стороны согласны, что финансирование восстановительных работ неоправданно затягивается, а как оно может не затягиваться, если денег в России не хватает даже на выплату зарплат и пенсий. В этих условиях россияне не долго думая предложили чеченцам использовать долги Москве бывших союзных республик, многие из которых являются абсолютно безнадежными. (Кстати, представители Чечни настояли на исключении из списка должников Украины в знак благодарности за поддержку чеченцев в их войне против России.) Предполагается, что Грозный мог бы получать в зачет этих долгов стройматериалы, оборудование и т.д. по бартерному методу. Что же касается транспортировки нефти и восстановления нефтехимического комплекса Чечни, то политического решения здесь, пожалуй, маловато, необходимы для начала как минимум положительные сдвиги в вопросе первом.

Будучи не в состоянии хоть в какой-то мере способствовать восстановлению разрушенной ею же самой Чечни (а это было ясно изначально), Россия практически создает все условия для реализации давнишней мечты чеченцев - создания собственного государства. Главная предпосылка для этого - подписание некоего широкомасштабного договора между Москвой и Грозным. Причем договор, по мнению чеченцев, должен быть межгосударственным, одним из ключевых моментов его должно быть соглашение об открытии посольств РФ и Чечни в Грозном и Москве. Руководство России в принципе уже готово идти на подписание некоего объемного документа с чеченским руководством, однако имеют в виду нечто другое. Предлагается договор о разграничении полномочий типа подписанного РФ с Татарстаном.

Конечно, ни президента Аслана Масхадова, ни других руководителей Ичкерии московский вариант не устраивает. Это будет выглядеть просто как измена по отношению к десяткам тысяч погибших в войне с Россией. И чтобы у Москвы не оставалось сомнений в намерениях Чечни, в последние дни ее руководители проводят ряд демонстративных акций, призванных продемонстрировать Кремлю, что «торг здесь неуместен».

Все началось с нового государственного праздника Чечни - 6 августа, дня, когда в Грозном российской армии было нанесено последнее и решающее поражение. В этот день, объявленный Масхадовым выходным, в Грозном были организованы масштабные мероприятия с военным парадом включительно. Накануне же сам президент выступил по местному телевидению с программным заявлением, в котором заявил, что строительство независимого Чеченского государства потребует от народа новых огромных усилий и тягот. По словам Масхадова, Чечня вступила в своем развитии в новый исторический этап, на котором главной задачей становится укрепить его основу - ислам. Еще одним любопытным моментом этого выступления стало решение президента создать государственную комиссию по кадровой чистке, что вызвано проникновением во властные структуры республики «скрытых врагов ее независимости». Масхадов заявил, что Чечня выступает за единый Кавказ и создание в регионе организации, аналогичной ОБСЕ. Что же касается Москвы, то он пообещал соотечественникам вскоре подписать с ней межгосударственный договор с установлением дипотношений в полном объеме. Президент Чечни пообещал, что республика вскоре будет иметь свои паспорта, автомобильные номерные знаки, а официальное делопроизводство во всех государственных учреждениях будет переведено на чеченский язык.

Практически одновременно с выступлением чеченского президента вице-премьер Муса Дошукаев сообщил российским корреспондентам, что в республике разрабатывается государственная доктрина национальной безопасности. Комиссия, в которую входят секретарь совета безопасности Дока Умаров, руководители национальной службы безопасности, МВД и конституционного суда, должна предоставить проект доктрины президенту и парламенту Чечни уже к 1 сентября.

Демонстративным вызовом России можно считать и назначение Масхадовым вдовы первого чеченского президента Алевтины Дудаевой своим генеральным представителем по особым поручениям. Отныне на нее будет возлагаться выполнение наиболее важных задач в области установления и развития отношений с различными странами мира и международными организациями.

Перед встречей со своим российским коллегой Аслан Масхадов посетил Ингушетию, где встретился с ее лидером Русланом Аушевым. Конфиденциальная встреча двух кавказских президентов проходила в Назрани, а обсуждался на ней широкий круг вопросов, связанных с последними событиями на Кавказе и проблемами межнациональных отношений в этом регионе. Но это не единственная внешнеполитическая акция, проведенная Масхадовым накануне своей поездки в Москву. Недавно в прессу просочились сведения о том, что в Грозном готовятся к встрече чеченского и грузинского президентов. Во всяком случае,

Э. Шеварднадзе выразил согласие встретиться с чеченским лидером в первой половине августа. Предмет переговоров - решение проблем, доставшихся обоим народам в наследие от грузино-абхазской войны. Как известно, на стороне Сухуми тогда воевали и представители Чечни, что в последствии стало результатом резкого ухудшения отношений Тбилиси и Грозного.

Понятно, что все демонстративные действия чеченского руководства направлены на то, чтобы ясно дать Москве понять, что независимо от результатов встречи Ельцина и Масхадова Чечня свой выбор уже сделала, назад дороги у нее нет. Для России же она как чемодан без ручки - и нести нет сил, и бросить жалко. И чем скорее российские лидеры сделают для себя однозначный выбор, тем быстрее будет развязан клубок кавказских проблем.